"Большинство людей, увлеченных этим видом спорта, бегают не для того, чтобы продлить свою жизнь, а чтобы улучшить ее качество", – писал известный японский романист Харуки Мураками в книге "О чем я говорю, когда говорю о беге". Артист МНДТ Борис ШИЛЬМАНСКИЙ согласен с этим высказыванием. В рубрике "Увлечения" он размышляет о своей страсти к бегу на длинные дистанции, находит связь бега и актерского мастерства и рассказывает о том, как его жизнь стала с этим занятием интереснее и ярче.
Бегом я серьезно занимаюсь с прошлого лета, то есть почти год. Но спортом увлекался всю жизнь, пусть и не профессиональным. Катался на скейтборде, долгое время посвятил сноуборду. Бегом тоже занимался года четыре назад, но тогда был спринтером — быстро преодолевал короткие расстояния. Получил тяжелую травму, лечился; чтобы избежать операции, начал плавать в бассейне. На ноги встал где-то через полгода, и спринт, конечно, забросил. Когда решил вернуться к бегу, начал постепенно осваивать длинные дистанции. Сначала попробовал, потом жена предложила продолжить — она тоже человек спортивный, занимается с тренером. И я втянулся, начал получать огромное удовольствие!
Обычно я бегаю на улице (не люблю дорожки в спортзале), один или с собакой. Отказался от сахара, соли, слежу за своим питанием, стараюсь не есть булочные, кондитерские изделия. Это не так сложно, как кажется, особенно если есть мотивация.
Что мне дает бег
Кайф!.. (Смеется) Так всем и говорю: "Я не бегал бы, если бы мне это не нравилось!" Благодаря бегу, в жизни появляются редкие и очень ценные мгновения, когда ты НИ О ЧЕМ не думаешь, полностью погружаешься в себя, слушаешь любимую музыку... Бежим с собакой вдвоем, отключаемся от всех проблем, — полное освобождение! И это я еще не говорю о колоссальной пользе для здоровья. Я заметно похудел, подтянулся, у меня ушли "мужские бока", улучшилось самочувствие, прибавилось сил и выносливости... но это даже не главное. В первую очередь — удовольствие, радость.
Иногда, конечно, во время пробежки мысли возвращаются к театру, к ролям... но не часто. Для профессии гораздо важнее тот заряд энергии, который ты получаешь от бега. Например, когда мы выпускали премьеру "Разбойников" (я уже в то время активно занимался), мне Миша {Михаил Калиничев — ассистент режиссера. — Прим.} прямо говорил: "Лучшие твои прогоны — когда ты прибегаешь в театр!" Действительно, я тогда уже не приезжал на репетиции, а именно прибегал, если была хорошая погода. И потом так же, бегом, возвращался домой. Казалось бы, ты после такой дороги должен быть уставшим... ничего подобного! На прогоне — мощнейший энергетический всплеск, эндорфины зашкаливают, ты счастлив, горы можешь свернуть! В таком состоянии сразу хочется творить...
Когда бежишь по улицам Москвы, люди тебе улыбаются, спортсмены кричат: "Физкульт-привет!" Этой зимой я бегал в максимально холодную погоду, когда температура опустилась до минус 27 градусов. Тренировка была в Сокольниках, и когда я добрался до них (тоже, разумеется, бегом), часы показывали уже половину десятого вечера — я как раз посмотрел на термометр у входа, и поэтому запомнил цифру. Мне-то было тепло, я же в постоянном движении! Но заледенел при этом, как Дед Мороз (Смеется). Вернулся домой, глянул в зеркало, и сам себя не узнал. Никакого грима не нужно, всё белое, льдом покрылся... ресницы слиплись, на бровях настоящие сугробы. Но это был такой интересный опыт! Я же специально побежал в такую стужу, чтобы пробежка была не просто очередной, похожей на все остальные. Хотелось испытать себя. Планирую и летом устроить себе кросс километров на 15-16 в самую жару, чтобы воздух был раскаленным. Вот так, устраиваешь себе самому такой... мини-челлендж, чтобы понять, где твои пределы.
Как-то поздно вечером заняться было особо нечем, я решил — побегу. До этого по центру ни разу не бегал. И вот, добрался до Садового, повернул налево... и в итоге "замкнул" Садовое кольцо, 22 километра. Трекер на часах показал мне этот кружок. Маленькое приятное достижение. Но это еще не максимум, всё впереди!
Бег и театр
Общее для меня в них то, что я искренне наслаждаюсь этими видами деятельности. Когда хорошо играешь на сцене, когда ловишь "волну" и выходишь к публике с этим настроем, то нет никакого утомления, на душе легко. Хотя спектакль может быть очень тяжелым. Но ты выспался, ты в лучшей форме, настроение прекрасное — все звезды сошлись, и играешь с полной отдачей. С бегом то же самое. Первые пять-десять минут трудно, ещё "вбегаешься"... но когда "вбежишься" — все! После третьего километра уже и расстояния не замечаешь. На сцене тоже страшно выйти и сыграть первую сцену. Сколько бы ты ни играл, все равно перед выходом есть мандраж, он никуда не денется. Но вышел, сыграл пять минут... "вбежался" в спектакль, и дальше, как по маслу.
Планов, связанных с бегом, у меня множество. В мае грядет московский полумарафон, в июне — трейл по лесу в Архызе. Дальше — полный марафон. А если заглядывать далеко вперед, то я уже наметил себе триатлон (плавание 8 км, велосипед 100 км, бег 41 км, и все это без остановки). Уже пересел с автомобиля на велосипед, везде езжу только на нем. Если получится, хочу попробовать летом съездить на велосипеде в Питер.
Увлекшись бегом, я начал понимать и ценить расстояния. Раньше и в парке часик погулять было не собраться: "Ох, это же так далеко-о-о, так до-о-лго..." В день пройти 15 километров: "Вау, как я крут!.." А сейчас пробегаешь в качестве утренней зарядки 16 километров, потом на репетицию, весь день работаешь, вечером спектакль... Или сел на велосипед, съездил по делам, покатался — на счетчике около 60 километров. А раньше два шага боялся пешком пройти.
К спорту, и к бегу в частности, я никого не приобщаю и не агитирую. Мне вполне хватает поддержки семьи. Не люблю никого убеждать, могу просто предложить, что-то посоветовать, если у человека есть в этом потребность. Но совершенно спокойно воспринимаю факт, что люди разные, и кому-то может не нравиться бег. У каждого своя цель.
Увидеть Бориса Шильманского можно на сцене Нового драматического театра (Москва, ул. Проходчиков, 2)
СТРАНИЦА АКТЕРА НА САЙТЕ ТЕАТРА