Найти тему

Раскоксовка двигателя: зачем и когда делается

Оглавление

В любом ДВС неизбежно образуются твёрдые углеродистые соединения — нагар, оседающий на различных деталях. Со временем он способен привести к нарушениям в работе мотора, а то и к его капитальному ремонту. Избежать преждевременных проблем помогает раскоксовка, то есть процедура удаления части отложений. Рассказываем об этом в деталях.

Почему образуется нагар

Естественная причина появления углеродистых отложений в двигателе — сгорание топлива и некоторого количества масла с неполным удалением продуктов этого сгорания. А основные места их накопления — днища поршней, их канавки и маслоотводные каналы, поршневые кольца, верхняя часть камеры сгорания и клапаны.

На количество образующегося нагара влияют как конструктивные, так и эксплуатационные факторы. Например, у моторов с непосредственным впрыском топлива активнее «зарастают» впускные клапаны, потому что нагар с них не смывается бензином, как в двигателях с распределённым впрыском.

Основной эксплуатационной причиной повышенного нагарообразования можно назвать частые поездки на короткие расстояния с небольшой средней скоростью. При каждом холодном запуске программа управления заставляет мотор работать на переобогащённой смеси, которая не сгорает полностью. А низкие обороты и короткое время поездки не позволяют углеродистым отложениям «выгорать», то есть удаляться из мотора естественным образом.

К зарастанию мотора нагаром приводит и несвоевременная замена моторного масла. По мере выработки им своего ресурса снижается такой важный параметр смазки, как температура вспышки, и, соответственно, растёт расход масла «на угар». Кроме того, становится менее эффективной работа содержащихся в нём моющих присадок, которые борются с нагаром.

Ну а главной причиной обычно становятся неисправности самого двигателя, при которых он продолжает работать, но интенсивно накапливает в себе нагар. Это проблемы, приводящие к неправильному составу топливовоздушной смеси или к нарушению процесса сгорания. Например, неисправности топливных форсунок, систем зажигания, изменения фаз газораспределения или износ компонентов ГРМ. И конечно, изношенные поршневые кольца и сальники клапанов, из-за которых в камеру сгорания попадает моторное масло.

-2

Для чего нужна раскоксовка

В первую очередь нагар в канавках поршней сильно осложняет жизнь поршневых колец. Они теряют подвижность и хуже прилегают к цилиндру, а отверстия под ними для отвода масла со стенок цилиндра забиваются, что увеличивает его угар и ускоряет процесс закоксовки.

Неплотное прилегание компрессионных колец вызывает снижение компрессии и потерю мощности мотора, увеличение расхода топлива, а также плохой запуск. Также повышается давление картерных газов, из-за чего через систему вентиляции картера во впуск двигателя попадает больший объём паров масла, и отложения на клапанах и поршнях становятся всё толще.

При закоксовке снижается передача тепла от поршня к стенкам блока цилиндров, что способно привести к проблемам — вплоть до детонации и разрушения поршня и колец. Отложения на тарелках впускных и выпускных клапанов могут нарушить их герметичность — в этом случае также снижается компрессия, а клапаны перегреваются и в итоге разрушаются.

А нагар на стержнях впускных клапанов ограничивает доступ кислорода в камеру сгорания, что приводит к неправильному сгоранию топливной смеси. Кроме того, в закоксованном моторе могут пострадать недешёвые кислородные датчики и каталитический нейтрализатор. Наконец, сильный нагар на поршнях провоцирует появление царапин (задиров) на стенках цилиндра, приближая капремонт.

-3

Когда делать раскоксовку

Некоторые специалисты рекомендуют делать раскоксовку двигателя, даже когда у того нет выраженных признаков проблем с нагаром — профилактически, каждые 40–60 тыс. км. Но это, конечно, радикальный метод.

Задуматься о раскоксовке точно стоит в том случае, если у автомобиля с пробегом 100–150 тыс. км заметно вырос расход масла. Сильный угар можно заметить не только при периодической проверке уровня смазки, но и по внешним признакам: сизому дыму из выхлопной трубы, на внутренней поверхности которой может быть много сажи. Также не помешает осмотреть на предмет отложений системы смазки и вентиляции картерных газов.

Когда ситуация уже запущена, будут заметны снижение мощности двигателя и его неуверенный запуск. Понять, поможет ли двигателю раскоксовка или же его придётся перебирать, можно только после диагностики. Помимо замеров компрессии, желательно включить в неё эндоскопию камеры сгорания — осмотр стенок цилиндров, клапанов и днища поршня миниатюрной камерой. Глубокие задиры цилиндров раскоксовкой уже не вылечить.

У наддувных агрегатов также следует проверить турбину — следы подтекания масла, состояние её вала, лопаток и корпуса. При их серьёзном износе в цилиндры неизбежно будет попадать лишнее масло, активно коксующееся под действием высоких температур.

-4

Как делается раскоксовка

Раскоксовка — это воздействие на отложения специальными растворителями. И лучше использовать для этого безопасные специализированные составы, а не пользоваться «дедовскими способами» вроде керосина или Димексида.

Раскоксовывателей двигателя в магазинах много. Каждый содержит различные комбинации растворителей, предназначенных для борьбы с нагаром:  ацетоны, этиленгликоль, сольвенты, эфиры и многое другое. Какой именно состав выбрать — дело субъективного доверия к его производителю. Однако ещё выбор зависит от способа раскоксовки, для которого подходят те или иные препараты.

Способы раскоксовки

Главные отличия основных способов раскоксовки заключаются в пути доставки составов к деталям, которым требуется очистка.

Самый эффективный способ очистки мотора, прежде всего колец, — заливка составов в цилиндры через свечные колодцы (либо через места установки форсунок впрыска топлива). Так очищаются днище поршня, его канавки, масляный дренаж, все поршневые кольца, верхняя часть камеры сгорания и тарелки клапанов с плоскостями их прилегания. Чтобы дать отложениям раствориться, такие составы выдерживаются в цилиндрах продолжительное время, а после процедуры желательно сразу поменять масло, разбавленное просочившимся через поршневые кольца очистителем. Его остатки также следует удалить (откачать) из цилиндров — во избежание гидроудара при запуске мотора и возможного негативного воздействия посторонней химии на нейтрализатор.

-5

Другой способ раскоксовки двигателя — добавление специальной присадки в масло. Оно вместе с добавкой циркулирует некоторое время по мотору (иногда с такой смесью производители составов для раскоксовки рекомендуют проехать до 1000 км). Этот способ актуален, когда стоит задача очистить саму масляную систему. Его также называют «мягкая раскоксовка двигателя», потому что химия воздействует на отложения долгое время. После того, как очиститель отработает положенное время, необходимо заменить моторное масло и фильтр.

Еще один способ раскоксовки ДВС — через впуск: очиститель добавляется в топливо. Этот способ наиболее эффективен для очистки стержней впускных клапанов на двигателях с непосредственным впрыском, а также самих топливных форсунок и камеры сгорания. Однако для очистки поршневых колец такой метод подходит меньше всего. Зато после этой процедуры не требуется срочная замена масла.

Авто
5,66 млн интересуются