Найти тему
14K подписчиков

Загадки и тайны полотен

Мы предлагаем вам узнать любопытные факты и иррациональные легенды о картинах великих русских художников.

Вероятно, вы неоднократно видели картину Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу». Самая интересная история связана вовсе не с названием полотна, которое так любят переиначивать. Замысел лесного пейзажа с резвящимися медвежатами был подсказан автору другим художником – Константином Савицким. Безусловно, Шишкин был знатоком лесной флоры, но сам крайне редко писал людей и животных. Вот и медвежье семейство ему никак не удавалось изобразить. Медведицу с потомством написал Константин Савицкий, оставивший множество набросков и эскизов известной композиции. Изначально картина носила название - «Медвежье семейство в лесу», а изображены на ней были всего два медведя. Будучи соавтором, Савицкий оставил на произведении свою подпись, которая в последствии была стёрта с помощью скипидара купцом Павлом Третьяковым. Решение это было мотивировано тем, что купец заказывал авторскую работу Шишкина, а не совместное творчество. Константин Савицкий не стал бороться за авторские права, а Ивана Шишкина многие и по сей день считают единоличным автором «Утро в сосновом лесу».

Следующая история основывается на записях в мемуарах, в последствии подтвердившихся экспертизой. Портрет «Монахиня», написанный Ильёй Ефимовичем Репиным, на первый взгляд производит однозначное впечатление классического и привычного образа: задумчивого, строгого, но нежного. Однако, интересный факт был обнаружен благодаря мемуарам Людмилы Шевцовой-Споре, племянницы жены художника. Мы не будем вдаваться в подробности, ведь здесь имели место: романтическое увлечение, семейные связи и большая обида. Илье Репину неоднократно позировала Софья Репина, изображённая и на полотне «Монахиня». Однако, девушка была вовсе не в монашеском одеянии, а с высокой причёской в красивом бальном туалете с кружевными рукавами. После личной ссоры, художник облачил девушку в чёрные закрытые одежды. Рентгенограмма подтвердила подлинное облачение позировавшей девушки: первоначальный слой краски не был стёрт, что и позволило рассмотреть истинный наряд.

Мы предлагаем вам узнать любопытные факты и иррациональные легенды о картинах великих русских художников. Вероятно, вы неоднократно видели картину Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Рентгенограмма – полезный метод в исследовании живописи, позволивший обнаружить утерянное полотно Исаака Бродского. Казалось бы, ничего удивительно нет в картине «Аллея парка», ведь художник неоднократно писал «парковую» тематику. Однажды исследователь заметил композиционную схожесть хранящейся в Третьяковской галерее «Аллеи парка» с другой картиной Бродского – «Аллея парка в Риме», которая считалась утерянной, а её репродукция лишь однажды публиковалась в 1929 году в не самом популярном издании. Забавно, что при помощи рентгенограммы таинственно исчезнувшая римская аллея была найдена в Третьяковской галерее, прямо под советской «Аллеей парка». И это не просто изображение другим слоем, а буквально та же самая аллея, адаптированная рядом внесённых изменений: люди, прогуливающиеся по аллее, облачены в одежду 30-х годов XX века; дети не увлечены зарубежной игрой; мраморные статуи не украшают советскую аллею; изменена и растительность региона. Ловкой рукой характерный итальянский парк превращается в парк советского образца. Возможно, причиной такого решения художника послужила неуместность восхищения некой романтичностью буржуазного строя, противоречащего идеологии 1930-х годов. Уникальным с точки зрения искусства полотно делает то, что оно сохранило в себе грациозность модерна, отсутствующего в эстетике советского реализма.

Мы предлагаем вам узнать любопытные факты и иррациональные легенды о картинах великих русских художников. Вероятно, вы неоднократно видели картину Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу».-2

Флёром иррациональной мистики покрыто произведение Ивана Крамского «Русалки», написанное по мотивам повести «Майская ночь» или утопленница из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя. На полотне художник изобразил утопленниц, ставших русалками, согласно славянскому поверью. Вероятно, особое восприятие вызывает общая тональность и цветовые решения изображения, или же контекст мистической повести Гоголя. Сам Крамской писал: «Все стараюсь в настоящее время поймать луну. Трудная штука луна». Можно предположить, что речь идёт как раз о цветовых решениях, либо об атмосфере, ведь в лунном свете оживает призрачный мир. Публикой работа была воспринята с должным восхищением, особенно в условиях перенасыщенности модным в то время сатирическим реализмом. Лунная картина обросла мифами и легендами. Говорят, в ночное время в зале Третьяковской галереи раздавалось унылое пение и ощущалась прохлада, будто стоишь у ночного пруда. Ходила молва о барышнях, долго смотревших на русалок Крамского, впоследствии сходивших с ума и тонувших в реках. По легенде, служанка посоветовала барину Третьякову перевесить картину в угол, чтобы на неё не падал дневной свет. Сказав, что в таком случае утопленницы перестанут тревожить людей. По слухам того времени, картину перевесили в темноту и загробное заунывное пение прекратилось.

Мы предлагаем вам узнать любопытные факты и иррациональные легенды о картинах великих русских художников. Вероятно, вы неоднократно видели картину Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу».-3

Мы уже говорили с вами о том, что произведения великих деятелей искусства неизбежно сопровождаются тайными загадками, любопытными легендами и интереснейшим контекстом. Давайте продолжать вместе погружаться в мир искусства. Подписывайтесь, будет интересно!