Мы рождаемся и живем в семье, перенимая из нее представление о том, как и с кем нужно жить, как строить партнерские отношения, сколько следует иметь детей, как их воспитывать и т. д. Это семейный сценарий —передающийся из поколения в поколение, формирующийся под воздействием исторических, культурных, социальных, бытовых условий.
Таким образом, мы связаны с нашим родом, с нашими предками, со всеми следами, оставленными в памяти опытом предшествующих поколений. Мы незримо перенимаем на себя не только хорошее, но и все то, что не высказано, не завершено, все те травмы, страхи и установки, которые были в нашем роду.
Это называется интергенерационная передача, когда передача происходит между поколениями, знавшими друг друга. Это то, что мы слышали, осознавали, это то, что нам известно. Или трансгенерационная передача — когда передача идет через несколько поколений и это то, что скрыто, не сформулировано, тайно.
Шок, страдания, боли, травмы, личные или семейные тайны, все то, что было незавершенным, не проработанным, все не урегулированное прошлыми поколениями может передаваться и глубоким образом отпечатываться в нас. Так возникают жизненные сценарии, предписания, разрушающие установки. Это то, что относится к «там и тогда», а не дает жить полноценной жизнью «здесь и сейчас».
Казалось бы, как могут быть связаны такие вещи как наши родители, прародители, их жизни и тот факт, что пара уже долгое время не имеет детей. Эта кажется мистикой. Но на моей практике это подтверждалось неоднократно. Когда приходит пара, у которой долгое время не получается зачать ребенка, которая уже прошла всевозможные обследования и лечения, но дело не сдвинулось с «мертвой точки». Нужно погружаться в семейную историю.
И там обязательно будет история, связанная с горем, утратой, тяжелой жизнью, потерей здоровья, свободы и т. д.
Это может быть история про то, как умерла прабабушка в родах, дети росли с мачехой, обделенные любовью и заботой. И правнучка живет с разрушающей установкой, что «лучше совсем не рожать, чем знать, что твоих детей бьют и наказывают…»
Или история про то, как беременная женщина была уязвима, жизнь ее дальнейшая превращалась в тяжкий и непрерывный труд. И по роду передавалась установка или сценарий жизни, что «если и иметь ребенка, то только одного и только если жизнь полностью обеспечена...».
Это может быть история про старшую дочь в семье, которая не выходила замуж, а всю жизнь помогала матери. И обнаружится совпадение дат или имен и бессознательный перенос «не жить своей жизнью».
Это может быть история пронеравный вынужденный брак «Дворяне и крестьяне». Про аборты, выкидыши и замершие беременности, тяжелые врожденные болезни и т. д.
Анализ семейных сценариев, предписаний и соотнесение реальных актуальных проблем пары позволяет выявить полученные «по наследству» неосознаваемые разрушительные установки.
Работая с геносоциограммой, я вижу, как на протяжении времени меняется семья. Как она расширяется, или наоборот уменьшается, где возникают проблемы у ее членов. Потери, травмы, неудачные операции, отсутствие детей у партнеров приводят к вопросам: что произошло в семье и как то, что случилось, проявляется здесь и сейчас? Это позволяет находить трансгенерационные связи, исследовать их, чтобы разрешать проблемы сегодня, а не передавать их, как кирпичик, следующим поколениям.