Найти тему
ХРОНИКИ ИСТОРИИ

Малоизвестные факты о гибели Титаника, которые не рассказывали обществу

Причина и обстоятельства гибели знаменитого водного титана будоражат умы людей даже сегодня. Несмотря на то, что события той холодной апрельской ночи 1912 года воссозданы до мельчайших подробностей, остается много вопросов.

Большинство из нас знает подробности этой истории благодаря известному фильму Джеймса Кэмерона. Конечно, картина получилась зрелищной и драматичной - редко кто может сдержать слезы при ее просмотре. Режиссер тщательно изучал материалы перед съемкой, чтобы максимально точно воспроизвести те роковые события. Тем не менее информация, представленная в фильме “Титаник” не является полностью достоверной, ведь акцент в фильме больше сделан на судьбах персонажей, чем на деталях катастрофы.

Сегодня предлагаем вам ознакомиться с информацией о крушении “Титаника”, полученной при тщательном расследовании, т. е. из реальных источников. Это поможет развеять некоторые мифы и домыслы касательно катастрофы.

Немного справки о непотопляемом лайнере

В свое время “Титаник” был самым крупным судном. Он стал детищем английской компании White Star Line. Кроме известного судна, эта компания произвела на свет его братьев - “Олимпик” и “Британник”. Главой судостроительной компании был американец Джон Пирпонт Морган, а директором-распорядителем был Джозеф Брюс Исмей, который также отправился в первое плавание корабля и стал одним из главных свидетелей.

“Титаник”
“Титаник”

Производители утверждали, будто бы “Титаник” непотопляемый. Объясняли они это тем, что у судна двойное дно, а нижние палубы разделены на 16 отсеков водонепроницаемыми перегородками. Как мы знаем теперь, это был всего лишь маркетинговый ход. В рекламе просто была скрыта часть правды - корабль действительно мог держаться на плаву, если у него были бы затоплены всего несколько отсеков (4 смежных в носу или в карме или 2 изолированных отсека). В остальных же случаях кораблю грозила катастрофа.

Не зря герой Леонардо ди Каприо так обрадовался, когда выиграл билет на рейс до Америки, ведь попасть на борт беднякам было нелегко. Аристократы не скупились покупать каюты первого класса, которые стоили 500 фунтов. Если сравнивать, то годовая зарплата капитана была 1250 фунтов. Люди из средних слоев общества (фермеры, разные рабочие) все-таки могли позволить себе купить места в 3-м классе и составляли большую часть пассажиров - 700 человек.

Роковая ночь

Днем 14 апреля экипажу поступило 7 ледовых предупреждений, они фиксировались на карту, а маршрут время от времени изменялся. Однако по непонятным причинам радист принял не все предупреждения (со слов свидетелей, он просто отлучался с рабочего места), что стало одной из причин столкновения с айсбергом. В ночь на 15 апреля “Титаник” плыл в северной части Атлантики - она известна дрейфующими айсбергами. Наблюдатели внимательно следили за водной гладью, но по стечению обстоятельств на судне отсутствовали бинокли, а ночь была безлунная. Все это привело к тому, что ледяную глыбу поздно заметили, и корабль, который плыл на высокой скорости, принял на себя смертоносный удар.

-3

К счастью, некоторым пассажирам удалось спастись. До Нью-Йорка они доплыли на судне “Карпатия”, который прибыл им на помощь. Есть сведения, что другой корабль “Калифорниэн” во время трагедии находился на более близком расстоянии, но почему-то не поспешил на помощь.

Двойное расследование

Итак, 18 апреля выжившие прибыли в Америку, и юрисконсульт Уильям Смит, он же сенатор штата Мичиган, организовал расследование по поводу кораблекрушения. Уже на следующий день начались заседания, которые продолжались 1, 5 мес., было опрошено 82 человека. Многие свидетели давали уклончивые или невнятные ответы, иногда показания сильно отличались. Было ли это вызвано потрясением после катастрофы или желанием скрыть правду- сложно сказать. Больше всего следственный подкомитет американского сената интересовали показания экипажа - после трагедии удалось спастись 4 офицерам и 42 сотрудникам из палубной команды.

Долго допрашивали Чарльза Герберта Лайтоллера - старшего офицера и второго помощника капитана. Он пользовался тем, что сенаторы были мало знакомы с судоходным делом, поэтому часто давал размытые ответы. Действительно, ему было что скрывать. Во-первых, он утверждал, что ничего не знал о том, что корабль вошел в район дрейфующих айсбергов. Ему дали послушать предупреждающие радиограммы, полученные от парохода “Америка” - те самые которые были пропущены. На это он ответил невнятно, сказав, что слышал несколько предупреждений, но от какого судна точно не знает. В свою защиту он добавил, что некоторые радиограммы он даже обсуждал с капитаном Смитом за пару часов до крушения.

Во-вторых, следователи пытались выяснить, почему было так мало шлюпок и почему в них оставались свободные места. Насчет количества шлюпок помощник капитана ответил, что их число равнялась 20, и это не нарушало правила. Дело в том, что в начале 20 века количество спасательных лодок рассчитывалось по среднему стандарту, а не по количеству пассажиров. Лайтоллер также подтвердил, что незадолго до первого плавания “Титаника” были проведены испытания спасательных средств. Однако он умолчал о том, что шлюпки проходили проверку с небольшим количеством пассажиров, поэтому никто не мог знать точную нагрузку на шлюпку - поэтому во время эвакуации было решено оставить свободные места. Кстати, пассажирам третьего класса вовсе не запрещалось занимать места в шлюпках только после того, как будет эвакуирован весь первый класс - выжившие свидетели это подтвердили. Однако большинство из них все же погибло - по предположениям это случилось потому, что малообразованные пассажиры третьего класса не знали языка и были нерешительны в своих действиях.

-4

Много вопросов было к Гарольду Брайду - второму радисту. Он уверял, что тоже не знал о пропущенных предупреждениях, которые должен был принять первый радист Филлипс. Исходя из этих показаний, у следователей сложилось впечатление, что работа персонала плохо контролировалась.

Особое внимание американские сенаторы уделили допросу Джозефа Брюса Исмея, ведь как представитель White Star Line он нес часть ответственности за случившееся. Следователи предположили, что его присутствие могло вызывать некоторое напряжение среди экипажа. Дело в том, что в первом рейсе судно должно было показать себя с самой лучшей стороны - как минимум плыть на максимальной скорости.

Выяснилось, что Исмей ничего не знал о нарушениях, которые допустили командование. Он также утверждал, что никак не влиял на решения персонала, а корабль шел на скорости 75 оборотов, хотя максимум для “Титаника” был до 80 оборотов винта в минуту. Директору судостроительной компании удалось выкрутиться, иначе бы White Star Line завалили бы претензии от потерпевших.

Еще один помощник капитана Джозеф Боксхолл сказал, что вообще не слышал ни об одном предупреждении об айсбергах. К тому же именно он дал показания о том, что в момент катастрофы недалеко от “Титаника” находилось другое судно (позднее выяснилось, что это был “Канифорниэн”). Эту информацию подтвердили несколько других членов экипажа. С их слов они активно сигналили “Калифорниэну”, но так и не получили ответа. Капитан “Калифорниэна” в свое оправдание сказал, что видел сигнальные огни и дал распоряжение вахтенному офицеру установить связь с “Титаником”.

Кадр из фильма “Титаник”
Кадр из фильма “Титаник”

Американское расследование вынесло вердикт, что виной кораблекрушения стали обстоятельства непреодолимой силы. Все же сенатор отметил, что человеческий фактор тоже имел место быть, ведь в ходе следствия были выявлены явное нарушение дисциплины на корабле и неподготовленность персонала к экстренной ситуации.

Однако британцы были недовольны тем, что США превысили полномочия, вмешавшись в английские дела. Поэтому в Великобритании было проведено свое расследование, его возглавил лорд Мерси. Причем в английскую комиссию вошли люди, знакомые с мореплаванием. Второе расследование гибели “Титаника” продлилось до середины лета 1912 г. На родине свидетелей так же тщательно допрашивали. Стоит отметить, что английская комиссия больше внимания уделяла проблемам навигации и мореплавания, они старались воспроизвести катастрофу с технической точки зрения. Также следователи выясняли, почему выжило много членов экипажа, а пассажиры, наоборот, в большинстве своем погибли. Дело оказалось в том, что в каждой шапке нужен был моряк, чтобы координировать работу на воде.

Споры о крушении “Титаника” не прекращаются и сегодня, находятся новые теории и предположения. Хоть точной причины трагедии расследования так и не выяснили, были сделаны выводы, благодаря которым можно будет предотвратить подобные катастрофы в будущем.

Друзья, мы будем очень признательны за вашу поддержку! Лайк, комментарий, подписка нам очень помогут. Спасибо за внимание.