Найти тему

Лично причастен. Генерал Тараканов

26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. По своим долговременным последствиям она была определена государственной экспертной комиссией как «глобальная техногенная катастрофа, крупнейшая в современности».

Прошло 37 лет. Однако проблем, по-прежнему, еще много. Чернобыльская катастрофа оказала существенное влияние на хозяйственное развитие пострадавших территорий Украины, Беларуси и еще 15 субъектов Российской Федерации, поставила ряд сложных проблем медицинского, экономического, экологического, социального, психологического и научно-технического характера.

О том, что произошло на ЧАЭС ночью 26 апреля 1986 года написано сотни книг, тысячи статей. Но с каждым днем все меньше и меньше становится реальных участников тех событий, людей, которые не только собственными глазами видели события страшных дней, но и принимали самое непосредственное участие в ликвидации последствий радиационной катастрофы.

К сожалению, уроки Чернобыля не потеряли своей актуальности. Особенно в условиях, когда современные фашисты пытаются в очередной раз заставить «мирный атом» работать на войну.

Мне не пришлось участвовать в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, не был я ни в Припяти, ни в Чернобыле. А вот заброшенные деревни зоны отчуждения видел. Был и там, где люди остались жить, буквально, на грани риска.

Именно поэтому с огромным интересом послушал я выступление одного из руководителей Гражданской обороны РСФСР, генерал-майора Николая Дмитриевича Тараканова на научно-практической конференции в Академии ГПС МЧС России 21 апреля 2016 года. Доктор технических наук, член президиума Российской Академии наук, он внес существенный вклад в снижение риска распространения радиационного заражения. В 1986 году Тараканов руководил операцией по удалению высокорадиоактивных элементов из особо опасных зон Чернобыльской АЭС.

-2

Наша справка
Николай Дмитриевич Тараканов
Родился 19 мая 1934, на Дону в селе Гремячье Центрально-Чернозёмной области, ныне - Хохольского района Воронежской области - в большой крестьянской семье. В 1953 году окончил Гремяченскую среднюю школу, затем— Харьковское военное техническое училище. Служил в училище, позднее — в Краснознамённом полку войск гражданской обороны (город Мерефа) на должности командира электротехнического взвода.
В 1963 году заочно окончил Харьковский автодорожный институт по специальности «инженер-механик». Служил в Саратове полковым инженером, с 1967 года — преподавателем в Московском военном училище гражданской обороны. В 1972 окончил адъюнктуру Военно-инженерной академии им. Куйбышева (Москва). Служил старшим специалистом в Военно-техническом комитете войск гражданской обороны СССР, затем — во Всесоюзном НИИ гражданской обороны (в том числе в должности первого заместителя начальника института), заместителем начальника штаба гражданской обороны РСФСР.
Руководил операцией по удалению высокорадиоактивных элементов из особо опасных зон Чернобыльской АЭС и восстановительными работами после землетрясения в Спитаке. Инвалид второй группы из-за развившейся у него лучевой болезни.
Государственные награды: орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (1975), II степени (1987); орден Красной Звезды (1982), орден «Знак Почёта» (1988), орден Дружбы (1995).

-3

В сборнике «Материалы международной научно-практической конференции «Чернобыль – 30 лет», посвящённой 30-летию со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС» (2016г.) читаем:

«Масштабы катастрофы поражают воображение. Только по официальным данным, во внешнюю среду было выброшено более 50 млн. Кюри стронция. Учеными подсчитано, что только по пезию- 137 выброс равняется тремстам Хиросимам. Радиоактивному загрязнению были подвергнуты: Украина (особо поражены Киевская и Житомирская области): Белоруссия (наиболее пострадала Могилевская область; Россия (всего по России радиоактивному загрязнению подверглись территории 15 субъектов Российской Федерации, особенно пострадала Брянская область). Радиоактивные пятна выпали в Краснодарском крае, в районе Сухуми, Прибалтики, Воронежской области. Повышенный радиационный фон был зафиксирован в Польше, Румынии, Норвегии, Финляндии, Швеции, а также в Бразилии,
Японии, Австрии, Италии. Загрязнение прошло через Швецию в Польшу, Болгарию. Германию. Англию. Вот почему для многих стран, особенно для Украины, Белоруссии, России Чернобыльская катастрофа стала национальной трагедией…»
-4

В архиве сохранилась запись выступления Николая Дмитриевича Тараканов. Предлагаем ее вашему вниманию.