В Западной Европе в XI – XII веках вера в демонов стала частью повседневного мировоззрения: демонов, как и самого дьявола, представали страшным зооморфным чудовищем, которое в XVII могло вызывать сочувствие, а к XIX веку видоизменилась в человекоподобное существо, Люцифера, мотивы которого стали понятны обычным людям. В современности религиозность сознания не утратила свою силу. Демонологические образы, такие как «дьявол», «демон», «ведьма», «колдун» «одержимый», «экзорцист» стали расхожим объектом современной поп-культуры, однако они сохранили связь с религиозными истоками своего происхождения.
Ярким примером данного тезиса является культовый британский сериал «Doctor Who» который впервые вышел на экраны в 1963 году. Главный герой сериала – инопланетянин, который путешествует сквозь время и пространства, спасая Землю и людей. Сериал стоит на прочных сциентистских позициях, и признать наличие сверхъестественного и необъяснимого для Доктора, значит признать, что его научных знаний недостаточно. Все загадки, появляющиеся в сериале, оказываются не мистическими проявлениями высшей силы, а вполне объяснимыми явлениями природы или происками разумных существ. Жанр данного сериала – научная фантастика, однако это не мешает сюжету затрагивать актуальные проблемы современного мира, в том числе религиозные вопросы.
Среди отечественных авторов к данной проблеме обращаются молодые ученые [1, 2], которые в своих статьях рассматривали проблемы мировосприятия через призму сюжета «Doctor Who», однако они, как в прочем и их западные коллеги, касаясь религиозных вопросов, в основу брали общую картину, не углубляясь в её специфику. В данной статье будут более углубленно рассматриваться демонологические аспекты религиозных представлений, которые весьма ярко представлены в new school (перезапуск сериала). Именно перезапуск 2005 года «наполнил» Доктора ведьмами, магией, одержимыми, и даже самим дьяволом. Хотя сценаристы объясняют эти явления не их мистическим происхождением, нам важно обратить внимание на образы, которые отождествляются с ними.
***
Восьмая и девятая серия второго сезона («Невозможная планета» и «Бездна Сатаны») целиком посвящены дьяволу и религиозной тематике. Уже на первой минуте, в двухсерийной арке, перед Доктором и его спутницей – Розой, встречается надпись «Welcome to hell» («Добро пожаловать в ад»).
Как известно, после падения Люцифер поселился в аду. Сама концепция ада, была известна еще в античности (например, царство Аида у древних греков). Говоря о христианстве, «ад», который выражен терминами «шеол» (ивр. שְׁאוֹל; обитель мертвых) и реже «Аваддон» (ивр. אבדון; погибель, тление; уничтожение, прекращение бытия), встречается уже в Ветхом Завете [Пятикнижие, книга Иисуса Навина, книги Царств и Судей], однако в «современном» значении ада – месте, где грешники отбывают свое наказание, впервые встречается в Псалтири и в книгах пророков [Пс: 48:15-16, Ис. 24:21-22, Ис. 30:33, ИЕЗ. 32:22-23, ДАН. 12:2].
В контексте рассматриваемого сериала ад – метеорит на орбите черной дыры, которая не излучает света и служит темницей для Сатаны, а сам «дьявол» находится в бездне (pit) за печатью в центре метеорита.
Специалист по русской демонологии, профессор Махов, отмечает, что «верховный демон – дьявол, пребывая в аду, легко сочетает противоположные роли наказующего и наказуемого»[3]. В иллюстрации к «Видению Тнугдала» (ирландскому источнику 1149 г.) Люцифер зверски пережевывает грешников, но и сам при этом лежит прикованным к железной решетке; сходным образом трактует Люцифера Данте: ад, являясь царством Сатаны, в то же время является местом его заточения [4]. В сериале «Ад», т.е. метеорит, так же служит темницей для Сатаны. Небесное тело удерживается на орбите черной дыры, что в реальном мире в принципе невозможно, но в жанре научной фантастики такое явление имеет место быть.
Главный герой, Доктор, объясняет это так: «для создания такого гравитационного поля и воронки нужен источник энергии с инвертированным само-экстраполирующим отражением 6 на силу 6 каждые 6 секунд». Здесь встречаемся еще одно указание на демонологический символ – три шестерки. Упоминание числа 666 встречается в Ветхом Завете [2Пар. 9:13], [3Цар. 10:14], [Ездр. 2:13], а Новый Завет [Отк. 13:18] уже трактует 666 как число зверя: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо число это человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» [Апокалипсис 13,18]. 666, имеющее корень 6, есть число таинственное и, как число половинное из 12, повторенное три раза, в приложении к сотням, десяткам и единицам, может быть, означает неполноту, несовершенство.
Возвращаясь к сериалу так же необходимо отметить слова одержимых Удов (инопланетян, работающих на космической базе): «Зверь и его армия поднялся из ада и начал войну против Бога. Легион должен быть многими, и Легион должен быть немногими. Легионы будут покорять мир. С начала времён. Он вплетал себя в ткань вашей жизни с начала времен. Некоторые могут звать его Аббадон, некоторые могут звать его Кроп Тор. Некоторые могут звать его Сатаной или... Королем Отчаяния, Бессмертный Принц, Властелин Ночи».
В Новом Завете, Иоанн Богослов пишет: И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, [Отк. 11:7]. Толкователи сходятся во мнении, что в данном контексте – зверь – это антихрист, который выходит из темных и преисподних мест земных, в которые изгнан диавол, и будет убивать [5]. В рассматриваемом сюжете сериала – нечто, что именует себя дьяволом, выбирается из бездны и оставляет после себя мертвые тела. Вполне возможно, что создатели сериала, изображая стереотипы, ассоциируемые у современного общества с «дьяволом», неосознанно изобразили антихриста, разум которого «завладел» телами одержимых.
Евангелие от Марка «подарило» крылатую фразу: «nomen illis legio» – «Имя мне – легион» [Мк. 5:8-9]. В Новом завете Иисус изгнал «легион» из тела одержимого. В римской армии легионом называли полк из 5-6 тысяч человек, а позднее солдат римского легиона стали исчислять просто «очень много». Одержимый, отвечая на вопрос сколько демонов внутри него употребил данный термин, показывая огромное количество злых сущностей внутри одного тела.
В Священном писании дьявол является противником Бога и всех истинно верующих. Существует мнение, что дьявол впервые упоминается в книге Бытия, где он изображён в образе змея, убедившего Еву съесть плод познания из Эдемского сада. Поэтому дьявола ещё называют Искусителем. После этого люди стали смертными. Книга Исаии раскрывает историю Люцифера – падшего ангела, который бросил вызов Богу, за что и был лишён благодати.Другие имена дьявола – Принц тьмы, Вельзевул, Мефистофель, Повелитель мух, Молох и Сатана. Имя Воланд он получил от скандинавского бога Велунда, который был кузнецом. В книге Иезекииля имеется отрывок, в котором есть доказательства существования дьявола. Там он предстаёт, как жадный царь Тира. Там его ещё называют херувимом, жившим когда-то в саду Эдема. Поэтому многие переводчики Священных писаний утверждают, что он и стал олицетворением дьявола. Очень часто дьявол упоминается в Новом Завете. Иисус со своими апостолами часто предупреждает людей о его кознях. Дьявол часто предлагает богатство и славу за поклонение ему. В других религиях и культурах тоже есть злое существо, которое творит беспорядок на земле. С ним борются благородные силы. В исламе дьявола называют Шайтаном или Иблисом. Как и в христианстве, это существо пошло против бога, проявив непокорность. В иудаизме слово «сатана» – это глагол. Он обозначает трудность или искушение, которое непреодолимо. У иудеев Сатана ставит человека перед выбором добра и зла. У буддистов есть Маара, который тоже является демоном. Он увёл Будду с праведного пути. Будда, как и Иисус, всё время борется с искушениями Маары [6]. Таким образом, имен у дьявола множество даже в рамках одной религии, на что акцентирует внимание сериал «Doctor Who».
На 19 минуте «Невозможной планеты» впервые встречается изображение дьявола: темно-красный двуногий монстр, у которого на голове рога, и во рту раздвоенный язык.
Красный цвет во многих религиях, имеет противоречивую природу. Например, в христианстве красный – цвет крови, отожествляется с божественной силой. В то же время во многих христианских средневековых миниатюрах Сатана, а также некоторые его демоны, изображался именно темно-красным цветом (наравне с ярко-зеленым и темно-коричневым цветом). В иудаизме красный цвет также носит двойственный характер: помимо положительного значения красным изображают грехи и Страшный суд. В синтоизме красный цвет – цвет ярости, ревности, чаще всего отожествляемый со злыми духами (например демоном Ханья). В синтоизме практически все демоны изображаются с рогами, в то время как в раннем христианстве рога были символом дьявола (хотя уже в эпоху Нового времени они «перешли» к его демонам).
Раздвоенный язык у Сатаны, который не только указывает на его отожествление со змеем, но и является местом, где совершается слияние дьявола и грешника, в сериале изображен высунутым. Европейская иконография ХI-ХVII вв. открывает в обнажении языка смысловую особенность: высунутый язык оказывается устойчивым атрибутом и характерным жестом демона. Мотив обнаженного языка отнюдь не является исключительным достоянием европейской иконографии: он встречается в искусстве этрусков и индийцев, у североамериканских индейцев. Однако лишь в христианской иконографии мотив высунутого языка соотнесен с образом дьявола вполне систематически и мотивированно, «обнажение языка» становится символом, включенным в понятийно-образную систему христианской демонологии. Демонстрация языка означает подчеркнутую материализацию слова в дьявольском говорении – этой пародии на подлинный логос, (в то время как слово Божественное вообще не нуждается в языке как материальном органе). Обнаженный язык также свидетельствует о том искажении, которое претерпевает в демоне «нормальное» устройство тела: естественная позиция языка – внутри рта; высунутый, «блуждающий» язык – это нарушение. Высунутый язык – символ говорения, речи, причем речи неистинной, лжелогоса [7]. Таким образом высунутый язык – соотносится с демонологическим атрибутом. Дьявол, высовывая язык, «играет» с жертвой, искушая его.
В сериале первой «жертвой» дьявола стал Тоби, который услышал голос монстра: «я прямо за тобой, не оборачивайся, а то умрешь). Персонаж обернулся и стал «одержим».
В «Doctor Who», несколько серий указывают на то, что одержимыми становились лишь мертвые тела. В раннем христианстве дьявол мог лишь перевоплощаться в тело умершего, но «вселяться» он мог только в живых животных или людей (при условии, что люди согрешили). Одержимый Тоби вышел в открытый космос. Когда его увидела девушка-стажер, дьявол пытался выманить ее наружу, но девушка не поддалась искушению, хотя в итоге все равно была убита злыми силами, в отличии от христианской демонологии, согласно которой если человек не поддался искушению, то дьявол его не тронет.
Главный герой сериала, испытал искушение – спуститься в бездну (в оригинале звучит более безобидное «pit», т.е. яма, но русскоговорящие переводчики перевели как «бездна» – поскольку данный термин ассоциируется с дьяволом), однако, как Доктор сам заметил, впервые в своей жизни он отказался идти в неизвестность. Но по сюжету, у него не осталось выбора, и его принудили спуститься вниз, где и увидел телесную оболочку Зверя.
Примечателен диалог Доктора и Зверя, который состоялся в середине второй серии:
Д: Если ты дьявол, то какой из? Вселенная полна религий
З: Все они
Дьявол, точнее его аналог – встречается практически во всех мировых религиях. Для ранних форм религии характерны представления о существовании в природе множества невидимых сверхъестественных существ – духов. Известный британский антрополог Джеймс Фрэзер, в «Золотой ветви» указывает на то, что у некоторых первобытных племен силы природы отожествлялись со злыми духами, например, штормовой ветер племена Западной Африки приравнивали к демону, который вредит людям. Колдуны этих племен исполняли специальный обряд, чтобы «успокоить» ветер и изгнать злого духа. Исследования антрополога показали, что практически все племена верят в то, что душу умершего правителя могут забрать: либо демон, либо колдун. Уже в первобытном мышлении эти понятия были взаимосвязаны, однако «Золотая ветвь» разделяет эти два определения. Исследуя обряды жителей острова Борнео, Фрейзер делает еще один примечательный вывод: древние племена считали, что болезнь насылают злые духи, и перевозили больного в другой дом, ставя рядом с ним соломенную куклу, поскольку верили в то, что злой дух, или демон придет на новое место и, перепутав куклу с больным, вселится в куклу, а человек пойдет на поправку. На острове Ниас, когда кто–то из жителей серьезно заболел и все другие средства оказались бессильны ему помочь, колдун приступает к заклинанию духа, являющегося причиной болезни. Жители Восточной Индии, считали, что эпидемии насылает сам дьявол, пришедший из Аракана. При всплеске заболеваний местные селения объявляли осадное положение, а местные жители проводили специальный ритуал с кровью обезьяны, чтобы изгнать злого духа. В западной Африке считалось, что огонь может отпугнуть демонов от больного человека, а если он не поможет, то заболевшему необходимо изо всех сил убегать от преследовавшего, как они полагали, злого духа. В татарском фольклоре, так же анализируемом Фрейзером, существует борьба демонов и бога, при этом добро в лице божественных сил одерживает победу над злом [8].
Другой известный этнолог, Клод Леви–Стросс, исследуя племена на юге Борнео, пишет о том, что у местных племен также существует обряд изгнания злых духов, или демонов: подражание тревожному крику «Sasia abnormis, Темминк, похожий на скрежет ножа, избавляет якобы от злых духов, преследующих сельскохозяйственные культуры, как бы выскребывая их» [9]. Образы демонов являлись неотъемлемой частью первобытного мира, который верил в их существование, но не разделял на «злых» и «добрых». С появлением христианской эсхатологии все «злые» духи стали приравниваться к демонам, и сам термин «демон» начал отожествляться со злым сверхъестественным существом, подвластным дьяволу и ставившим себе целью навредить людям и склонить их ко греху.
Создатели британского сериала «Doctor Who» вложили в уста своего героя весьма важную фразу: Дьявол – «это идея, встречающаяся во всех цивилизациях, а идею сложно убить». Вера в нечто, что воплощает высшее зло, сохранилась с первобытных времен, ее отголоски можно найти в разных цивилизациях. Однако в современном рациональном мире, идея дьявола существует не только в религиозной сфере, но и играет важную роль в современной массовой культуре. Сериалы и фильмы разного жанра воплощают на экранах эту идею практически всегда: дьявол – это воплощение зла, которое необходимо победить главному герою.