Термин «комикс» произошел от греческого komicos — «комедийный». И хотя мы все понимаем, что такое комикс и как он выглядит, термин до сих пор не имеет точного определения.
Зарождение
Человечество с ранних времен использовало иллюстрации для создания связного повествования, будь то египетские иероглифы, греческие фрески или средневековые гобелены.
Зарождением комиксов, с оговорками, можно считать наскальную живопись: ведь у них тоже был определённый сюжет. Уже тысячи лет назад людям хотелось наглядности: они оставляли на стена пещер свои представления об окружающем мире и оставляли сведения о происходящих событиях. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.
Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии.
И хотя наскальную живопись сложно назвать прародительницей именно комикса, но одной из родоначальниц можно считать вполне, т.к. в ней были свои главные герои и сюжет. Провести границу между комиксами и древними «историями в картинках» довольно сложно. Барельефы и рисунки на вазах не рассказывали, а, скорее, показывали какую-то историю. Точнее, даже не всю историю, а её короткий фрагмент и, как правило, в статике, без сюжетного развития.
Первым «сюжетным» прото-комиксом считается колонна римского императора Марка Траяна. Этот монумент был выстроен
в 113 г. из 20 блоков каррарского мрамора. Он достигает 38 метров в высоту и сверху донизу покрыт рельефами, повествующими о войне Рима с Дакией (территория современной Румынии).
Каждая секция посвящена определённому эпизоду войны и рассказывает о сражениях, переправах, строительствах крепостей. Всего на колонне изображено около 2500 персонажей. Между секциями имеются аллегорические вставки — Победа, держащая щит с именем победителя, образы Дуная, богини ночи и так далее.
В средние века стало популярно изображать библейские сюжеты в виде картинок с короткими текстами. Цитаты и прямая речь иногда размещались около голов персонажей, а сюжетный текст — на свитках.
Начиная с XIII в., речь персонажей перестали размещать вокруг них сплошным текстом. Пращуром современных «текстовых пузырей» стали «текстовые ленты», которые были весьма распространенными у европейских художников.
Переход к современному виду
История комиксов в современном понимании этого слова берет начало в середине XVIII в.. Появление комиксов тесно связано с политической и социальной жизнью общества: если прежде иллюстрациями сопровождались в основном религиозные тексты, то авторы эпохи Просвещения начали рисовать сатиру и юмор.
Одним из таких авторов стал английский художник и иллюстратор Уильям Хогарт (1697–1764). Стремясь обличить пороки современного общества, Хогарт создавал целые циклы картин и гравюр, объединенных общей историей, например «Карьера проститутки», «Карьера мота» и «Модный брак».
Действительно серьезным движением в деле создания комиксов стали работы Родольфа Тепфера. В 1840-х годах швейцарский карикатурист выпускает серию карикатурных альбомов о приключениях господина Жабо и господина Крепена. Это был уже не цикл картин, как у Уильяма Хогарта, а серия «кадров» на каждой странице, снабжённых подписями.
В 1843 г. рисунки, появившиеся в газетах и журналах, стали называться мультфильмами. Позже из-за того, что все рисованные истории носили комический характер, их переименуют в знакомый нам «комикс». А первоначальное название достанется анимационному фильму Эмиля Коля «Фантасмагория» и так и закрепится за этим видом искусства.
В 1873 г. происходит еще один толчок в развитии комиксов, это изобретение фотогравюры. Хоть изначально она задумывалась для газет, но имела отражение и в комиксах. Фотогравюра позволяла делать газеты с огромным числом иллюстраций. Технология дала толчок массовому производству комиксов.
Первый цветной комикс появился в 1893 г. в газете The New York World. Создал его Джозеф Пулитцер. Следующим серьезным комиксом был «Медвежонок и тигр», изданный в 1892 г.. В тот же период появляется комикс Yellow kid, который рассказывал о мальчике из Китая, прибывшем в Америку за приключениями.
Интересный факт — персонажами первых полноценных комиксов были смешные проказливые дети. Комикс Yellow Kid (1896—1898), примечательный тем, что реплики главного героя оформлялись в виде надписей на его жёлтой ночной рубашке, цвет которой, как считается, породил термин «жёлтая пресса», а также Katzenjammer Kids, выпускаемый до сих пор (это старейший в мире комикс — с оговоркой о том, что в его изданиях были длительные перерывы, а сам он менял название и правообладателя).
Еще одной значимой вехой к современной комикс индустрии стоит отнести 1907 г. — именно тогда появляется первый первый ежедневный комикс — «Мэтт и Джефф».
Долгое время комиксы существовали лишь на страницах газет в качестве развлекательных приложений. Сперва и там эту литературу воспринимали, как исключительно детскую. Но все изменилось в 30-е годы.
Американская индустрия комиксов
В начале XX в. комиксы стали на 99% американским явлением. Их популярности в США немало способствовала юридическая война между магнатами Хёрстом и Пулитцером, переманивавших друг у друга художников и яростно судившимися из-за прав на серии комиксов. А если двое гигантов за что-то дерутся, то это явно стоящая вещь. Люди читали в газетах про судебные тяжбы из-за комиксов, а на последней странице их ждали, собственно, эти самые комиксы.
В 1929 г. была издана первая в мире книга комиксов: Famous Funnies. Читателям предлагалось 16 страниц оригинальных комиксов, головоломок и прочего материала для досуга.
Идея оказалась удачной, и крупные издательские компании наперегонки бросились зарабатывать лёгкие деньги, выпуская сборники ранее выходивших газетных комиксов. Теперь вместо того чтобы листать подшивку газет, достаточно было купить книгу.
Золотой век комиксов
Началом золотого века принято считать июнь 1938 г., когда издательство Detective Comics (ныне известное как DC Comics) издало первый номер журнала Action Comics.
Так состоялся дебют Супермена, ставшего самым популярным героем комиксов за всю их историю. Золотой век комиксов, продлился до 1956 года. Всего за 28 лет было придумано порядка 400 супергероев, большинство из которых до нашего времени не дожило.
Появление Супермена было очень популярным, и вскоре супергерои буквально заполонили страницы комиксов. Другими персонажами, долгое время пользовавшимися популярностью, стали Пластик (англ. Plastic Man), издаваемый издательством Quality Comics, а также детектив Спирит под авторством карикатуриста Уилла Айснера, который первоначально выходил в качестве дополнения, объединенного с воскресным выпуском газеты.
В этот же период мир увидел Капитана Америку и Бэтмена. У Капитана Америки появляется женский аналог, Чудо-Женщина. Впервые она появилась в восьмой серии комикса All Star Comics. Ее прародителями стали античные амазонки и богиня-воительница Диана. Героиня комикса совместила женскую грацию и мужскую силу.
Последним в плеяде ключевых героев Золотого века комиксов стоит упомянуть Флэша, появившегося в одноименной серии в 1941 году. Один из первых «научных» персонажей, получивших свою сверхспособность (скорость) благодаря вдыханию паров тяжелой воды. При этом его образ явно несет на себе черты древнегреческого бога Гермеса — покровителя плутов, атлетов и путников.
Сильное влияние на сюжеты комиксов оказала Вторая мировая война. Стали выходить комиксы, где супергерои борются с нацистской Германией и Адольфом Гитлером. После окончания войны в комиксах стали преобладать персонажи, наделенные атомной энергией, например— Атомный громовержец и Атомный человек. Делалось это с целью ослабить страх перед возможностью начала ядерной войны.
В 1960—1970-х гг. XX в. появился новый вид комиксов— графические новеллы: книги, переведённые в формат рисунков, и отличающиеся от комиксов составом автором (обычно один-два человека), целевой аудиторией (как правило, это издания для взрослых), качеством бумаги и иллюстраций, а, соответственно, и более высокой ценой. Иными словами — высокое искусство.
В 1970-х система продаж комиксов в США радикально изменилась: теперь один крупный дистрибьютор распространял комиксы по тысячам специализированных магазинов, торговавших также сопутствующей продукцией (майками, фигурками и т. п.).
Это сыграло роль в ухудшении имиджа фаната комиксов — увлечённые комиксами взрослые люди были теперь у всех на виду, а их чрезмерная одержимость этим жанром массовой культуры подвергалась насмешкам. .
Marvel и DC: вечное противостояние
DC Сomics задали стандарты для всех будущих комиксов и стали настоящими первооткрывателями в создании жанра о супергероях. Издательство открыло миру историю о Супермене, Бэтмене, Флэше, Зеленом Фонаре, Женщине-кошке и многих других известных персонажей. Герои, с их увлекательными историями, позволяли CD Comics много лет занимать главную позицию в мире комиксов. И только одно издательство смогло значительно пошатнуть их положение — Marvel Comics. Именно его появление навсегда разделило вселенную комиксов на две мира. Но обо всем по порядку.
Издательство DC Comics возникло в 1934 году. На тот момент оно носило название National Allied Publications. Основал его Малкольм Вилер-Николсон. Это издательство задало стандарты комиксам, став первопроходцем в жанре супергероев.
Первой их звездой стал Супермен. Изначальная его версия отличалась от современной, он спокойно убивал врагов, вмешивался в бытовые дела семей. На тот момент его единственной суперспособностью были прыжки на большие расстояния.
Следующей звездой издательства стал Бэтмен. Он появился в 27-м выпуске детективных комиксов. Он был сделан в более интеллектуальном ключе, чем Супермен. Бэтмен мстил преступному миру за гибель своих родителей. Позже у Бэтмена появился напарник Робин. В комиксах Бэтмен не убивал врагов и не использовал оружие, а только хитрые приспособления. Некоторые в наше время смотрятся весьма комично, например репеллент от акул или самодельные дорожные знаки.
В 1938 году появляется издательство Marvel Comics. До этого оно называлось Timely Comic. Создал его Мартин Гудмен. Дебютными героями издательства Марвел стали Нэмор Подводник и Человек-Факел. А в 1941 году мир увидел культового Капитана Америку.
В 1960-е годы начало возвращаться внимание к героям комиксов, пропавшее с окончанием Второй мировой войны. В то время DC Comics собрала всех своих супергероев в команду и назвала это «Лигой справедливости». Там присутствовали герои, не имевшие своей серии комиксов, целью Лиги было дать возможность персонажам набрать популярность.
В ответ на Лигу Marvel создала Фантастическую четверку. Ее придумал Стэн Ли, главный редактор Marvel Comics. Он изменил метод создания персонажей. Вместо идеалистических взглядов он дал персонажам настоящие человеческие мотивы и эмоции. До Стэна Ли никто не делал подобного. Это и стало отличительной чертой Marvel.
Герои Стэна Ли были простыми людьми, обремененными повседневной рутиной и проблемами личной жизни. На фоне недостижимых супергероев DC Comics это было как глоток свежего воздуха. Публика тепло встретила марвеловских персонажей.
Стэн Ли придумал еще один хороший ход — он стал вести ежемесячную рубрику, где общался с фанатами. Третьим успешным ходом стало указание в комиксах не только автора и художника, но и всех остальных людей, которые принимали участие в создании. Заметно отличались и отношения внутри двух издательств. Стэн Ли никогда не забирал всю славу себе, а делил авторство со своими художниками. Авторы DC Comics не выносили имена художников на обложку.
В 1970-х годах комиксы начинают отражать проблемы наркозависимости. В 1971 году, Стэн Ли по просьбе департамента здоровья, образования и благосостояния США пишет комикс о вредном воздействии наркотиков. Это была история о Человеке-пауке, состоящая из трех частей.
В 1986 году DC Comics решилось на перезапуск всех серий. Этот шаг дал возможность молодой аудитории заново познакомиться с известными героями и их происхождением. DC также выпустило специальное издание своей истории, где описывалась биография всех героев. Оба издательства стали покорять телевидение, что делают и по сей день. Но это уже совсем другая старо-новая история.
DC и Marvel приложили все усилия, чтобы создать свой собственный, узнаваемый и совершенно фантастический мир. Оба издательства неоднократно меняли свои названия и подходы к аудитории, чтобы удержать их внимание. Супергерои и злодеи обретали новые характерные черты, что позволяло снова и снова завоевывать интерес публики. За их жизнью на страницах изданий, а теперь и кино, не устают наблюдать и по сей день.
Что-то вроде заключения
Сегодня комиксы в США переживают период депрессии. Их популярность не идёт ни в какое сравнение с тем, что творилось 40—50 лет назад, а герои «рисованных картинок» приносят гораздо больше денег в компьютерных играх и кино. Комиксы подорожали почти вдвое, стали менее динамичными, их начали «растягивать» в длинные сериалы. Фанаты были вынуждены покупать каждый выпуск, чтобы хоть как-то ориентироваться в сюжете. Предпочтение стало отдаваться мрачным историям и антигероям.
Удивительно, однако комиксы у нас по-прежнему остаются заокеанской экзотикой.
Ещё десять лет назад российской комикс индустрии было нечего предложить, массовому читателю. Не было всем известных персонажей вроде Бэтмена или Супермена, но была своя самобытность. Русские комиксы смешали в себе влияние американского, европейского и японского стилей. У нас по прежнему ценится именно авторский почерк, так как нет единого узнаваемого российского стиля.
Большие издательства сейчас наполняют рынок более комиксами для массовой аудитории и популяризируют их тем самым. Ярким примером выступает издательство Bubble с их недавний фильмом «Майор Гром», который открыл киновселенную «Bubble Studios».
Как Marvel сыграли большую роль в всемирной популяризации комиксов, так и Bubble стремятся привнести своих узнаваемых героев. С 2012 года они развивают свою супергеройскую вселенную начав с выпуска четырех серий комиксов: «Бесобой», «Красная Фурия», «Инок» и «Майор Гром». Сейчас они продолжают развивать свою вселенную и выпускают уже восемь ежемесячных комиксов.
Комиксы — отдельный вид искусства и радует, что это признают все больше людей.
***
Источники:
2. История создания комиксов: как наскальные рисунки превратились в миллиардную индустрию.
3. История комиксов от наскальной живописи до современной многомиллионной индустрии.
4. Индустрия комиксов: вечное противостояние DC и Marvel
5. Marvel против DC: странные совпадения и супергеройский плагиат