Найти тему

Третья сторона медали. 10. Мой национальный вопрос. Без всяких или…

В своей душе я всегда хранил это вечное, невысказанное таки-да…
Таки-нет

Часть 9. https://dzen.ru/media/id/636a01e4a9fd8e496e3bf32a/tretia-storona-medali-9-obrechennost-na-suscestvovanie-ili-o-chem-molchat-poety-64368ca4c381214d6b03d41c

Одного из моих прадедов звали Мендель. Да-да, именно Мендель. Проблему несколько нивелировал тот факт, что других моих прадедов звали Николай, Федот и Яков соответственно. А также занятное совпадение, состоящее в том, что бабушку мою в паспорте (единственную, кстати, из ее братьев и сестер) записали не как «Менделевна», а как «Менделеевна», что естественным образом перенесло ее от чуждых славянскому уху семитских имен к чему-то родному, напоминавшему о березках и великом русском химике…

Отделенный двумя поколениями гоев и стеной абсолютного незнания, я, по идее, должен был быть совершенно чужд этой проблеме… Но… Пытливый детский ум не позволил этого сделать.

ГОЙ – нееврей для еврея. В настоящее время понятие весьма размытое и неоднозначное, так как еврейские общины сейчас обнаруживают почти повсеместно. Примером тому служит Кайфынская еврейская община из провинции Хэнань, представительница которой изображена на фото (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F)
ГОЙ – нееврей для еврея. В настоящее время понятие весьма размытое и неоднозначное, так как еврейские общины сейчас обнаруживают почти повсеместно. Примером тому служит Кайфынская еврейская община из провинции Хэнань, представительница которой изображена на фото (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B8_%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F)

Нет, я не находил у бабушки в комодах дрейдлы, меноры или Тору, от начала до конца написанную алеф-бетом. Да даже, если бы и нашел, все равно ничего бы не понял, но… По каким-то еле уловимым сигналам, по изменениям взгляда, жестов, мимики моей бабушки, когда по телевизору говорили про эмиграцию в Израиль или, когда я в окно кричал своему дружку, чтобы «делал все нормально, а не по-еврейски», начало понимания ко мне пришло…

ДРЕЙДЛЫ (фото из открытых источников), МЕНОРЫ, АЛЕФБЕТ – все перечисленное характерно для правоверного иудея. Ритуальные предметы. Алефбет – алфавит еврейской письменности.
ДРЕЙДЛЫ (фото из открытых источников), МЕНОРЫ, АЛЕФБЕТ – все перечисленное характерно для правоверного иудея. Ритуальные предметы. Алефбет – алфавит еврейской письменности.

А потом мы с ней ездили в гости к ее сестре, и я увидел там сложенную в ящики мебель…

И я спросил, что случилось…

И мне ответили, что уезжают…

И я спросил куда…

И мне ответили, что за границу…

И я, уже не желая, чтобы моя стена незнания рухнула, и мне пришлось бы жить с этим, ответил: «Понятно».

И уже потом бабушка втихаря от меня говорила (но я-то все слышал):

- Ну, конечно же, он догадался. Иначе бы он не сказал «Понятно»…

Как будто бы что-то изменилось, если бы я сказал: «А куда именно?». По крайней мере, это бы выглядело естественно. Ведь я назубок знал все страны мира и их столицы…

А еще позже пришел мой троюродный брат, и он учил меня полезным фразам на иврите. И стена моего незнания окончательно рухнула…

Я до сих пор помню, что значит «Ма нишма». Но на этом мои познания в иврите практически заканчиваются.

С одной стороны, быть дважды разбавленным евреем совсем неплохо. Антисемиты не замечают твоей отдаленной схожести. И даже генетическая картавость (которую толерантно называют грассированием, и с которой даже логопед с десятилетним стажем не справился) мимикрирует под странное среднеязычное короткое «эр», которое почти ничем не отличается от обычного (если не геройствовать и не стараться рычать).

Но, потом, с возрастом, когда обзаводишься окладистой бородой (черной, не зависимо от цвета волос), еле заметной лысинкой (как раз под ермолку), и уже все вокруг начинают замечать, что нос твой слишком хрящеват, а череп формой своей напоминает камень (наверное, тот самый, на котором были скрижали законов). И складки на твоих веках, вернее, отсутствие таковых, с головой выдают в тебе заправского ашкеназа.

АШКЕНАЗЫ (рисунок из Большой Российской Энциклопедии) – субэтническая группа центральноевропейских евреев. В силу того, что в определенный период времени представляли весьма компактный коллектив со склонностью к близкородственным бракам, имеют огромное количество генетических нарушений и своеобразную внешность.
АШКЕНАЗЫ (рисунок из Большой Российской Энциклопедии) – субэтническая группа центральноевропейских евреев. В силу того, что в определенный период времени представляли весьма компактный коллектив со склонностью к близкородственным бракам, имеют огромное количество генетических нарушений и своеобразную внешность.

Но с другой стороны, ты чужд. Чужд и тем, и другим. Остается только блистать пошлыми антисемитскими шутками так, чтобы никто не догадался, что это всего лишь самокритика.

Продолжение следует. https://dzen.ru/media/id/636a01e4a9fd8e496e3bf32a/tretia-storona-medali-11-i-vot-kakto-daje-legche-stalo-64521fa9bffdce424d2f7a90

Источник: https://www.litres.ru/kim-shmonov/tretya-storona-medali/