Найти тему

«Влияние пандемии на преступление несовершеннолетних в Новосибирской области за 2020 год»

Статья на тему:

«Влияние пандемии на преступление несовершеннолетних в Новосибирской области за 2020 год»

​Сегодня в условиях пандемии происхо дятизменения во всех сферах жизни не только российского общества, но и мира в целом. Уже начался процесс переоценки этических норм и социокультурных ценностей, разрушение идеалов и взглядов, составлявших основу общества, что существенно повлияло на трансформацию криминогенной ситуации.​​В числе наименее устойчивых и защищенных социальных групп населения в ситуации кризиса оказались несовершеннолетние. Вынужденный перевод на дистанционное обучение, разрыв устоявшихся социальных связей, невозможность привычных социальных ритуалов взаимодействия, и в целом, ограничение взаимодействия. Такое положение вещей приводит современных подростков к разрыву с формировавшимися в обществе стандартами и нормами поведения, что, в свою очередь обусловливает их уклонение от гражданских и иных обязанностей, неприятие ценностей сложившейся культуры. Сегодня нарушение стабильности базовых основ структуры общества приводит несовершеннолетних к желанию уйти от действительности из-за безуспешных попыток адаптироваться к новым условиям социокультурной среды. Однако кризисная ситуация нестабильности лишь усиливает потребность человека в идентификации в значимой социальной среде. Реализуя эту потребность, подростки стремятся к объединению в группы с себе подобными, однако сегодня они «уходят» в интернет-пространство, где социальные требования могут быть существенно снижены либо отсутствовать вовсе, где нормы поведения не зависят от требований взрослых, а социокультурный уровень доступен своей легкостью восприятия и примитивностью.​​​​​​​Стремление к реализации целого ряда как психологических, так и социокультурныхпотребностей подростков обусловливает появление «в заоблачном» пространстве неформальных групп несовершеннолетних. Именно здесь сегодня происходит социокультурная идентификация личности в группе, порождающая чувство уверенности, стабильности и единства со средой. В этой группе несовершеннолетний принимает ряд определенных ценностей, идеологических норм, происходит распределение ролей в групповой иерархии, что и считается справедливым и дает ему ощущение социальной и психологической защищенности. В ряде случаев именно социокультурная идентификация и является целью создания неформальных объединений (групп) несовершеннолетних без умысла противоправных действий ее членов. ​​​​​​​​​​​Степень конфликта между обществом и неформальными группами несовершеннолетних зависит от различных воззрений на жизнь, привычек, стереотипов мышления и поведения, различных ценностей, затрудняющих взаимопонимание людей, препятствующих возникновению сочувствия, сопереживания и вызывающих протест по отношению к социокультурным нормам общества. В сегодняшних условиях внезапной трансформации системообразующих институтов общества важно не допустить перерастания этих групп несовершеннолетних в антисоциальные.​​​​​По мнению ученых, криминальная субкультура, как правило, находится в противоречии с господствующими в обществе ценностями. Таким образом, попадая в преступную группу, восприняв ее субкультуру, человек как бы освобождается от ряда социальных запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм крими нальной субкультуры. Эта теория дает нам возможность понять глубину корней причинного комплекса преступности. Сегодняшняя ситуация подтверждает справедливость предостережения, высказанного почти сто лет назад.​​​​Эволюция культурного развития общества – долгий и сложный процесс. Соответственно и выявление причин отклоняющегося и преступного поведения несовершеннолетних – процесс многоплановый, затрагивающий глубинные аспекты взаимодействия личности с социокультурной средой.​​​​​​​​Долгие годы, российские криминологи подробно изучали комплекс причин преступности. Однако феномену социокультурной идентификации личности как одному из факторов отклоняющегося и преступного поведения несовершеннолетних, на наш взгляд, уделялось недостаточное внимание.​​Рассматривая преступную группу несовершеннолетних как особый социум, следует подчеркнуть закономерность причинно-следственных связей между мотивами, потребностями любого ее члена и соответствующей социокультурной средой данной группы. Таким образом, выделение из общей массы группы несовершеннолетних с особыми интересами и потребностями, социальными ролями приводит к развитию специфической культуры, обслуживающей их социокультурныепотребности.​​​​Одним из признаков бытования субкультуры в преступных группах несовершеннолетних является преемственность ее традиций, которую обеспечивает одновременное проживание в ней представителей нескольких поколений. Каждое из этих поколений отличается разным уровнем вовлеченности и информированности в общем объеме субкультуры. К сожалению, современные возможности интернета существенного расширили пути проникновения и влияния субкультуры на формирующееся сознание молодежи. Говоря об организованной преступной группе несовершеннолетних, надо отметить, что ее лидером, как правило, является взрослый, уже побывавший в местах лишения свободы. Он и выступает носителем субкультуры преступного мира и «учителем» несовершеннолетних, передавая свои «ценности» в последующее поколение. Сегодня, наряду с традиционными средствами и способами передачи информации, скорость ее получения, погружения и принятия, значительно возрастает. Более того, этот процесс осложняется невозможностью контроля. ​Таким образом, «обученное» поколение, в силу своих психологических и социальных установок, тяготеет к законам, нормам жизни данной преступной группы, испытывая естественную потребность в ее субкультуре. Приобщенность несовершеннолетних к субкультуре преступной группы:​Следует помнить, что агрессивность подростков (при учете природных особенностей темперамента) формируется в основном как форма протеста социализации, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, в том числе в силу осознаваемой социокультурной дезадаптации, что конечном итоге проявляется и в противоправном поведении.​Современная ситуация с пандемией и ее разрушительные последствия значительно затрудняют включение подростков в социально признаваемую и социально одобряемую духовно-практическую деятельность вне интернета [. В свою очередь, сложившиеся сегодня условия жизни заставляют несовершеннолетних пересматривать способы, формы и пути социализации, личностного становления с учетом широкого доступа и распространения IT-технологий, подчас проявляя агрессивные паттерны поведения.