Найти тему

Неумирающий литературный жанр – путешествие.

«Путешествие – 1. Поездка или передвижение пешком куда-либо далеко за пределы постоянного местожительства с научной, общеобразовательной, спортивной и т.д. целями.
Свадебное путешествие. Путешествие во Францию. Путешествие на Дальний Восток. Путешествие на байдарках. Путешествие вокруг света. Путешествие по Европе.
2. Жанр художественной или научной литературы, содержащий географические или этнографические сведения, описания путевых впечатлений и размышлений автора.» -
Современный толковый словарь русского языка. / Главный редактор – С. А. Кузнецов. – СПБ.: «Норинт». 2001. – c.657.
«Путешествовать, - ствую, - ствуешь. 1. Совершать путешествие. Путешествовать на машине. Путешествовать по горам.
2. Разг. Ходить, бродить, прохаживаться где-либо (обычно о ребёнке). Путешествовать из комнаты в комнату.» - Современный толковый словарь русского языка. / Главный редактор – С. А. Кузнецов. – СПБ.: «Норинт». 2001. – c.657.
«Путешествие, - Поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям. Путешествие на Памир.» -
«Путешествовать, - твую, - твуешь; - Совершать путешествие.» -
«Путешественник, - а, м. Тот, кто путешествует. Знаменитые русские путешественники – исследователи Центральной Азии. // ж. путешественница.» - Словарь русского языка. Составитель – С. И. Ожегов. Издание третье / Под общей редакцией академика С. П. Обнорского. – Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М.: 1953. – c.581.
Дневник – это всегда форма повествования, которая ведётся от первого лица...
Дневник – это всегда форма повествования, которая ведётся от первого лица...

Сразу необходимо отметить следующее: литературный жанр путешествие имеет две разновидности. Во-первых, это различные описания очевидцами-путешественниками географического, этнографического, социального, культурного облика увиденных стран – то есть документальные путешествия. Как правило, такая разновидность жанра «путешествие» имеет прежде всего научную и познавательную ценность.

Во-вторых, путешествие – это также и жанр произведений художественной литературы, сюжетная линия, логика развития сюжета, композиция которых строятся и излагаются как документальные путешествия – строго, последовательно и чётко. Сразу возникает вопрос: как формировался художественный жанр «путешествие» ?… Прежде всего, жанр «Путешествие» формировался под влиянием устных путевых рассказов и дневниковых записей самих путешественников. В мировой и русской литературе широко используются композиционные и стилистические приёмы описания документального путешествия в виде путевого дневника и путевого очерка.

Дневник – это всегда форма повествования, которая ведётся от первого лица. Почему форму дневника часто используют авторы путешествий?... Дневник – это форма повествования, которая привлекает автора большими композиционными возможностями; реальные люди могут в хронологической последовательности записывать текущие события своей жизни (разумеется, не нарушая их последовательности). В художественной литературе автором могут быть использованы дневниковые записи героев, и в этом случае дневник выступает как жанровая разновидность художественной прозы.

Путевой дневник имеет свои отличительные особенности – композиционные, смысловые, стилистические. Прежде всего автор путевого дневника должен задать себе вопрос: с какой целью я буду вести свой путевой дневник? Что я должен сделать, чтобы он не превратился в хаотичную и бессмысленную фиксацию впечатлений?...

Путевой дневник всегда имеет тему и цель создания; автору такого дневника необходимо задать себе вопрос: о чём я хочу рассказать своим читателям? Какое из своих путевых впечатлений я считаю самым запоминающимся и главным? Почему?…

О чём я хочу рассказать своим читателям?...
О чём я хочу рассказать своим читателям?...

Возможно составление небольшой памятки, которая поможет создать свой путевой дневник:

  • Формулируется тема путевого дневника;
  • Определяется цель его создания;
  • Описывается увиденное, излагаются факты и события; автор обращает внимание на точное изложение фактов, на чёткую логику развития сюжетной линии путешествия;
  • Автор высказывает своё отношение к изложенному; возможно – представляет и другие точки зрения на события, о которых ведёт речь; даёт читателю возможность сопоставления разных точек зрения, возможность формулировки собственного мнения об изложенном на страницах путевого дневника;
  • Выбирается стиль изложения – публицистический, художественный или их сочетание ( в зависимости от смыслового и сюжетного содержания путевого дневника).

Итак, путешествие, путевой дневник непременно должны иметь тему и цель создания; прежде, чем приступить к созданию своего произведения, автор должен чётко понимать – зачем и с какой целью он начинает свой труд? Изложение фактов на страницах путевого дневника должно иметь логическую последовательность; композиция глав путевого дневника отражает логику рассуждений автора. Таким образом, мы можем дать следующее определение:

Дневник путешествия – это последовательное хронологическое изложение путевых впечатлений; последовательность фиксации путевых впечатлений находит отражение в главах путевого дневника. Путевой дневник обязательно имеет тему и цель создания, которые определены автором.

Каждой отдельной главе путевого дневника свойственны образность и точность языка; краткость и последовательность изложения; сюжетность – если автор ведёт речь о событиях, которые произошли с ним в пути. Каждая отдельная глава путевого дневника представляет собой законченный очерк или небольшую путевую заметку; каждой главе свойственна точная передача фактов и событий. С которыми сталкивается автор путешествия; у каждой отдельной главы есть цель, ради которой глава написана; у каждой главы есть своя тематическая линия, подчинённая главной теме путевого дневника.

«Очерк – 1. Небольшое повествовательное произведение, содержащее краткое описание реальных фактов, лиц, событий. – Путевой очерк. Биографический очерк.
2. Описание, обзор, беглый набросок. – Очерк развития русской поэзии второй половины 19 века.
3. мн.: очерки, - ов. Название научного труда.
4. Очертание \ Очерковый, -ая, - ое.»
- Современный толковый словарь русского языка. / Главный редактор – С. А.Кузнецов. – СПБ.: «Норинт». 2001. – c.489.
У каждой отдельной главы есть цель, ради которой глава написана...
У каждой отдельной главы есть цель, ради которой глава написана...
«Заметка – 1. Знак, сделанный на чём – либо. Заметка на дереве.
2. Краткая запись о чём-либо. Путевые заметки.
3. Краткое сообщение в печати. Брать на заметку. Взять на заметку. Обращая на что-либо внимание, записывать по памяти. Попасть на заметку. Оказаться замеченным в чём-либо (обычно – предосудительном) / Заметочный.»
- Современный толковый словарь русского языка. / Главный редактор – С. А. Кузнецов. – СПБ.: «Норинт». 2001. – c.208.
«Тема – от греч. Thema – то, что положено в основу. 1. Предмет повествования, изображения, исследования. Тема доклада. Быть темой рассказа. Свободная тема (выбранная произвольно).
Предмет разговора, беседы. 2. Основной мотив какого-либо музыкального произведения или его части, обычно служащий предметом дальнейшего развития. Тема с вариациями.» -
«Тематика – Совокупность, круг тем (1 зн.) ; Тематика художественных произведений Ивана Бунина.» -
«Тематический – Посвящённый какой-либо теме; связанный с какой-либо тематикой. – Тематическая выставка. Тематический концерт.»
- Современный толковый словарь русского языка. / Главный редактор – С. А. Кузнецов. – СПБ. : «Норинт». 2001. – c.825.

С какой целью создаётся путевой дневник? Прежде всего для того, чтобы сохранить впечатления и воспоминания об увиденном во время путешествия. А по прошествии некоторого времени после окончания путешествия – сопоставить и сравнить впечатления, самые яркие зрительные образы, воспоминания об увиденном.

Сравнение и сопоставление отдельных глав путевого дневника даёт возможность автору сформулировать собственное мнение о путешествии, выявить самое яркое и запоминающееся впечатление; а самое главное – из разрозненных впечатлений о путешествии, отражённых в каждой отдельной главе, создать целостную картину зрительных образов своего путешествия, своеобразный «ковёр впечатлений».

Сопоставление впечатлений путешествия важно ещё и потому, что позволяет автору путевого дневника чётко сформулировать собственную точку зрения. Без чётко сформулированной точки зрения автора невозможно создание путевого дневника – его текст превратиться в бессвязный набор отдельных фрагментов.

Что же такое «впечатление» о путешествии?...

«Впечатление – 1. След, оставленный в сознании, в душевной жизни человека чем-либо пережитым, воспринятым. Сильное впечатление. Находиться под впечатлением чего-либо.
2. Мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем-нибудь, с чем-нибудь.
Произвести благоприятное впечатление.» - Словарь русского языка. Составитель – С. И. Ожегов. Издание третье / Под редакцией академика С. П. Обнорского. – Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М.: 1953. – с.84.
«Впечатление – 1. Образ, след, оставляемые в сознании, в душе предметами и явлениями внешнего мира. Искать новых впечатлений. 2. Влияние, воздействие на кого-либо. Производить сильное впечатление на кого-либо. 3.Мнение о ком-либо, о чём-либо; оценка кого-либо, чего-либо.» - Современный толковый словарь русского языка. / Главный редактор – С. А. Кузнецов. – СПБ.: «Норинт».2001. – с.95.
«Воспоминание – 1. Мысленное воспроизведение чего-либо прошедшего, сохраняющегося в памяти. Предаться воспоминаниям. 2. Только мн. – воспоминания, - ий. Записки или рассказы о прошлом (современника, участника событий); мемуары. Воспоминания современников о Пушкине.» -Современный толковый словарь русского языка. / Главный редактор – С. А. Кузнецов. – СПБ.: «Норинт». 2001. – с.93.

Таким образом, впечатление – это уникальный опыт переживания человека от соприкосновения с пейзажным пространством, которое он видит и воспринимает во время своего путешествия; умение зафиксировать и проанализировать своё впечатление от увиденного – одно из важных составляющих качеств личности.

Уникальный опыт переживания человека...
Уникальный опыт переживания человека...

Путевой дневник, на страницах которого нашли отражение впечатления его автора, даёт возможность вспомнить самые интересные фрагменты путешествия; даёт возможность восстановить в памяти пейзаж, окружавший путешественника во время его странствий.

Далеко не случайно жанр путешествие привлекал писателей многих и очень разных литературных направлений: писатели-сентименталисты обращались к форме путевого дневника, наиболее полно передающего настроения, душевные переживания путешественника – например, знаменитые «Письма русского путешественника» Николая Карамзина.

Писатели-романтики разработали жанр лирического путевого очерка, в котором романтический герой, разочарованный в современном ему мире и обществе, отправлялся в дальние страны – именно при открытии жанра лирического путевого очерка появилось знаменитое определение: романтический герой – это «необычный человек в необычных обстоятельствах».

Во второй половине 19 века были созданы многочисленные приключенческие романы-путешествия. Обращаясь к ним, читатель мог познакомиться с историей и культурой далёких стран; мог узнать о нравах и обычаях самых разных людей. На страницах приключенческого романа-путешествия находили отражение не только описания духовной и материальной культуры, но и размышления автора романа о роли личности в истории.

В начале 20 века возникают новые варианты жанра путевого очерка: путевой журналистский репортаж; появляются путеводители для туристов по историческим памятным местам. В путевые очерки всё больше включается точная научная информация.

Образцами путевого жанра в русской литературе можно назвать «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина; «Фрегат «Паллада» И. А. Гончарова; «Остров Сахалин» А. П. Чехова; «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком» М. М. Пришвина; «Из кругосветного плавания» К. М. Станюковича; «Дерсу Узала» В. Арсеньева; «Уроки Армении» А. Битова; «Ветка сакуры» В. Овчинникова.

В мемуарной литературе очень часто есть главы, которые композиционно и стилистически создаются автором, как страницы увлекательного путешествия, о котором приятно и интересно вспоминать. Например, в книге Виктора Розова «Путешествие в разные стороны. Автобиографическая проза» есть главы, посвящённые воспоминаниям о посещении Японии, Франции, Америки.

В книге Татьяны Вечесловой «Я – балерина» в контексте основной сюжетной линии есть воспоминания о гастролях в Грузии; о гастролях в Америке; о поездке в Египет.

Думается, каждый читатель страницы нашего блога может привести свои интересные примеры мемуарной литературы, на страницах которой есть воспоминание о каком-либо путешествии.

В заключение – попытка дать ответ на вопрос: почему жанр «путешествие» часто называют неумирающим жанром литературы? Наверное, прежде всего потому, что во все века и времена людям свойственно стремление открывать новое – новые встречи с незнакомыми городами и странами; новые встречи с людьми – носителями незнакомой культуры. Конечно, путешествия бывают самые разные – удачные и неудачные; далёкие и совсем близкие; спланированные и спонтанные.

Но память человека устроена так: наиболее бережно она хранит воспоминания об удачном и счастливом путешествии, о друзьях, которые были рядом во время путешествия; а самое главное – путешествие дарит не только открытие новых незнакомых земных пространств хотя, конечно, это очень важно: отправляясь в путешествие, чаще всего перед собой ставят именно эту цель).

Путешествие помогает человеку увидеть и осмыслить себя в новом пространственном и временном контексте; помогает по-новому взглянуть на свою жизнь; иногда – появляется возможность переоценки давно привычных фактов; и всегда во время путешествия человек получает уникальную возможность увидеть себя со стороны, открыть в себе новые качества; а самое главное – во время путешествия открываются горизонты и возможности для личностного роста путешественника.

Увидеть и осмыслить себя...
Увидеть и осмыслить себя...