«Самые интересные годы-это студенческое время учебы,» говорил мой отец, Бодров Алексей Иванович. Сам он окончил высшее учебное заведение в Москве и долгие годы работал в Хвощёвской средней школе учителем русского языка и литературы. Любовь к своим предметам он старался передать ученикам.
Когда в 1962 году я сдала выпускные экзамены, то встал вопрос- что делать? Поступить на работу вожатой, или в детсад? Но отец строго сказал:» Никакой отсрочки! Пока свежо все в памяти, иначе потом все забудется и поступать в вуз будет намного труднее.» Мы долго разговаривали вечером, мы любили беседовать, родители всегда давали хорошие советы. Мама посоветовала поступать в педагогический институт и папа ее поддержал. Он сказал, что учителя находятся постоянно среди нарядных, веселых и красивых детей, их интересно обучать, ходить с ними в походы, водить на экскурсии, готовить различные мероприятия. После этого разговора я долго не спала, обдумывая этот совет. Вспомнила свою первую учительницу, Татьяну Семеновну, ее доброжелательность по отношению к нам, детям, потом мысленно представила педагогов средних и старших классов. « Да, я тоже смогу так же проводить интересные уроки и заниматься с ребятишками»-подумала я и поделилась своим решением с бабушкой, моей неизменной подругой и советчицей. Она обрадовалась, ведь я буду поступать в Горьковский институт, а не в Москву, где учился папа. Ей, простой крестьянке, было трудно навещать его, ведь Москва-столица, огромный город. Она смеялась, рассказывая, как впервые приехала в студенческое общежитие, и в фойе увидела в большом зеркале свое отражение. «Что это за женщина стоит в моем платье? Я ведь только вчера его сшила!». Мне было понятно ее удивление- откуда могла безграмотная бабка Настя знать, что такое зеркало. В их маленькой деревне Кудрёшки тогда их и в помине не было. В таком мажорном настроении я уснула, и сны мне снились о детях, которые окружали меня. В руках они держали букеты цветов , а их личики были похожи на розовые бутоны…Утром я проснулась рано, спать больше не хотелось. До моей комнаты доносился запах вкусной маминой сдобы, раздавались голоса родителей. Они тоже были довольны, что я выбрала такую почетную и нужную профессию. Лето пролетело за обычными делами, походами в лес за ягодами и грибами, но кроме того я повторяла материал учебников, перечитывала свои сочинения.. Потом мы с папой поехали в г. Горький подавать мои документы в педагогический институт и в приемной комиссии я написала заявление.
Но вот приближались вступительные экзамены, я ,конечно, волновалась, но была уверена в своих знаниях.
Рано утром на другой день мы с родителями пошли на остановку. Автобусов тогда не было и до нашей деревни ходили грузотакси с брезентовым тентом сверху и скамейками вдоль бортов. До Горького добрались быстро, оставили вещи у папиной сестры, тети Маши Новиковой и сразу же пошли в институт, благо, было недалеко. Красивое величественное здание на площади Минина поразило меня. Лестницы из светлого мрамора, стенды, барельефы, портреты на стенах- все мне очень понравилось.
Самый первый экзамен мне предстояло сдать по рисованию, так как я поступала на педагогический факультет, отделение начальных классов. Родители остались в коридоре возле окна, а я вошла в просторную аудиторию. Здесь уже была комиссия из трех человек, двух женщин средних лет и одного седоватого мужчины, а за столами сидели абитуриенты, все девушки. На столе перед нами стоял огромный куб, сверкающий гранями , а подальше крынка для молока, сделанная из глины. Возле нее лежал огурец и красный помидор. Это , конечно, были муляжи.
-Рисуйте кто что хочет, или натюрморт, или геометрическую фигуру,- сказал нам мужчина. Я выбрала то, что мне было ближе, то, что видела тысячи раз, то есть- натюрморт. Взяв простой карандаш, сделала набросок, а потом раскрасила, не забыв даже на зеленом огурце сделать темные пупырышки, а на помидорах отразить глянцевую боковую поверхность. Все это заняло у меня минут 35.
Взяв листок, я подошла к столу и положила его перед комиссией. Они удивленно переглянулись, а мужчина как-то странно хмыкнул. Получив первую пятерку, я выскочила в коридор, и вприпрыжку бросилась к родителям, которые тоже удивились и поцеловали меня. Второе испытание было по пению. Пропеть куплет я смогла, но когда меня попросили повторить на камертоне какую-то мелодию, я сбилась, и услышав вердикт «Слух детский!» и получив трояк, немного расстроилась, но потом успокоилась: »Ничего, мне всего 16 лет, повзрослею и все наладится!».
Сочинение я, конечно написала на 5, так как это был мой любимый предмет и читала я очень много, хорошо знала классиков и была знакома с творчеством многих зарубежных писателей.
Особенно меня обрадовало то, что тема совпала с темой того сочинения. Что я писала в школе-«Роль коммунистической партии в романах «Поднятая целина» и «Молодая гвардия». Взяв сразу чистовик, я за час написала работу и сдала. Я не боялась, что у меня будут ошибки, так как знала все правила орфографии и пунктуации.
В этот же день родители уехали домой, оставив меня в общежитии на площади Лядова. Нас было в комнате шесть девушек, все из разных районов, провинциалки.
Вечером они группой пошли гулять, а я осталась, боялась, города не знала, сидела на чемодане, опасаясь, что у меня украдут деньги и нарядные платья…Потом затолкала чемодан под кровать, легла, взяв в руки учебник, прочитала три параграфа и крепко уснула. Забыв про деньги и воров.
Утром я сдала историю на тройку. Мне достался билет »Восстание Болотникова», его я не очень знала.
Но вечером все-таки отважилась прогуляться по улице Свердлова до нашего института. Меня поразили высокие дома. Красивые витрины магазинов, трамваи, мчащиеся со звоном и грохотом.
Это сейчас улица Большая Покровская( бывшая ул. Свердлова )стала пешеходной улицей, а тогда по ней ездили легковые машины, трамвай№1.
С этой улицей у меня до сих пор связана масса приятных воспоминаний: магазин «Галантерея»,» где мы постоянно покупали сумочки, зонты, косметику. Сирень» - магазинчик парфюмерии и косметики.
Магазин «Океан», где было огромное количество рыбы, соленой, копченой, свежей, морепродукты, деликатесы..
А рядом находился магазин, где продавались колбасы и сыры. Колбаса тогда была дефицитом и мы раскрывали рты, видя висящие батоны розовой вареной колбасы, целые связки сарделек и сосисок, кольца копченой. Вернувшись в общежитие, я снова садилась за учебник, ведь надо было сдать еще математику , которую я боялась, как огня. Девушек в нашей группе осталось наполовину меньше, отсеялись многие, не сдав сочинение…
Математику я тоже сдала на 3, и забыв обо всем на свете, помчалась в свою самую лучшую на свете деревушку Макариху. Снова начались походы в лес, сенокос, прополка, чтение художественной литературы, поливка овощей, сбор малины и смородины.
Но в конце августа родители направили меня в институт, чтобы узнать, поступила я или нет.
Подойдя к институту, я немного оробела, но потом вошла в вестибюль и сразу увидела толпу, которая стояла у стены, рассматривая списки поступивших абитуриентов. Я сразу начала смотреть фамилии в начале списка и мои зоркие глаза увидели одну интересующую меня- Бодрова В.
В сердце что-то щелкнуло, зазвенело, возникла какая-то непонятная мелодия, и я словно зомби, ничего не видя и не слыша вокруг ,спустилась по лестнице и вышла на улицу. Остановилась, постояла и до меня дошло: »Я поступила, ура!» Меня охватило ликование, легкость, восторг, хотелось с кем- то поделиться , жаль, что не было тогда телефонов…Купив свое любимое ленинградское «Эскимо», я села в 13 троллейбус, доехала до Щербинок, потом до Богородска и уже через 40 минут была дома.
По моему лицу родители все поняли и стали меня поздравлять, приговаривая- Наша Валюша теперь студентка! Отец был горд и счастлив, мама вообще светилась, ведь из нашей деревни в вузах учились единицы. Остальные поступали или в ПТУ, или на швейную фабрику, или на работу.
Накануне 1 сентября я поселилась у тети Маши Новиковой, папиной сестры, потому что первокурсникам места в общежитии не давали, не было мест. Жила в мансарде, под самым потолком, но радовало, что я одна, комната чистая и светлая, кровать удобная и мягкая, а тетя добрая и приветливая. Мама каждый раз присылала ей молока, сметану, творог, малину, смородину.
Но учиться пришлось лишь 3 дня- уже 4сентября мы ехали в кузове огромного грузовика в Чкаловский район, в деревню Соломаты на уборку картофеля.
Поселили нас в школьном интернате, мы были довольны, комнаты просторные, светлые, кровати застелены чистым бельем. Каждый вечер привозили молоко, мед, яблоки, крупы, хлеб, макароны. Нам было весело, работали на поле мы на совесть, большинство девушек были деревенские, городских в нашей группе оказалось только трое: Лена Самсонова, Таня Тиберкова и Женя Симакина. Мы устроили соревнование по количеству набранных ведер и я уступала лишь Кате Вахониной, которая была даже шустрее меня.
Председатель несколько раз хвалил нас и шутил: »Оставайтесь в нашем колхозе навсегда!» Мы очень удивились, услышав местный говор. Здесь не признавали окончаний существительных в творительном падеже- сгребай сено граблям, кусай зубам, не вертите головам.
Это нас очень смешило. В баню нас приглашала соседка, которой мы активно помогали: носили воду из пруда, дрова из сарая, приносили продукты из магазина. После бани девочки наводили марафет и бежали в клуб на танцы. Я не ходила, потому что парни в Соломатах были очень привязчивые и нахальные, по вечерам заглядывали в окна, встречали нас на крыльце, распивали пиво, сквернословили.
Работали мы весь сентябрь, потом нас отвезли в Горький и отпустили по домам на неделю, чтобы смогли отдохнуть перед учебой. Вот я тогда поняла, что такое разлука с домом, все здесь казалось бесконечно родным, дорогим и очень красивым: дома, колодцы, березы возле школы, мост через реку, по которому мы ежедневно ходили в лес. Особенно привлекали меня длинокосые ивы, растущие вдоль реки .Их сажал отец, чтобы корни укрепляли берег- здесь река делала изгиб и вода вплотную подходила к нашему огороду, затапливая грядки, погреб, баню. Это случалось после дождей. А также в половодье. Я помню, как мы надевали сапоги. Чтобы спуститься в погреб за огурцами и помидорами.
Отдых показался мне райским наслаждением- походы в лес, чтение новых журналов и книг, купание в любимой Кудьме, встречи с одноклассниками- все радовало сердце. По вечерам мы с сестрой Верой ходили в клуб, смотрели фильмы, потом танцевали. Там я видела иногда Ивана, моего бывшего соседа по парте, он работал в школе лаборантом,
Хорошо разбирался в технике, знал неплохо физику и умел обращаться с приборами.
Неделя промелькнула как рассеявшийся сон и я поехала «грызть» гранит науки. Учиться было очень интересно, ведь все новое, незнакомое, просторные кабинеты, разные преподаватели…Наш факультет готовил настоящих универсалов, ведь нам надо было учить детей и пению, и рисованию, много времени уделялось физкультуре, вот где мы показывали свое развитие! Я любила брусья, получала только пятерки, мы занимались на шведской стенке, на беговых дорожках, сдавали нормативы.
Особенно увлекали меня занятия по трудовому обучению. Чего только мы не делали на них! Вышивали гладью, крестиком, шили на электрических швейных машинках, лобзиком выпиливали резьбу, выжигали узоры, делали поделки из природного материала.
Нас водили в ботанический сад, где знакомили с различными растениями. Однажды ботаничка Изольда Константиновна рассказала притчу, маленькую миниатюру:
«Богиня цветов Флора стала давать названия всем цветам, существующим на земле. Вот лютик, тюльпан, роза, фиалка, гербера, гладиолус. Вдруг раздался мелодичный нежный голосок: »А кто же я? Как буду зваться я? »Флора наклонилась и увидев мелкие листочки и голубые крошечные соцветия, сказала: »А ты будешь незабудкой! Теперь тебя никто не забудет».
На уроках музыки мы занимались прослушиванием, пели сольфеджио. Кроме того, нас каждую субботу водили в театры- оперный, драматический, кукольный. Это было здорово! Красивые декорации, костюмы, балерины, актеры, певцы-все похоже было на сказку. Но мы были настолько неразвиты и тупы, что ухитрялись пропускать эти походы в театр, всячески отлынивали от экскурсий и культурных мероприятий. Сейчас, спустя столько лет, я вспоминаю эти спектакли с наслаждением, с благодарностью руководству института и той расширенной и уплотненной программе, по которой мы учились.
«Князь Игорь», «Русалочка», «Король Лир», «Пер-Гюнт»-все это осталось в памяти на десятилетия…
В 60 годы на сцене оперного театра выступал певец Игорь Беренов. Мне он нравился, у него был бархатный баритон и очень красивое лицо. И вдруг небывалое везение. Как-то я выглянула в окно и увидела, как он, выйдя из-под арки, направляется в наш подъезд. Я ахнула и обратилась за расспросами к тете Маше.
-Да он здесь уже полгода живет, у соседей комнату снимает.- сказала она.
Несколько дней я размышляла, как же с ним познакомиться.
Наконец, придумала- попрошу у него какой-нибудь журнал, или книгу почитать. Вечером, дождавшись, когда он вернулся из театра, и радуясь, что тетя Маша ушла в церковь, я подошла к его двери и постучала. Услышав его «Войдите», открыла дверь и вошла. Игорь сидел за столом и читал какой-то текст. Извинившись, я представилась и попросила почитать что-нибудь дня на два. Он улыбнулся, налил мне чаю и уже через 10 минут мы с ним разговаривали как знакомые. Молодой певец оказался общительным, улыбчивым и без грима еще красивее, чем на сцене. Через 2 дня я отнесла ему книгу, он угостил меня чаем и печеньем, а потом достал шкатулку и показал мне бижутерию. Когда он открыл ее, все засверкало. Тут были кольца, цепочки, медальоны. Заметив мой интерес, он предложил мне выбрать что-нибудь на память. Я долго перебирала кольца и . наконец, выбрала одно с голубым чистым камнем. Поблагодарив Игоря, я хотела уходить, но вдруг взял меня за руку и ,задержав на мгновение возле двери, наклонился и поцеловал мое плечо. На мне был красивый сарафан, одна бретелька сползла, плечо было загорелым и теплым. Я испугалась- мне всего 16 лет, а я клею взрослого парня! Вот глупая, называется, познакомилась…На другой день он встретил меня на лестнице и дал мне 2 билета на свою премьеру. «Приходи обязательно! Возьми подружку, я думаю, вам понравится. »Больше мы не виделись, ем у дали квартиру от театра и он переехал в другой район города.
Начинались экзамены, и я с удвоенной энергией взялась за учебники. Самым интересным предметом на этом этапе были «Мифы Древней Греции». Это такая прелесть! Я вновь и вновь перечитывала главы о Геракле, о Троянской войне, о богинях, Нарциссе, о фуриях и Медузе Горгоне…Сдала на 5, несмотря на то, что преподаватель был очень строгий. Его фамилия была Либинзон, студенты боялись его, он задавал полно дополнительных вопросов, в общем, гонял по всему курсу. Еще мы боялись нашего декана, Крылова Алексея Николаевича. Он вел психологию, у него нельзя было ничего списать, нельзя заглянуть в учебник, он по глазам угадывал, кто шельмует. Этот предмет я сдала на 4.Довольная и счастливая, спустилась на первый этаж и заняла очередь в кассу. Давали стипендию. Ура! Самый приятный день в месяце…Получив 22 рубля,(тогда была такая стипендия) я отложила 12 рублей за квартиру, купила гостинцев и помчалась в родные пенаты. Хотелось обрадовать родителей своими успехами. Встретили меня с радостью, мама улыбалась, папа обнимал, сестренка прыгала, бабушка совала конфеты. Отдохнув вечером, утром я уже сидела за учебником. У нас почему-то не принято было надевать на экзамены новый наряд, а еще все клали на ночь учебник под подушку. Смех! Будто знания во сне к тебе в голову заберутся. Фигушки! Это выдумки наивных лентяев. Поэтому я всегда занималась с утра, стараясь прочитать весь материал. Читала первый раз. Потом второй, затем рассказывала, иногда повторяла тот, или иной абзац.
Но однажды пошла сдавать педагогику, не выучив один единственный билет. Поднимаясь на свой 4 этаж, остановилась и посмотрела на стену. Там был красочный стенд» Советские педагоги- детям». Это был как раз тот билет, который я не знала. Прочитав лаконичные тексты и посмотрев красивые портреты-Макаренко, Ушинский, Крупская, Сухомлинский, я подошла к аудитории, где проходил экзамен, и смело вошла. Подойдя к столу, я увидела веерообразно разложенные билеты .Недолго думая, протянула руку и взяла один. Посмотрела и замерла-«Советские педагоги-детям» .Господи, спасибо тебе! Ведь я только что читала это на лестнице! Взяв чистый лист бумаги, я начала строчить, добавив кое-что из «Педагогической поэмы» Макаренко, вспомнила о борьбе с беспризорностью,о значении труда в воспитании подростков. Когда преподавательница вывела в моей зачетке 5, я чуть не расцеловала ее, и вприпрыжку помчалась вниз, чувствуя небывалый прилив радости, восторга, легкости. Пробегая мимо стенда, я посмотрела на портреты, прошептала им «Спасибо» и пошла в кинотеатр на новый фильм. Купив мороженое, я сидела и ожидала начала сеанса, слушая красивый романс. Который пела молодая певица в сильно декольтированном платье.
В этот день я ничего не учила, но расслабляться было нельзя- предстояло серьезное испытание-русский язык.
Тут знания нужны настоящие, здесь никто не подскажет и не поможет…Нас учила Калинина Мария Алексеевна, самая строгая изо всех. Мне достался билет »Числительные».Ой, как я не хотела эту тему! Там же и разряды, и склонение, простые и сложные. Рядом со мной путалась в ответах Нина Полякова. У нее была тема «Наречие» .Калинина еще больше сбивала девушку. Чувствуя ее неуверенность, она спросила:» Это изменяемая часть речи?». А когда Нина ответила утвердительно, то она , коварно улыбаясь, попросила просклонять наречие –туда.
Растерянная девчонка начала лепетать- Именительный падеж-туда, Родительный-туды.
Калинина засмеялась и спросила-
-А Творительный? Тудой? Что ли? И вывела жирную 2. Вся в слезах Нина вышла из кабинета.
Я отвечала уверенно, приводила примеры, но мне Мария Алексеевна поставила 3, добавив, что я способна знать этот предмет на отлично, так как у меня замечательная память.
Я сначала расстроилась. Но потом подумав, решила, что закрою ненавистную тройку другими оценками, ведь оставалось еще два предмета.
И вот я на экзамене по анатомии. Лаборанты принесли несколько больших банок с водой, в которой плавали лягушки. Мне достался вопрос» Рефлекс». Нужно было достать лягушку, затем поднести к горящей спиртовке и подержать ее лапку над пламенем, чтобы она отдернула ее от огня. Лягушек я боюсь, они скользкие и холодные, поэтому я , вытащив земноводное из банки, бросила несчастную лягушку на пол., чуть не закричав от брезгливости и страха. Учитель выгнал меня из кабинета, не поставив никакой оценки и назначив пересдачу. Я сдала анатомию на 4 через два дня, мне достался билет «Кости и скелет человека». Сразу после экзамена я помчалась домой.
Следовало отдохнуть от таких потрясений…
Приезжая, я всегда рассказывала подробно и обстоятельно о своих приключениях, вызывая смех домашних.
Учиться мне нравилось, я записалась в Ленинскую библиотеку, много времени проводила там и в читальном зале института. После занятий мы бежали в столовую. Которая была в подвале, там всегда пахло вкусными блюдами, привлекала чистота и быстрое обслуживание.
Но вот сданы последние экзамены, остались зачеты по плаванию и бегу. Нас всю группу повезли на Горьковское море. Здесь располагались многочисленные турбазы почти всех институтов. До этого я никогда не была ни в каком лагере. Поэтому мне очень понравилось. Красивая природа, прозрачная вода, чистый песок, изумрудная зелень, кустарники вокруг корпусов: ежевика. Малина, смородина-все привлекало-в общем, нас окружал земной рай.
С утра завтрак в столовой- вкусные омлеты. Блинчики. Бутерброды с сыром и колбасой. Творожники со сметаной.
После этого я брала одеяло и уходила на маленький островок, открытый мной в первый же день приезда. Он находился недалеко от зоны отдыха и его отделяла небольшая протока, Приходилось проходить через неглубокую заводь и я одна! Ура! Обожаю быть одна-никто не болтает всякую ерунду , не пристает с расспросами, не зудит над ухом. Расстелив одеяло, я бегу в воду, плыву далеко, люблю плавать на большие расстояния, такой возможности на нашей Кудьме не было, а тут такой простор…После лежу на солнце целый час на животе. Потом час на спине. К концу смены я превратилась в шоколадку, вызывая зависть у сокурсниц. Плавание я сдала на 5, бег на 4, пробежав 100 метров за 17 секунд. После часто вспоминалось это чудесное место. Как можно было создать такое удивительное водохранилище? Поистине, человек велик! В деревне я гордилась новым купальником и своим замечательным загаром. Парни называли меня Афродитой и Венерой, это было приятно. Ивана отправили с группой школьников в турпоход, далеко за Селитьбу, в лес, но он по вечерам приезжал на велосипеде ко мне на свиданье, а после долгих посиделок на завалинке снова уезжать туда.
На втором курсе мне дали место в общежитии. Но это случилось уже после того, как мы приехали с уборки картофеля. На этот раз нас возили в Большое Болдино. Ехали мы с шутками, с песнями, все уже знали друг друга, подружились. Жили мы в селе Белкино, у женщины, Любови Ивановны, она одна воспитывала 3 дочек. Мы посоветовались и подарили им каждая по платью и блузке. Они были рады. Работали старательно. В одно из воскресений председатель повез нас в музей Пушкина. Село Большое Болдино заросло густо садами, усадьба поэта осталась такой же, как при жизни: небольшой кабинет, спальня, кухня. Мы все осмотрели, потом по красивому мостику через ручей прошли в сад .Стояла пора золотой осени, которую так любил Пушкин…Шелест листопада, умиротворение, грусть навевали лирическое настроение. Я вспомнила, что именно здесь поэт создал «Повести Белкина», многие стихи и поэмы. Мы долго бродили по аллеям сада. Мое сердце трепетало- казалось, что вот-вот навстречу выйдет он, автор сказок, которые были с нами с младенчества.
Эта экскурсия мне надолго запомнилась. Уборка подходила к концу, нас ждали учебники. Новые предметы, новые преподаватели.
Жили мы теперь в общежитии на улице Бекетова. В комнате было 6 человек. Все нам нравилось- помещение просторное. Кровати новые и удобные. Готовили еду мы по очереди. Кухня была общая, с 4 большими газовыми плитами. Однажды очень удивились, увидев кашу серого цвета, которую сварила нам Наташа Ковшова.
-Почему такая каша странная?, -спросили мы ее.
-Не знаю, такая крупа попалась.
-А ты ее промывала?-, спросила я .
-А зачем ее промывать? -ответила наша «повариха».
Но самой классной кулинаркой была Тоня Смирнова из Горбатова. Ее коронным блюдом были блины. Они получались у нее пышными, румяными и очень вкусными.
Растительное масло она наливала сразу в тесто и пекла одновременно на 2 сковородах. Она никому не давала пробовать, пока не напечет огромную стопу блинов и била по рукам самых нетерпеливых. Она приглашала нас за стол лишь после того, как разольет по розеткам вишневый мусс, не разомнет творог со сметаной. Насчет своих фигур мы тогда не переживали, все были ст ройные. Спортивные, подтянутые. Ели досыта, потом снова брались за учебники.
Самой красивой из нашей комнаты была Новоселова Лена из Лыскова. Яркая блондинка, голубые глаза. Роскошная фигура, красивой формы губы, длинные ресницы, в общем когда мы с ней шли на прогулку, то она на нашем фоне выглядела бесподобной красавицей. Мы были обыкновенными- у кого нос картошкой, у кого волосы как осока на болотной кочке, у кого глаза маленькие с белесыми ресницами, как у совхозного поросенка, а Леночка была само совершенство. Когда мы с ней ездили за покупками в универмаг, то сразу рядом собиралась толпа парней и слышался восхищенный шепот »Смотри, какая блондинка сногсшибательная!». Она познакомилась с юношей из политехнического института, Виктором Полуничевым. Через месяц Лена пригласила его к нам в гости и мы тут же влюбились в него. Высокий, стройный, уверенный в себе, замечательный собеседник, юморист, он покорил наши сердца. Тоня пекла к его приходу вкуснейшие блины, он нас приглашал на танцы в свое общежитие, а потом они сыграли веселую свадьбу. Они уехали в другой город, а мне еще долго снились его серые пристальные глаза. Немного насмешливые и озорные…
В институте учеба шла своим чередом- меня приняли в научное студенческое общество, Его возглавлял Орлов Борис Иванович, очень знающий и образованный педагог. На конкурсе рефератов моя работа заняла 1место, ее поместили на стенд, я была счастлива.
Учиться было интересно- часто проходили вечера, балы в актовом зале, мы участвовали в художественной самодеятельности, продолжали посещать театры .Музыку у нас вел замечательный преподаватель Широков Владимир Васильевич. Он даже на картошку ездил с нами, не расставаясь со своим неразлучным аккордеоном. С ним всегда было весело. Часто ходили в кино, или в «Рекорд», или в «Спутник», находящийся на улице Горького.
Родители купили мне шикарное пальто с воротником из чернобурой лисы, а я шапочку ярко-красного цвета и шарфик в тон ей. Пошли в кино, расселись по местам. Вдруг сзади кто-то дурашливо крикнул :»Красная Шапочка, я тебя съем!». Все засмеялись, а я покраснела, как вареный рак, подумав, какие глупые у парней шутки.
С демисезонным пальто произошел настоящий казус. Его я купила сама, но оно показалось мне немного длинноватым.
Ну, как же! Никто же не увидит мои красивые ноги! Недолго думая, я вооружилась ножницами и отхватила изрядный кусок, сантиметров 15 от подола. Примерила и ахнула. Получился приталенный казакин…Как показаться дома в таком уродливом пальтеце? Клоунесса!
Сойдя с автобуса, с болью в сердце подошла к дому . Мама смотрела на меня в окно и улыбалась, но постепенно улыбка сходила с ее лица и становилось строгим и недовольным. Когда я вошла в комнату, она первым делом задала вопрос: »Надеюсь, ты не выбросила отрезанную часть? Неси к портнихе, она пришьет».
Тетя люба все сделала, у нее были золотые руки. После этого я всю жизнь помню пословицу -Семь раз отмерь, а один отрежь.
В институте началась практика. Мы ездили в школу-интернат проводить уроки, подвижные игры на переменах и различные конкурсы. Я боялась детей, не хотела входить в класс, меня смущали устремленные на меня взгляды.
Этот страх долго не проходил, видимо, нужно было время, чтобы все встало на свои места. Летом нас тоже отправили на практику, но уже в пионерские лагеря. Я попала в «Борок» недалеко от Ворсмы. Мне понравились аккуратные чистые корпуса, новая столовая, природа, спортивные площадки. Мы проводили спортивные состязания, читали стихи, выступали на концертах. Работа была ответственная, ведь в твоих руках группа неугомонных и подвижных детей.
Особенно я боялась купанья. Мы запускали в воду по 10 человек и . стоя на берегу, постоянно их пересчитывали.
Успокаивались только во время обеда, наблюдая, с каким аппетитом уплетают ребятишки вкусные супы, макароны и котлеты. За практику мне поставили 4. Я считаю, что это неплохая оценка. Я осталась работать на вторую смену, взяв к себе сестру, Лену. Хотелось подработать и помочь родителям, ведь у нас в семье работал один отец и у него на иждивении было 5 человек,мама болела, бабушка постарела. Лена очень радовалась, в деревне было скучно, а тут много детей. Она выступала на концертах- у нее звонкий и сильный голос, пела и участвовала в сценках и интермедиях. В лагере она поправилась и загорела, родители радовались. Я отдала им заработанные деньги, а сама включилась в привычную с детства работу-сенокос, прополка, полив, походы в лес.
Мама учила меня солить грибы, огурцы и помидоры.
-Вот берешь промытые грибы. На дно посуды кладешь листья вишни, смородины, укроп и чеснок. Высыпаешь грибы, берешь горсть крупной соли, посыпаешь.
-Снова листья и укроп с чесноком и так до конца. Закрываешь грибы чистой марлей, кладешь кружок и кладешь гнет-круглый камень-валун. Убираешь в погреб.
Через 30 дней можно кушать. Я была довольна, что помогла дома. Но нужно было ехать продолжать учебу.
Мне исполнилось 18 лет, я стала серьезнее, поэтому не боялась новых предметов, зная, что справлюсь Началась медицина-6часов в неделю Мы ездили на практику в госпиталь, где лежали военные. Я купила белый халат, мы делали уколы. Подкожно и внутримышечно, перевязывали раны, измеряли температуру, накладывали гипс. Нам в конце учебы выдали удостоверения медсестер.
В институте преподавали даже латынь, на которой мы писали рецепты, повторяли термины, действительно, готовили из нас универсалов.
Особое внимание уделялось физической подготовке. Зимой мы ездили на Щелковский хутор, катались на лыжах, сдавали зачеты, кроме того, продолжали заниматься в спортзале. Но я очень боялась съезжать с высоких гор и это меня смущало-казалось, все надо мной смеются. Как же побороть этот страх? Я решила остаться после занятий и попробовать. Когда все ушли, я забралась на среднюю гору и спокойно съехала. Потом поднялась на самую высокую, посмотрела вниз…Склон темнел растущими деревьями. Что делать? Я боюсь! Потом вспомнила Ивана, ведь он был лучшим лыжником в нашей школе. Собравшись с духом, покатилась легко, ни о чем не думая. А следя только за стволами, которые нужно было объезжать. Страх пропал и появился какой-то восторг, неуемная радость, что я смогла, победила свою трусость. Внизу я рассмеялась, на душе было легко и свободно. На следующих занятиях физрук хвалил меня и ставил хорошие оценки.
Но вот закончилась зима, пришел март с капелью и ярким солнечным светом. У папы день рождения 17 марта. Я купила ему подарок-новый портфель, маме продуктов и поехала домой, сдав досрочно зачет по немецкому языку. В автобусе приоткрыла окно и с наслаждением вдыхала теплый воздух, любуясь проталинами на полях. Но весной становилось труднее учиться Тепло расслабляет, иногда тянет в сон. К экзаменам я готовилась дома. У нас рядом с домом стоял большой сарай с плоской крышей. В нем хранились дрова. Я надевала купальник, брала учебники, воды и забиралась на крышу. Сначала просто читала, потом читала второй раз, потом рассказывала, отмечая галочкой те билеты, которые знала слабо. Потом мама звала меня обедать. Я кушала, бежала на реку, купалась и снова забиралась на крышу. Но солнце жгло невыносимо и я, прочитав три-четыре страницы, засыпала прямо на сарае. На экзамены приезжала словно с юга, девочки завидовали, они сидели в читальном зале и были как бледные поганки…
Один раз я пригласила Тоню. С ней мы стали заниматься по-другому: один билет рассказывала я , другой она, и так все вопросы. Получалось быстрее. Тоне очень понравилось в нашем доме-гостеприимство родителей, добрая бабушка, наша ласковая речка, красивая природа. В субботу они с мамой пекли пироги, ей понравились наши плюшки и сочни.
Сдав этот экзамен на пятерки, мы поехали к ней в Горбатов, где решили готовиться к следующему.
Дом у Тони был большой, он весь утопал в вишневом саду. Мать ее, Татьяна Николаевна, была главным врачом больницы, а отец-военным. Мы лакомились спелыми вишнями, яблоками. Она научила меня делать мусс Тогда еще не было миксеров и блендеров, приходилось взбивать сахар и ягоды вручную венчиком, очень уставали руки, но перестать нельзя, пена сразу оседает.
Когда мы уезжали назад в город, нам дали целый мешок яблок, ведро вишен, которые мы ели всей комнатой. Отвезли нас прямо до общежития на машине…
По субботам на 1 этаже проходили танцы .Вахтеры никого не пропускали, но девчонки открывали знакомым парням окна в коридоре и впускали их. Вахтеры не могли запомнить всех жильцов и те танцевали сколько хотели. Но мне не понравилось, очень было жарко, все потные, неряшливо одетые. Я проводила время в комнате, переписывая конспекты, взятые у девочек. Ведь я пропускала занятия по субботам, поэтому приходилось пропущенные лекции записывать после.
Приближались государственные экзамены. Все волновались, готовились, повторяли пройденное.
Нужно было показать знания, полученные за 4 года учебы. Я занималась очень серьезно, даже перестала ездить домой, чтобы больше времени для занятий. Приходилось часто посещать библиотеку, много учить, а иногда даже зубрить. Но меня спасала моя хорошая память. Однако, в деревню тянуло с неодолимой силой, ведь меня ждал там мой парень, Иван…Он работал лаборантом в кабинете физики. Наш автобус ходил до села и разворачивался, не доезжая до моей деревни. Я выходила из салона и шла проселочной дорогой мимо новостроек, мимо школы. В руках были пакеты с подарками для родителей и гостинцы брату и сестре. Мои каблучки звонко цокали по тропинке, я любовалась на розовое утреннее небо, на солнце, поднимающееся над зеленым лесом, вбирала в себя знакомые и любимые с детства запахи молодой травы, листвы, первых цветов. Вдруг окно на 2 этаже распахивалось и на всю округу звучала песня «Не страшны мне горе и печали, и пути-дороги без конца, если мы друг друга повстречали и друг другу отдали сердца.» Я, глядя на белоснежное здание школы, видела, как в окне появляется мой любимый и машет мне рукой, улыбаясь радостно и застенчиво. От его улыбки природа становилась еще красивее. А за 3 месяца до выпускных он сделал мне предложение.
Наш брак зарегистрировали в сельском совете, родители пригласили родных и знакомых, папа позвал коллег из школы и у нас была свадьба. Это событие произошло 10 марта 1966 года. Потом Иван ушел служить в армию, он попал в Германию, откуда присылал письма. Придя из института, я бросалась к почтовому ящику и доставала заветный конверт без марки, целовала его и убегала в укромный уголок читать .Радовалась, а потом с новыми силами бралась за учебники. Мои старания увенчались успехом- госэкзамены я сдала без троек. Выпускной вечер мы отмечали в ресторане »Ока». Это было удобно, близко от нашего общежития, и не очень дорого. Официанты сдвинули столы в прямую линию, нас поздравила наша куратор Ольга Ивановна, потом все выпили по бокалу шампанского и закусили фруктами и шоколадом. Вдруг за столиком напротив я увидела знакомое лицо. Кто это? Потом вспомнила- это же Евгений Евстигнеев, актер и выпускник Горьковского театрального училища, мы на его фильмы всегда ходили. Надо попросить у него автограф! Мы с подругой Тоней встали и подошли к любимому кумиру. Он сразу все понял и расписался в наших блокнотиках. Поблагодарив актера, мы вернулись на место, а девчонки тоже ринулись к Евстигнееву, и он тоже дал им автограф. Потом мы танцевали. Слушали музыку, слушали песни с эстрады. Этот свой выпускной я запомнила навсегда…
А тут подоспело и распределение. Нас вызвали в кабинет ректора и предложили поехать в Дагестан. Там был удвоенный оклад в связи с отдаленностью, нас привлекало море, фрукты, экзотика, жара…
Нас 17 девушек согласились там работать. Мы сразу пошли в кассу, где нам выдали «подъемные»-довольно приличную сумму. Так с направлением на руках и с деньгами на дорогу я поехала домой. В августе приехал в отпуск из армии мой муж на 10 дней. Он был начальником радиостанции и отличником боевой и политической подготовки. Нас зарегистрировали в сельском совете, собрались поздравить нас родные и друзья, но побыть вместе пришлось мало. Уже в конце месяца мы вместе уехали. Мне нужно было в Дагестан. А ему- в Германию, в город Веймар, где он служил. Доехали до Москвы, побродили по привокзальным улицам , потом Иван посадил меня на поезд до Махачкалы, пообещав писать мне письма каждый день. Направление у меня было в Дербент, но гороно отправило меня в село Улу-Теркеме. Дети ни одного слова не понимали по-русски, а я не знала ни одного слова на их языке, тем более в этой республике говорят на нескольких языках из-за того, что она была многонациональной. Пришлось проводить разговорные уроки, то есть показывать какой-то предмет и называть его много раз. Вот яблоко, персик, окно, дверь и так далее. Потом перешла к действиям: подойди к окну, закрой дверь, откройте книги…Дети были спокойные, добрые, я всегда утром находила на классном столе различные фрукты, грецкие орехи, виноград…
Зарплата ,действительно, была большая, и я отсылала родителям переводы, зная, как им трудно, потому что сестра тоже закончила школу и ей нужна была и одежда, и обувь. Но мучила тоска по родному дому, ностальгия. Я вечером выходила за селение и подолгу смотрела на север…Видела как наяву дом. Любимый лес, ласковую Кудьму, раздольные поля и луга. Моя самая заветная мечта была попасть побыстрее в свой березовый край. Иван заваливал меня письмами ,и молоденький почтальон , вручая мне очередную пачку, приговаривал» Вах, какой любовь, какой большой любовь!». В школе я подружилась со старой учительницей Кизбике Гаджикасумовной и она научила меня печь лаваш, готовить хинкали и люля-кебаб.
Несколько раз я ходила собирать кизил, красную терпкую ягоду. Мы ходили с женой директора школы, Зельфет. Эта красивая белолицая женщина общалась со мной на русском языке, мы понимали друг друга.
Дети тоже стали понимать русскую речь, стали более раскованными и живыми, чем в начале учебного года.
Эти месяцы работы запомнились на всю жизнь.
А скоро осуществилась и моя мечта, в марте 1967 года я оформила декретный отпуск и поехала в Россию, домой, в родные пенаты. В мае появилась на свет дочка Леночка, а в сентябре вернулся из армии Иван.
Работать мы оба стали в средней школе,и я всегда вспоминала с благодарностью свой институт, который дал такие обширные знания, такую многогранную подготовку. Ведь все навыки и умения, которые мы получили в его стенах, пригодятся всегда. Прошло много лет, а я до сих пор благодарна руководству Горьковского Педагогического института им.М.Горького.
Спасибо тебе, мой факультет!