Реалити-шоу стали в свое время самым настоящим феноменом телеформата и продолжают удерживать планку просмотров аудитории до сих пор. Первым представителем жанра можно считать телепередачу «Скрытый микрофон», которая вышла в Великобритании в 1940-м году, и с тех пор сам формат и причины его популярности у аудитории сильно видоизменились.
Все ралити-шоу условно можно разделить на несколько типов:
· Шоу подглядывания («Измены» от Ю);
· Шоу выживания («Последний герой» от Первого канала);
· Шоу обучения («Модель XL от Ю);
· Шоу модернизации («Дорогая, я забил» от Ю);
· Шоу игры («Пацанки» от Пятницы).
Как правило, самыми популярными представителями жанра являются шоу игры — формат, который объединяет в себе и подглядывание, и обучение, и выживание, и модернизацию (только в видоизмененном виде). Не зря здесь указаны «Пацанки» от Пятницы, которые сейчас являются одним из самых востребованных и популярных шоу русскоязычной реалити-шоу ниши. И многие люди, посмотрев хотя бы одну первую серию любого из сезонов, оказываются в недоумении: кому и зачем хочется смотреть на то, как другие люди дерутся до потери сознания, орут друг на друга и напиваются до полного отруба? Несмотря на то, что такое поведение участников принято считать ненормальным, не подходящим под нормы морали и правила социума, огромная аудитория (оцените цифры: 1 серия 5 сезона «Пацанок» набрала на YouTube уже 20 миллионов просмотров) наблюдает за откровенным насилием и беспределом, которые в открытом формате транслируются с экрана.
Почему такое огромное количество людей смотрит на жизнь и конфликты других людей, подглядывая за ними по ту сторону экрана? Социологи уже давно задаются этим вопросом, и есть несколько объяснений.
Эффект присутствия
Замечали ли вы за собой, что выглядываете на улицу из окна, когда оттуда доносится ссора, или приглушаете звук фильма, когда соседи начинают ругаться? Интерес человека к «подглядыванию» за чужой жизнью наилучшим образом реализуется в реалити-шоу, где зритель не может быть обнаружен за своим подглядыванием. Реалити-шоу создает полный карт-бланш — никто не узнает, что ты смотришь, смотри сколько влезет. В реальной жизни сплетни и повышенный интерес к чужой личной жизни принято осуждать, поэтому формат является прекрасным выходом из ситуации.
Разнообразие образов
Создатели шоу, вероятно, прекрасно понимают эту особенность зрительского восприятия, поэтому стараются сделать шоу максимально разнообразным как в плане типажей персонажей, так и в плане конфликтов между этими персонажами. Как людям всегда интереснее читать новости с громкими заголовками и трагедией с первых строк, так и смотреть интереснее на острые и конфликтные моменты. Если посмотреть на типичный набор тех же пацанок в каждом сезоне, то можно увидеть закономерность в образах: есть главный агрессор, есть главный юморист, есть изгой, есть циник и так далее. Максимально разнообразные характеры создают широкое поле для конфликта интересов между этими персонажами, за чем зрителю интереснее и динамичнее наблюдать. Ну и, конечно же, каждый зритель может выбрать себе фаворита, за которого будет болеть, которого будет защищать и которому будет сопереживать, совсем как любимому герою сериала.
Изучение поведения
С другой стороны, интерес к реалити-шоу может быть вызван желанием человека получше рассмотреть ситуации коммуникации между другими людьми, рассмотреть паттерны поведения, способы разрешения конфликтных ситуаций. Можно также порассуждать, кто в телеспоре виноват, а кто прав, тем самым укореняя для самого себя ту или иную точку зрения. В этом также активно помогают разнообразные типажи персонажей. Как правило, от каждого героя зритель может взять что-то свое.
Искренность и реальность
Самая главная фишка реалити-шоу — минимальное вмешательства сценария (в классическом его представлении) в происходящее на экране. Конечно, костяк сюжета, провокации, задания и событии спланированы заранее, но, как правило, персонажи ведут себя искренне и открыто, что, несомненно, подкупает зрителя. Одно дело — смотреть на прописанный режиссером и сценаристом диалог в фильме, даже если актерская игра заставляет стопроцентно в него верить, и совсем другое — понимать, что персонажи на экране являются реальными людьми и «играют» самих себя
Чтобы полноценно разобрать, почему людям нравится смотреть на экранное насилие, не хватит и сотни страниц А4. Исследованиями воздействия медианасилия на привычки потребления контента современного человека занимались, например, Ричард Харрис или Дж.Брайант и С. Томпсон, рассказывая о факторах, причинах и последствиях. Медианасилием сейчас пропитано все наше существование, и его воздействие на человека также играет огромную роль в том, почему многим так нравится смотреть трэшовые реалити-шоу и почему с каждым сезоном те же пацанки становятся все более агрессивными.
// EHU, 2023.