Найти тему
Простой человек

Коррупция – это выгодный бизнес

Сенаторы - в процессе борьбы…
Сенаторы - в процессе борьбы…

Институт законодательства и сравнительного правоведения (ИЗиСП) – каких только институтов нет(!) - при правительстве РФ проанализировал практику увольнения чиновников в связи с утратой доверия, а также составил портрет типичной организации-взяткодателя. Это маленькое ООО, созданное в 2013–2019 годах в Центральном или Приволжском федокруге, занимающееся строительством либо торговлей и имеющее штат от одного до десяти сотрудников.

Всего к концу 2022 г. взяткодателей набралось 555. Почти 40% из них - микропредприятия, 16,2% — малый бизнес. К среднему относятся только 3,4% нарушителей.

Количество чиновников, утративших доверия (видимо, самые глупые) выросло в несколько раз: в 2016 г. уволены 383 чиновников, в 2019-м — уже 1150, а по состоянию на ноябрь 2022 года - более 3490 человек. Главные нарушители - муниципальные депутаты (ещё неопытные!) — 40,8%. Далее — сотрудники МВД (21%), и - около 16% составляют государственные и муниципальные служащие. При этом в МВД увольняли сотрудников ГИБДД (29,9%), начальников подразделений или их заместителей (17,2%). Реже — «оперов», рядовых полицейских и участковых инспекторов, совсем редко — следователей.

Четверть (24,9%) всех случаев увольнения за утрату доверия пришлись на пять регионов: это Омская и Свердловская области, Москва, Краснодарский край и Башкирия. Самые низкие показатели демонстрировали Курганская и Брянская области, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Чечня.

За 2022 г. число «коррупционных приговоров» выросло в сравнении с 2021 г. на треть — с 15,2 тыс. до 20,6 тыс. Это самый высокий показатель за последние 10 лет.

Традиционно самое распространенное преступление - дача и получение взятки: на их долю приходится половина вынесенных приговоров (10,1 тыс.). Причем чаще всего судили мелких взяточников, — 4232 приговора связаны с суммами до 10 тыс. руб.

Меня эти исследования не впечатляют, потому что лишь фиксируют ситуативные факты, но не говорят о глубинной основе коррупции. Система борется сама с собой, со своими ценностями (быть богатым, успешным…), - значит «борьба» обречена на провал.

Примечательный факт. В начале 2023 года Госдума приняла поправки о фактической отмене ежегодного декларирования доходов для региональных и муниципальных депутатов, работающих на общественных началах. Глава комитета Думы по законодательству Павел Крашенинников тогда жаловался, что на местах не хватает кандидатов в депутаты из-за нежелания людей сдавать декларации. История мутная, но откровенная, - «общественники» дали понять ради чего они идут во власть. И государство пошло им на встречу... Замечательно!

Все, кто жил в провинции, в глубинке – прекрасно знают и без исследований о кумовстве и круговой поруке во власти. Чиновники откровенно обогащаются. - А почему бы нет, если безыдейная система построена на стремлении обогатиться. Да, «пилится» бюджет, берутся взятки, но дело худо-бедно делается… Чаще расточительно, неэффективно, отвратительно, но делается. У нас на местах чиновник – «и царь, и бог»... Это объективный фактор, который микро и мелкий бизнес должен «как-то» преодолеть, чтобы выжить.

Победить круговую поруку на местах, проблематично, - это «мафия». Думаю, что надо «не бороться», а «давить» её Госпланом развития регионов. - Главы регионов, республик – должны «головой» отвечать за его реализацию качественно и в срок. Сама реализация Госплана «задавит» помеху в виде коррупции и круговой поруки. Только откуда у России возьмётся Госплан!.. Власть пока - в либерально-экономическом тумане, - не доросла до понимания народного хозяйства, которое не по нутру олигархам.

Когда бизнес становится крупным, а чиновник достигает определённой вершины власти коррупция принимает практически законные формы. Кто может помешать губернатору или депутату, владеющему властью, властными связями провернуть дело в пользу аффилированных лиц? – Практически никто. У накопивших богатство высших чиновников служение Отечеству становится интересным хобби. Влиятельное лицо упивается властью и подумывает при достижении определённого имущественного ценза подняться ещё выше, чтобы с ещё большей выгодой «служить народу», тешить своё ЭГО.

Примерно так я представляю нашу госструктуру и, кажется, что не далёк от реальности, судя по делам в Отечестве.

Думаю, что нынешняя борьба с коррупцией – это лишь форма «жертвоприношения» общественному мнению, мол, власть борется. Эта, т. н. борьба - лишь дань моде – слыть цивилизованными. На самом деле – это фикция. Система власти, не имеющая государственную мобилизующую идею; не имеющая государственного планирования; основанная на примате обогащения; на зависти и тщеславии чиновников, не может бороться сама с собой! Ведь чиновник – это форма самого выгодного, хотя и опасного бизнеса. Но «кто не рискует, тот не пьёт шампанского!», а рисковых людей у нас полно.