Давно хотела написать об этой актрисе. А тут такой повод - 70 лет. Никто никогда не даст ей такой возраст.
Анна Каменкова для меня образец женственности и красоты.
Не часто употребляю это слово, но оно четко передает ее притягательность - манкость.
И она во всем, и в ее просто завораживающем голосе, в жизненной правдивости образов, в искренности и, что редко сейчас встречается - в порядочности.
Безграничный талант
Первое мое знакомство с творчеством актрисы состоялось в сериале "Государственная граница", где она играла роль Гали Кравцовой.
Тогда, будучи ребенком, еще не осознавая таланта актрисы, в душу запал именно этот тембр Анны и мелодия ее голоса.
Она как будто убаюкивала, ласкала слух. Знаете, когда инструмент настраивается на камертон.
Вот и Анна Каменкова стала таким камертоном.
Все сложилось в ней: внешность, глубина, талант и этот голос. Голос, который невозможно ни с каким перепутать.
И я уже для себя подсознательно определила, что если фильм с Каменковой - это обязательно нужно посмотреть.
А потом был пронзительный фильм "Молодая жена".
Это одна из лучших киноработ актрисы.
Да и Анна не играет в фильме, она живет в создаваемом ею образе.
Такое ощущение создавалось, что фильм про нее и она играет саму себя.
Потом, почитав интервью самой актрисы, понимаю, что впечатление сложилось почти правильное.
Сама же актриса, рассказывая об этой роли, говорила, что в тот момент ей много раз отказывали в съемках в фильмах: актриса проходила пробы, но ее потом не приглашали сниматься.
Это было очень больно. И актриса убеждала себя "ну и что, я буду просто театральной актрисой".
И вот съемка в этом фильме была такой последней надеждой.
Но, пообщавшись перед съемками с режиссером, который, увидев ее уставшую, не выспавшуюся после поездки в поезде, был недоволен ее внешним видом, Анна поняла, что все напрасно.
Но играть нужно было, раз приехала.
И Анна сыграла наотмашь, послав мысленно всех куда подальше, заранее предвидя отказ.
И было в этом столько безысходности и трагизма и так это все ложилось на роль и замысел режиссера Леонида Менакера, что Анна получила долгожданное приглашение на роль, ставшую такой знаковой в ее судьбе. Роль Марии Стрельцовой.
За эту драматическую роль Анна Каменкова получила престижную премию всесоюзного фестиваля 1979 года. И эта премия была второй в жизни актрисы Анны Каменковой.
Свою первую премию Анна получила в 6 лет после съемок в фильме "Девочка ищет отца".
Анна снялась в роли Лены - дочки партизанского командира Парнаса.
О судьбе, маме и отце:
Кто не смотрел этот фильм, обязательно посмотрите.
Анне было 5 лет, когда они с мамой, прогуливаясь в парке Революции в Москве, случайно встретились с сотрудником съемочной группы фильма "Девочка ищет отца", который искал в парке девочку на главную роль.
Иначе, как судьбоносной такую встречу можно назвать: ведь искали 6-ти летнюю девочку, а нашли 5-ти летнюю. Вернее, она сама их нашла...
Она подошла сама к этому мужчине, обидевшись на то, почему это других девочек он попросил почитать стихи, а ее - нет.
Аргумент был железный: она ведь тоже знает стихи, а ее не спросили.
А прочла она тогда четверостишье, которое помнит до сих пор: "травка зеленеет, солнышко блестит".
Помнит она до сих пор и тот год, проведенный в тесном общении со своей мамой - Ольгой Павловой-Каменковой в Минске, где шли съемки этого фильма.
И это был их самый счастливый год.
Папа - Семен Гуревич работал учителем русского языка и литературы, впрочем, как и мама, но был достаточно жестким человеком, с трудным характером, от чего страдали родные люди.
Мама же, наоборот, светлым, добрым и душевным человеком.
Знакомые и родственники мамы часто говорили Анне, что она очень похожа на свою маму. И ей было так важно и очень приятно это слышать.
У Анны была еще старшая сестра Ольга, разница у девочек составляла 8 лет.
Но, несмотря на свой характер, отец дал свое согласие на отъезд мамы и дочки на целый год на съемки.
Анна Каменкова сокрушается, что "это не сейчас, когда в один день снимается по 7 серий, тогда съемки шли годами".
После выхода в 1959 году этого фильма, маленькая актриса прославилась на весь мир.
Мы нашли архивные записи тех лет. Вот она наша героиня:
Фильм "Девочка ищет отца" получил специальную премию, за лучшую детскую роль на II Международном кинофестивале в Мар-Дель-Плата, который проходил в Аргентине.
После поступало огромное количество заманчивых предложений о съемках в очередных картинах, но родители приняли единственное правильно решение - пока все силы дочери должны быть направлены на учебу.
Кстати, сама Анна сейчас, размышляя, говорит, что родители поступили очень мудро и в ее интересах.
Беда пришла, когда Анне исполнилось 9 лет. От онкологии умерла ее мама, которой было всего 38 лет.
И тут понимаешь, что тот год съемок стал отдушиной для мамы от тяжелых семейных отношений.
Как будто кто-то свыше, зная о раннем уходе мамы, этим двоим, любящим друг друга маме и дочке, дал шанс потеснее, потеплее пообщаться друг с другом, чего невозможно было сделать в обычной жизни, с работой и каждодневными заботами.
Как говорит сама Анна Каменкова ее спас этот возраст - 9 лет, когда еще понимание и осознание не такое, как у взрослого человека, и она по-другому пережила ее уход.
Она признавалась:
В 9 лет полного осознания этой потери не было.
Но ей все время не хватало "маминого света и теплоты".
После смерти мамы, отец удочерил Ольгу и Анну, ведь их отношения с мамой вплоть до ее ухода так и не были оформлены.
А вот свою фамилию отец Анне посоветовал оставить прежнюю, заметив, что с такой фамилией, как у него, могут быть сложности в жизни.
Отец ушел в 74 года.
Несмотря на то, что не одобрял выбранную Анной профессию, он все-таки успел сказать Анне, что гордится ею.
Старшая сестра Ольга тяжело и уже осмысленно пережила смерть мамы, она не заменила маму, но помогала младшей сестре, как могла.
Чужая семья потемки, но после ухода мамы у Ольги произошел конфликт с отцом из-за мамы, и, после окончания школы, она ушла из дома и долго ни с кем не общалась.
Встретившись уже в зрелом возрасте, Анна и Ольга не могли оторваться друг от друга и строили совместные планы.
Ольга работала, как и родители, сначала учительницей русского языка и литературы. А потом кардинально поменяла свою жизнь, пошла на ТВ, где работала редактором молодежных программ на ТВЦ, на "Первом канале", старшим редактором литературной части в театре "Современник", на ВГТРК, и даже была режиссером и сценаристом нескольких документальных фильмов.
Но ранняя смерть Ольги спутала их планы.
О муже и сыне...
В своих многочисленных интервью Анна Каменкова не раз говорила, что повторила судьбу своей мамы: вышла замуж за человека, который был старше на 15 лет, за человека талантливого, но с очень сложным характером.
Вот как Анна Каменкова говорит о муже, которым стал ее коллега по театру на Малой Бронной, режиссер Анатолий Спивак:
В мужчине мы больше всего ценим талант, совесть, когда человек не предает, не продает, с чувством юмора, когда честный, и сердце на это все откликается.
Продолжая говорит, что она, как по Фрейду, выбрала мужа похожего по характеру на отца:
Характер чудовищный, но все лучшее - благодаря ему.
И она смотрела на Анатолия, как на "гуру-учителя".
Кто знает, не будь Анна так смиренна и кротка, как бы закончились эти отношения.
Но Анна Каменкова в лучших традициях русской православной семьи оказалась мудрой и дальновидной.
Долгожданное рождение сына Сергея, после 7 лет неудач, сделали Анну более независимой и свободной.
Хотя она и пыталась уйти от этого сильного давления на нее со стороны мужа, но поняв и осознав, что для нее важнее, вернулась обратно.
Возможно, это понял и ее муж, так как со временем их отношения стали более теплыми.
Говоря о муже, Анна говорит, что он в нее "сильно вложился", как актрису и она это очень ценит:
Мы могли всю ночь сидеть на кухне и обсуждать одну сцену. И это был такой мощный цемент.
Требовательна к себе или немного о профессии
Она не любит смотреть фильмы со своим участием, ей все время кажется, что она что-то не так сделала, а можно было еще лучше сыграть.
Ее фильмография составляет примерно сотню ролей в кино, пятьдесят ролей в театре, а еще телесериалы, радио спектакли, дубляж и озвучание.
Одни из самых известных картин:
"Солнечный ветер", "Поздняя любовь", "Софья Петровна", "Ты есть", "Тест для настоящих мужчин", "Поздняя любовь", "Следствие ведут знатоки", "Визит к Минотавру" и др.
Анна Каменкова была самой востребованной актрисой у самого Анатолия Эфроса. Актриса гордилась, что смогла поработать с настоящим мастером.
Актриса органична и естественна в любом образе: простой девчонки или в роли дворянки. В ней в любой роли чувствуется мощь и глубина.
Вспомните хотя бы роль Софьи Петровны в одноименном фильме. В нем Анна в свои 35 лет сыграла 55 летнюю героиню.
Она рассказывает, что после этой роли она еще год ходила сгорбившейся и больной женщиной, никак не могла выйти из роли. И удивлялась, как ее коллеги могут сразу войти в драматическую роль, а после слов "снято" мило общаться с коллегами. Ее такая работа " не царапает".
Возможно поэтому сейчас снимается такое кино, которое и нас, зрителей, не "царапает".
В долгие годы отсутствия ролей и съемок Анна занималась озвучиванием и дубляжом и стала таким "бесплотным" голосом.
Ее русским голосом говорят, шепчут, кричат, плачут и смеются многие иностранные актрисы:
женские героини в фильмах "Анжелика", а также Мерил Стрип, Шерон Стоун в "Основном инстинкте", Уитни Хьюстон в "Телохранителе", Сельма Хайек во "Фриде", Вивьен Ли в "Унесенных ветром" , всего 300 иностранных фильмов.
А еще и в российских:
озвучивала Татьяну Лютаеву в "Гардемаринах", в "Сердцах трех" Пирет Мянгел, Елену Яковлеву " в Плюмбум или опасная игра", Веру Сотникову в "Королеве Марго", Веру Глаголеву в "Искренне ваш...", Ларису Гузееву в "Жестоком романсе" и др.
Как не вспомнить, что голосом Анны Каменковой в наших мультфильмах говорят Василиса Микулишна, Василиса Прекрасная, Сольвейг и разные зверушки.
Ее голос - голос эпохи, который завораживает, обволакивает и утешает.
Предлагаю посмотреть отрывок из фильма "Поздняя любовь":
Прочла один комментарий под программой, посвященной Анне Каменковой и не могла не поделиться с вами:
В одной из её ролей, в фильме"Ты есть", для неё прозвучала такая фраза:"Знаешь, в чем разница между баком и колодцем? Зачерпнешь ковшом в баке воду несколько раз, и уже по дну скребешь. А колодец-он бездонный. Вот ты-колодец." Анна Каменкова именно таковой и является: глубоким, бездонным и чистейшей душой Человеком и Актрисой! Спасибо за роли!
Нужно отметить, что команда программы "Бабье лето 2 " авторства Сергея Майорова искренне восхищаются актрисой Анной Каменковой.
Вот и передача получилась на редкость светлой и душевной, как и сама актриса:
Удивляет и невероятно расстраивает лично меня отсутствие ролей у этой достойной актрисы в течении 10 лет, с ее 39 до 49 лет. Да и сегодня ее ролями режиссеры не балуют.
Столько упущенных лет, лучших лет и это, увы, не поправимо
И возникает вопрос к этим режиссерам и продюсерам, почему такой талант остается так долго без главных ролей, почему мы нахваливаем заграничных актрис, не замечая собственных самородков у нас?
P.S.
Мы тоже искренне восхищаемся актрисой.
И не только за артистический талант, а еще за порядочность.
Ведь отсутствие интриг, скандалов - это большая редкость в наши дни: никакой рекламы банков, никаких партийных поддержек, никаких сомнительных ток-шоу.
А еще получаем истинное наслаждение не только от ее ролей в картинах, но и от нее самой: трогательной, нежной, высоко-духовной и такой нашей русской женщины по имени Анна Каменкова.
Когда в передаче Сергея Майорова "Бабье лето 2" ее спросили в чем счастье для вас, она ответила:
Счастье в гармонии внутри себя, в том, чтобы получалось то, что хочется. И в хорошей работе.
Этого и хочется пожелать любимой актрисе, а еще возможность сыграть не одну главную роль в фильмах по сценариям, написанных именно для нее.
И поздравляем с Анну Каменкову с юбилеем!
СТАВЬТЕ ПАЛЕЦ ВВЕРХ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ КИНОВОЯЖ И НЕ ТОЛЬКО.