Найти тему

Сказания волшебной деревни. Сказ о Настёне. Глава 2

Начало здесь

- Давайте уже завтракать, - неожиданно заговорил Алекс и стал разливать напиток по кружкам заговорившихся. - Действительно, время к обеду, а я ещё ничего по хозяйству не делал.

Засуетилась Нянюшка и принялась раскладывать еду по тарелкам.

- Ой, батеньки, опять заговорили бабку старую. Сейчас, милок, сейчас.

После оладушков со сметаной совсем повеселела Дарёнка

- Хотите я вам за угощение сказку расскажу? Вы такую ещё не слышали. Мне её маменька давным давно сказывала.

- Девонька, а что это за сказка, что мы не знаем? - удивилась старушка.

- Про поющее железо. Это совсем новая сказка, не такая, как мне папенька рассказывает.

- И впрямь в первый раз слышу, — согласилась Нянечка. - Ну, рассказывай детонька, а я пока со стола уберу.

Молодой Барин же достал сумку и принялся складывать нужные банки да склянки, вполуха слушая девочку.

- Жил-был на свете Ванька-дурак. Вроде бы человеком родился, а говорить не мог. Только мычал, да рычал по-звериному. Никто никогда понять не мог, что он сказать хотел. Но и не обижали особо. Рукастый был парень. Из железа штуки всякие полезные мастерил, да деревенским раздаривал.

Долго ли коротко ли, да напасть случилась. Влюбился наш Ванька в деревенскую дивчину. Стал ей то куколок дарить, то посуду диковинную. А девица о его чувствах ни сном ни духом.

В первый раз жизни опечалился Ванька, что понять его не могут. Привыкли все, что он просто так вещицы дарит. Многие и в ответ ему дарили. Кто закрутку овощную, кто рыбку сушёную, а те кто побогаче, могли и золотой вручить.

Места себе Ванька не находил, всё думал как зазнобе о чувствах рассказать. Да как то вечером услышал, как пастух на жалейке играет. Пел инструмент в умелых руках о красоте полей и вечерней усталости, об облаках и летнем дожде. Понравилось Ваньке - дурачку. Понял он, что музыка поможет рассказать о чувствах.

Стал дурачок книги читать, да жалейки рассматривать и вскоре сделал дудочку из железа. Попробовал играть, но ничего его трубочка не пела. Только шум да свист получался. Пошёл тогда Ванька к тому пастуху за помощью. Показал музыкант-самоучка как играть на дудочке, чтоб пела она, а не свистела. Да так внятно, что даже у дурачка получилось.

Обрадовался Ванька, и вскоре запела его дудочка. Стало людям ясно, что пела она о печали и радости, о страхе и мужестве, о покое и суете. Все диву давались, что железо так петь может. К деревянным трубочкам привыкли, а металлическая в новинку была.

Одним вечером собрался Ванька с духом и пошёл под окно любимой. Заиграла его дудочка так красиво, как никогда прежде. Люди про дела свои забывали, останавливались и слушали. Все поняли, о любви дудочка поёт. Поняла и девица.

Выбежала она со своего терема и говорит: "Неужто любишь меня, Ванька"? Тот лишь кивнул в ответ. А девица ему в ответ: "Не изливай ты душу понапрасну. Стоишь, людей собираешь. Зачем мне калека? Мне здоровый муж нужен".

Скупые слёзы потекли по щекам дурачка. Спрятал он дудочку за пазуху, да и ушёл в сторону поля. С тех пор его и не видели.

Многие после стали дудочки из металла делать, но так как у Ваньки ни одна не пела.

Дарёнка замолкла.

- Грустная, но хорошая сказка у тебя, девонька. В умелых руках и железо запоёт, - подытожила Нянюшка. - А сейчас время по домам прятаться. А то Полудница придёт, да по голове даст.

- Ой, и вправду домой пора, — встрепенулась гостья.

Только Барин с Дарёнкой дошли до перекрёстка как увидели, что несётся к ним нечто мохнатое и огроменное.

Девчушка от испуга взвизгнула, а Алекс наклонился и раскрыл объятия. Аккурат в них и попал пушистый серый кот.

- Куда спешишь, Мурослав?

- К тебе спешшшшу, Барррин. Горрре у нассс.

- Что случилось?

- Душа ррребёночка убиенного нерррожденого по деррревне бррродит.

Алекс не на шутку испугался.

- У кого же рука на дитя в утробе поднялась то? Обряд наречения как понимаю тоже не провели?

- Прррравильно понимаешь. Я б и убиенное дитя до каллллинового моста бы довёлллл. Усссспокоил бы. А тут бессссилен. Бродит по уллллицам, плллачет. Мои ссссказки слушшшать не хочет.

- Убила да на скитания обрекла. Неужто среди нас такие злодейки живут? Вроде всем девкам с детства талдычат, что назвать дитя в любом случае надобно, иначе нежитью обернётся.

- А эта ещё и ссссильной будет, коли оберррнётся. Не ррродившаяся, а душа не шарррик мохнатый, а прям деччушшшка лет дессссяти.

- Только мавки страдающей нам и не хватало. Веди, где видел в последний раз. Может, успею обряд провести, пока не обернулась

- Возле дома конюххха видел. Поссспешим.

- Так, Даренка, сейчас до улицы доведём. - обратился к девочке. - А в дом сама, да предупреди батюшку, что Барин к нему наведаться хочет. Поняла?

- Поняла. - кивнула девчушка.

- А теперь не отставай.

Почти бегом кинулся молодой Барин за котом. Немного позади бежала Даренка.

Наша троица быстро добралась до деревни.
- Дарёнка, бегом домой и никуда не сворачивай. Опасно может быть. - наказал ей Барин.

Девчушка кивнула и помчалась в сторону дома. Барин с Мурославом медленно двинулись вслед за ней, прислушиваясь к деревьям.

Обычно маленьких детей хоронили под порогом или под деревом. И если обряд наречения не был совершён, то витали их души над могилками и просили прохожих об имени. Но напрасны были такие просьбы. Не видели и не слышали обычные прохожие неупокоенных. Только нежить или знающие помочь могли, ежели услышали. Сливался плачь горемычных с шумом деревьев. Лишь в ненастный день его отчётливо было слышно. Но стояло лето и уже месяц - полтора погода радовала только погожими деньками.

Не вечно души имя просили. Сорок дней всего. Ежели не помог никто душе, то обращалась она в нежить и вынуждена была существовать на границе миров. Среди живых им места нет, но и в ряды мёртвых не принимали. От того такие сущности порой и злыми становились. Мстили за участь свою половинчатую.

Деревенские все знали обряд. Не хитрый заговор в сказочной форме передавался от матери к дочери. Хоть и редко случалось, что деревенские жинки детей теряли. Издавна предки Барина следили, чтоб знахарки все зелья имели для помощи людям. А уж отвар просто сделать из травы мог и ребёнок малый. Вон, ромашку некоторые вместо чаю пили.

Знали деревенские и о последствиях убийства дитя нерожденного. Рана в душе матери получалась, которая тёмные сущности притягивала.

"Нерадивую тоже надобно было найти, чтоб залатать" - размышлял Алекс. - Притянет она сущности, сама пострадает да и все кто рядом. Но первым делом дитю помочь надобно".

Душу ребёнка нашли там, где её видел в последний раз Мурослав. Возле дома конюха. Неупокоенная сидела под деревом и горько плакала. Опытный глаз Барина сразу же уловил признаки обращения. Вся сущность медленно мерцала и обретала черты мавки. Даже издалека видать было, что кожа на спине истончилась. Сердце проглядывать начало. Да и не просила уж имени. Отчаялась видать. Вечно плачущей, на людей обиженной вот-вот должна была стать.

Действовать нужно было быстро.

Юноша оторвал со своего рукава кусок ткани, мысленно пожалев, что не взял платок. Плотная ткань оторвалась неровно, оставив неряшливый край на новой рубахе.
Как того требует ритуал, Барин кинул в неупокоенную ветошь и прочитал заговор.

- Милая панна, умершая так рано. Нарекаю тебя Анной.

Слёзы вмиг высохли на прозрачном лице девочки, и она заулыбалась.

- Спасибо тебе, братик, за имя. Красивое выбрал. Жаль, что мамочка меня так никогда не назовёт. Видать, плохой я вышла.

- Кто твоя мама, сестрёнка?

- Не знаю, братик, — пожала плечами душа. - Не видела, не родилась же я.

Алекс побледнел и осел на землю. Как же он не понял сразу. Только душа будущего знающего могла быть такой сильной. Значит, одна из крестьянок затяжелела от отца и избавилась от бремени.

Душа перестала мерцать. Подошла к барину, обняла его. Мудрый кот тут же среагировал и завёл сказку.

- За лесммсами, за поляммми за огрррромными холмаммми, меж озёрррр, ррррручьёв и рррек спит весссёлый челловек. Мы туда с тобой пойдём, тоже ляжем и уссснём.

Девочка обернулась в сторону кота, тот замуркал и вальяжно пошёл в сторону реки.
Душа догнала его, погладила, а потом пошла следом.

-2