Найти в Дзене
InvestFuture

Кофе по 400 рублей! Почему в аэропортах всё так дорого?

Оглавление

Американо — 400! Бургер — 600! Книга — полторы тысячи! Свои ланчбокс, термос и сканворды — бесценно! Откуда в "воздушных гаванях" такие заоблачные цены?

Одни говорят: да просто там очень дорогая аренда. Другие возражают: а почему в других странах бургер в аэропорту стоит не дороже, чем в Макдаке?

На днях тема обострилась. Пассажиров в Шереметьево предупредили, что Duty Free поднимет цены из-за смены владельца. Куда выше? И почему новый хозяин = повышение цен?

С Шереметьево ситуация вроде прояснилась: прежний владелец не мог заключать контракты на поставку товаров с недружественными странами, вот полки магазина и опустели. Новое юрлицо планирует использовать обходные маршруты. Это поможет заполнить прилавки швейцарскими Тоблеронами и ирландским Джеймисоном, но чем сложнее логистика — тем выше цена.

Почему обычные пицца и газета такие дорогие?

Да просто потому, что бизнес хочет "выжать максимум" из точки в аэропорту. Там всегда куча клиентов, которые стремительно приходят и уходят — только успевай лепить бургеры. Покупок в два раза больше, чем в городских точках. Любая торговля здесь просто обречена на успех. Так почему бы и не повысить цены?

Причем дирекция аэропорта тоже это понимает и дерёт с арендаторов три шкуры. "Желающих на место вашей пиццерии много — так что платите на 50% больше, чем в центре города!" В аэропорт бизнесу даже пробиться сложно: подай заявку, постой пару лет в очереди, потом заключим договор. И не бессрочный, а всего на 2-3 года: попробуй еще удержать своё место. Не исключена и коррупция.

А в некоторых аэропортах арендодатели требуют не только фиксированную ставку, но и процент от прибыли. Поэтому "в высокий сезон" выйдет втрое больше, чем в обычный. Но даже это не отпугивает арендаторов — "охота" на свободные точки в аэропортах идёт активно. Так или иначе, но все издержки бизнеса закладываются в стоимость той самой пиццы, потому-то она и стоит как слиток золота.

Кстати, у зарубежных аэропортов неавиационные доходы занимают до 40% в структуре выручки, а у российских — вскего 20%, но это ещё доковидные данные.

На что еще тратятся аэропортные кафе?

Аренда — это еще не все, сотрудникам надо платить высокие зарплаты: зачем тащиться на край города, если можно за те же деньги работать около дома? Нередко официантов и барменов бизнесмену приходится за свой счет доставлять на работу. Кроме того, они регулярно проходят досмотры, сдают тесты по технике безопасности. Это проблема: если официант заболел, нового с улицы не возьмешь, недели уйдут на проверку и изготовление пропуска. Значит, нужны люди в запасе — а чем их мотивировать, если не высокой зарплатой?

Кстати, и с товарами та же песня: их надо привезти, пройти проверку службы безопасности. Иногда грузовику даже требуется проехать через летное поле, а это дополнительные согласования и досмотры, разрешения и обучение водителей.

Кстати, к кафе и ресторанам в аэропортах требования особенно высокие:

  • продукты должны быть свежими, а оборудование абсолютно новым — никому не нужны массовые отравления или горящая микроволновка в зале вылета;
  • лезвие ножа —  не длиннее 6 сантиметров, он должен быть прикреплен цепью к стене рядом с тем местом, где используется;
  • вилки и ножи в конце смены считают и прячут в сейф, либо дают гостям пластиковые.

В итоге все эти сейфы для вилок — дополнительные затраты для бизнеса. А в "стерильной зоне" нелепых правил еще больше: мало ли что.

Конкуренции нет — наглеем?

Поскольку открыть точку в аэропорту сложно, то там на всем фудкорте может быть всего один ресторан быстрого питания. И приходится "есть, что дали", пусть даже кофе мерзкий. Ведь деваться некуда — в Пятерочку уже не сбегаешь. А ведь когда-то люди специально приезжали в аэропорт, чтобы просто поесть, глядя на летное поле. Но с сегодняшним досмотром это, увы, нереально.

К тому же, многие люди едут в отпуск и готовы немного шиковать. Поэтому рестораны в аэропорту могут предложить эксклюзивные тематические блюда, а в Duty Free — вообще лимитированный товар, который больше нигде не купишь. Наконец, перед полетом все на эмоциях: одни счастливы, другие в панике, а это заставляет тратить больше и мало обращать внимание на цены.

А почему за рубежом дешевле?

В некоторых городах цены в аэропортах действительно такие же, как и везде. Иногда это связано с тем, что бизнес проявляет сознательность и держит стоимость бургеров одинаковой во всех своих точках. Правда, из-за этого платить за дорогую аренду в аэропорту приходится даже тем, кто никогда там не был.

Иногда добавляется госрегулирование. Например, в некоторых штатах США есть законодательная норма, что во всех точках сети цены не должны отличаться. Правда, против таких законов регулярно выступает бизнес и профсоюзы: дайте нам зарабатывать!

Вывод

Исходя из этого, мы вряд ли скоро увидим низкие цены в аэропортах, и с этим ничего не поделать. Если хотите сэкономить, берите еду из дома — это можно.