Василий Карцев — советский футболист, запомнившийся блестящей игрой за московское «Динамо» в 1940-х.
Не отличавшийся выдающимся здоровьем и телосложением спортсмен стал одним из грозных и ярких форвардов первых послевоенных лет. Щуплый паренек сначала триумфально вписал себя в историю советского футбола, а потом так же неожиданно вычеркнул его из своей жизни.
КАРЦЕВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
Дата и место рождения — 9 апреля 1920 года, Егорьевск Рязанской губернии.
Дата и место смерти — 11 апреля 1987 года, Рязань.
Позиция — правый полусредний и центральный нападающий.
Спортивное звание — заслуженный мастер спорта (присвоено в 1948 году). Рост 170 см. Вес 61 кг.
Дебют в чемпионате страны 20 мая 1945 года со «Спартаком» (Москва). 1-1. Стадион «Сталинец».
В списке «33-х лучших футболистов страны» один раз. № 2 — 1948 год (среди правых полусредних нападающих).
Годы в «Динамо»: 1945 – 1951
Матчи: 141
Голы: 101
Достижения: Чемпион СССР 1945; 1949
Серебряный призёр чемпионатов СССР 1946; 1947; 1948
Финалист Кубка СССР 1945
Биография Василия Михайловича Карцева началась 9 апреля 1920 года в городе Егорьевске Рязанской губернии.
В детстве будущая звезда советского футбола не отличалась богатырским здоровьем: щуплый болезненный паренек с хрупким телосложением и предрасположенностью к туберкулезу вряд ли мог рассчитывать на головокружительную спортивную карьеру. Однако судьба распорядилась иначе.
Играть на позиции нападающего молодой человек начал в местной команде «Красное знамя». Уже там молодой футболист проявил задатки блестящего бомбардира, а его способность бить по воротам соперника с бешеной силой вскоре приглянулась столичным клубам.
Современники Карцева вспоминали, что человеком он был мнительным, заботился о своем здоровье и был разборчивым в еде. На фото молодой футболист и правда выглядит тщедушным юношей, не слишком высоким — рост 170 см.
О Василии Карцеве вспоминал футбольный тренер Михаил Якушин в своих мемуарах «Вечная тайна футбола». Коллега писал, что Карцев обладал тонким пониманием игры, и вратари пропускали мячи атакующего Василия, так как не могли их остановить. Форвард бил по воротам противника неожиданно и со страшной силой, которая просто не увязывалась с его внешним видом.
К тому же футболист обладал высокой стартовой скоростью и молниеносно оказывался там, где нужно, чтобы принять передачу. Несмотря на то что по причине физической слабости Карцев не мог долго бегать на поле, коэффициент полезного действия нападающего являлся невероятно высоким.
В 1939 году Карцев приглянулся тренеру московского «Локомотива» Михаилу Павловичу Сушкову, и тот пригласил перспективного игрока выступать за столичную команду. Там Василий отбегал 2 сезона и за это время показал стабильные результаты, забив за 39 встреч 16 мячей, один из которых пришелся в ворота «Динамо». Последние обратили на «наглеца» внимание и пригласили к себе.
Однако развивающуюся карьеру уроженца Егорьевска бесцеремонно прервала Великая Отечественная война. За это время нападающий периодически выходил на поле, участвуя в показательных матчах и турнирах, а в 1942 году стал чемпионом столицы и обладателем кубка Москвы.
Полноценно выступил за новый клуб Василий Михайлович только в 1945 году, сменив атакующего Михаила Якушина, который занял место тренера.
Дебютный матч против «Спартака» получился непростым: нападающего выпустили во втором тайме, когда счет был не в пользу динамовцев. Необходимый гол Карцев забил, сравняв счет на табло, но спустя пару минут отправился в раздевалку, так как за грубость был удален судьей с поля. Тем не менее встреча завершилась вничью 1 : 1.
Сезон команда окончила в статусе чемпионов СССР, но самое значительное для советского футбола событие случилось во время турне «Динамо» в Великобританию. Спортсменам предстояло провести четыре матча: две встречи в Лондоне против «Челси» и «Арсенала», в промежутке между ними сыграть против «Кардифф Сити» в Уэльсе, а затем в конце встретиться с «Рейнджерс» в шотландском Глазго. Такое противостояние вызвало повышенный интерес не только среди советского и британского населения, но и у мировой общественности.
Стоит отметить, что англичане — родоначальники футбола — не сомневались в собственном успехе. Однако спортсмены из СССР сломали эту самоуверенность, переломили ход игры и показали, что в стране Советов умеют играть в футбол.
Две игры с «канонирами» и «пенсионерами» прошли в пользу бело-голубых, два других матча — в ничью. Причем Карцев отправил один из мячей в ворота «Челси», а во время встречи с «Рейнджерс» русский бомбардир на третьей минуте матча забил шотландцам гол с 20 метров, а затем оформил дубль.
Стоит отметить, что Василий забивал не без помощи своего верного друга и футбольного соратника Константина Бескова. Связка у них возникла стихийно: Василий тяготел к центру атаки, а Бескову приходилось смещаться влево, таким образом спортсмены ненароком создавали сдвоенный центр, что Якушин успешно использовал в схеме 4-2-4.
Бывший капитан «Арсенала» Бернард Джой позже откровенничал в интервью:
«Я ведь привык действовать против определенного центрфорварда, а тут передо мной появлялись то Бесков, то Карцев, то Бобров. То вдруг никого нет. Голова кругом шла».
В том же году бомбардир стал обладателем ряда наград, в том числе Кубка СССР, и впоследствии трижды становился призером национального чемпионата — в 1946, 1947 и 1948 годах.
За время выступления он провел всего 141 матч. Но сложив забитые им мячи: 86 в матчах на первенство Советского Союза, 3 – на Кубок СССР и 12 в престижных международных матчах – получаем 101 – желанное число для многих популярных бомбардиров. Ведь оно служило бы пропуском в символический клуб Григория Федотова, куда попадают футболисты, забившие более ста голов.
В 1948-м в блестящей карьере Василия Михайловича наметился спад: у мужчины выявили туберкулез. После этого футболист пробыл в команде еще 3 года, а в начале 50-х отучился на коуча в ГЦОЛИФК имени Иосифа Виссарионовича Сталина.
Экс-форвард пробовал тренировать в Свердловске, Ростове-на-Дону, Ярославле и Рязани. В этой сфере Карцев весомых результатов не достиг и в конце концов заявил, что подопечные ничего не умеют, а научить он не может.
Спустя 10 лет работы тренером Карцев окончательно ушел из спорта и устроился радиомонтажником на завод в Рязани.
О личной жизни яркого бомбардира известно немного. Жену Василия звали Раисой Михайловной. Супруги в 1958 году обосновались в Рязани, где прожили счастливую жизнь. Жена родила Карцеву двоих детей.
Чтобы никто не напоминал о футбольном прошлом, Карцевы не стали проводить телефон. Однако старые друзья так или иначе заглядывали в гости, а Василию Михайловичу было приятно.
Талантливого футболиста не стало 11 апреля 1987 года. Информация о причине смерти в общедоступных источниках отсутствует. По сведениям издания «Новая газета», и без того слабое здоровье мужчины подкосила трагедия, произошедшая с сыном Михаилом, от которой экс-нападающий до конца так и не оправился.
Василий Михайлович нашел последний приют на Новогражданском кладбище. Проводить в последний путь звезду футбола приехали товарищи по «Динамо», а Михаил Якушин долго искал силы, чтобы выйти из автобуса.
«Для вас есть Пеле, для меня был Василий Карцев…» — сказал он над могилой товарища.
В 2011 году в Рязани в честь легендарного советского футболиста установили мемориальную доску.