Найти тему
Интерфакс-Россия

Для защиты национальных интересов

Interfax-Russia.ru — Российские активы Uniper и Fortum передали в управление Росимуществу. Решение обосновали ответными мерами на недружественные действия иностранных государств.

Финская энергокомпания Fortum — один из крупнейших иностранных инвесторов в российскую электроэнергетику. В России финскому концерну принадлежит 98,23% в ПАО "Фортум" и около 30% в ПАО "ТГК-1" (основной акционер — "Газпром энергохолдинг"). Компания также была одним из крупнейших инвесторов в российскую ветроэнергетику.

Кроме того, до осени 2022 года Fortum был основным акционером Uniper. Fortum являлся владельцем 73,4% акций немецкой энергокомпании Uniper, которой в России принадлежит 83,73% ПАО "Юнипро". У Fortum в России (совместно с проектами "дочерней" Uniper) насчитывалось 12 электростанций совокупной мощностью производства электроэнергии в 15,5 ГВт и тепла в 10,2 ГВт. Балансовая стоимость российских генактивов, включая участие в проекте "Северный поток-2", оценивалась примерно в 5 млрд 500 млн евро.

Еще весной 2022 года Uniper и Fortum объявили о намерении покинуть российский рынок. По словам участников российского энергорынка, с которыми общался "Интерфакс", Fortum собирал заявки на покупку своих активов и планировал принять решение до начала июля. Вместе с тем в сентябре прошлого года Fortum договорился с правительством Германии о национализации немецкой энергокомпании из-за ее тяжелого финансового состояния.

В ноябре прошлого года ПАО "Юнипро", ПАО "Фортум" и его активы в ветроэнергетике попали в список предприятий ТЭК, сделки с долями которых требуют особого распоряжения.

В апреле CEO Fortum Маркус Раурамо говорил, что компания продолжает процесс выхода из России, наблюдает интерес к своим активам не только в России, но и в других странах.

В свою очередь немецкий Uniper в отчете по итогам 2022 года заявлял, что потерял возможность принимать решения и руководить "Юнипро". Продажа "Юнипро" также остается под вопросом, так как компания до сих пор не получила необходимое для этого разрешение президента РФ, сообщали в Uniper.

Между тем накануне принадлежащие иностранным акционерам доли в ПАО "Юнипро" и ПАО "Фортум" получило во временное управление Росимущество. Как следует из опубликованного указа президента РФ, во временное управление вошли 83,73% акций ПАО "Юнипро" (принадлежат немецкой Uniper SE), а также акции ПАО "Фортум" — 69,88% акций, находящиеся в собственности Fortum Russia B.V., и 28,35% акций, владельцем которых является Fortum Holding B.V.

Такое решение объяснили "необходимостью принятия безотлагательных мер в ответ на недружественные и противоречащие международному праву действия США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, направленные на незаконные лишение РФ, российских юридических и физических лиц права собственности и (или) ограничение их права собственности, в целях защиты национальных интересов РФ".

Таким образом, в отношении находящегося на территории РФ движимого и недвижимого имущества иностранных лиц, связанных с перечисленными выше странами, ценных бумаг, долей в уставных капиталах, имущественных прав вводится временное управление. Временное управление имуществом прекращается по решению президента РФ.

Полномочия собственника движимого и недвижимого имущества, ценных бумаг, долей в уставном капитале российского юридического лица, имущественных прав, находящихся во временном управлении, за исключением полномочий по распоряжению имуществом, будет осуществлять временный управляющий. Также в его обязанности входят функции по проведению инвентаризации имущества, находящегося во временном управлении, и обеспечению сохранности такого имущества. Финансирование расходов, связанных с временным управлением имуществом, осуществляется за счет доходов от его использования.

Как отмечается в указе, пока в качестве временного управляющего определено Росимущество, но управляющим может быть определено и другое лицо.

Российские активы Fortum и Uniper считаются переданными в управление Росимуществу с момента подписания соответствующего президентского указа от 25 апреля, уточнил журналистам пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

"Собственно, главная цель указа - это формирование компенсационного фонда для возможного применения зеркальных мер в ответ на незаконную экспроприацию российских активов за рубежом", - отметил Песков.

Он подтвердил, что указ не касается вопросов собственности и не лишает владельцев их активов.

"Эта инициатива зеркально отражает отношение правительств западных стран к зарубежным активам российских компаний, потому что в ряде государств наблюдается планомерный переход от временного управления к фактической конфискации. Есть отличия: этот указ не касается вопросов собственности и не лишает владельцев их активов, потому что внешнее управление носит временный характер, и означает, что первоначальный собственник больше не имеет права принимать управленческие решения, и ряд других нюансов", — сказал пресс-секретарь президента.

В Росимуществе уточнили, что внешнее управление вводится точечно в отношении генерирующих активов, имеющих первостепенное значение для стабильного функционирования российской энергетики.

"Подобный подход позволяет обеспечить бесперебойную работу значимых для национальной экономики компаний и исключить риски влияния политической позиции ряда недружественных стран, способной оказать негативное воздействие на экономическую и энергетическую безопасность Российской Федерации", — отметили в ведомстве.

Там подчеркнули, что указ президента РФ о временном управлении в отношении российских активов Fortum и Uniper не касается вопросов собственности и не лишает владельцев их активов.

"Внешнее управление носит временный характер и означает, что первоначальный собственник больше не имеет права принимать управленческие решения. Внешний управляющий получает полномочия, которые позволяют ему обеспечить эффективность работы предприятий в соответствии с их значением для экономики России", — отметили в Росимуществе, добавив, что при необходимости перечень предприятий, находящихся под внешним управлением, может быть расширен.

Fortum еще не получил официальное подтверждение от российских властей о введении внешнего управления активами компании в РФ и в настоящее время изучает ситуацию.

Текущее понимание Fortum, отметил финский энергоконцерн, заключается в том, что опубликованный накануне документ не влияет на право собственности на активы и компании в России. Но остается неясным, как это повлияет на российские операции Fortum и продолжающийся процесс продажи активов в РФ.

В Uniper пока не прокомментировали ситуацию, однако на новостях о передаче Росимуществу во временное управление российских энергетических активов, принадлежащих Uniper SE и Fortum, акции "Юнипро" в начале торгов на Московской бирже 26 апреля выросли на 15,1% по отношению к закрытию основной дневной сессии накануне, а ценные бумаги "ТГК-1" подорожали на 11,3%.

Кстати, на текущей неделе идею передачи активов компаний из недружественных государств в управление профильным локальным игрокам озвучил глава ВТБ Андрей Костин.

"Финны сейчас не очень дружественные, у них есть большая компания, Fortum, допустим. Они оценивают ее в миллиарды долларов, и очень много желающих там за рубежом даже, и в России, купить. А почему, допустим, не взять под управление? Отдать, не знаю, "Интер РАО", или какой-то специализированной компании управленческой. Пусть управляют и платят государству за это деньги", — предложил Костин в интервью телеканалу "Россия 24".

При этом, по его словам, по окончании действия санкций активы будут возвращены их владельцу.

"Это же справедливо", — заявил Костин, напомнив о судьбе европейских активов ВТБ, которые группа фактически потеряла после введения санкций.

Приобретение же активов у иностранных игроков, даже с привлекательным для покупателей дисконтом, не должно быть основным вариантом "выхода" из России, уверен глава ВТБ.

"Интересы государства, на мой взгляд, диктуют то, что нам лучше притормозить этот процесс (выкупа активов у недружественных нерезидентов — ИФ). И я знаю позицию Центрального банка (относительно потенциальных сделок "на выход" иностранных банков — ИФ), она такая же примерно. В каких-то случаях это можно делать как исключение, но как система — надо "зуб за зуб", абсолютно адекватно, точно воспроизвести те действия, которые они делают в отношении нас", — считает Костин.