Добрый день, мои дорогие подписчики!
Поступил вопрос про мелкую моторику. А точнее, как часто этим заниматься и в каком возрасте?
Для начала давайте рассмотрим, что такое «мелкая моторика», для чего её нужно развивать?
Все дети любят, когда мама водит указательным пальцем по его ладошке, загибает и разгибает пальчики, читает стишок. Это очень простые игры. И кажется, что все их знают. Но не все понимают, для чего же играют с детьми в такие игры. Ответ простой - это один из простейших способов развития мелкой моторики у детей, известный многим поколениям родителей.
Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. То, как ловко ребенок в раннем детстве строит башни из кубиков, одевает куклу и орудует ложкой во время еды, зависит именно от развития мелкой моторики рук. Ребёнок покажет свой уровень владения рукой, завязывая шнурки , клея аппликацию и собирая конструктор из мелких деталей. Нетренированного первоклассника легко узнать по первым прописям.
Поэтому лучше вовремя начать готовить детскую руку к сложным и тонким операциям, а ребенка к взрослой жизни.
Мелкая моторика у детей — основа развития таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, мышление и речь. Развивать ее важно для детей любого возраста. Почти все, чем занят маленький ребенок (кроме подвижных игр), — это операции с предметами, через которые он не только узнает их свойства и назначение, но и знакомится с миром в целом. Поэтому важно давать ему большое разнообразие занятий на мелкую моторику.
Давайте посмотрим, что это за занятия и какие игры и игрушки для моторики рук нам пригодятся.
Развивать мелкую моторику рук у ребенка надо с самого раннего детства. Много и часто. Как говориться, кашу маслом не испортишь. И это совсем не сложно. Вот вам самые простые, для примера. Некоторые я уже описывала в своих первых статьях.
3 месяца:
«Сорока-белобока», «Идет коза рогатая» и другие потешки и стишки, сопровождающиеся движениями рук и пальцев. Начинаем делать с рождения, мягко поглаживая кулачки малыша, стараясь осторожно раскрывать их, массировать ладошки и пальчики. Где-то с 3 месяцев можно давать малышу трогать разные поверхности — так будут развиваться тактильные ощущения. Развивать пальчики можно всегда и везде, в любое время дня, в любых условиях (дома, в дороге, в очереди и пр). Возрастных ограничений нет. После двух лет ребенок начинает выполнять движения гимнастики под руководством взрослого, но время от времени будет просить сделать ему «Сороку-белобоку».
Игры для пальчиковой гимнастики
· Погремушки, массажные шарики, мягкие шуршащие книжки, прорезыватели для зубов с шишечками, мягкие кубики и пирамидки — все, что попадает в руки младенца, когда он учится хватать и удерживать в кулачке предметы (обычно с 4 месяцев). Две последние игрушки будут служить долго: помимо основного предназначения, они выполняют еще одну очень полезную функцию — позволяют отрабатывать представления о форме, размере и цвете.
· Гимнастика, которую ребенок 2 лет уже делает сам. Помимо стимулирования моторики, снимает напряжение. Упражнения: сжимание-разжимание кулачков, пожимание руки, соединение пальцев подушечками по одному, пружинящие движения ладошек при соединенных подушечками пальцах.
От 8 месяцев
· Стаканчики, баночки, мисочки, матрешки, детская игрушечная посуда. Любые предметы домашней утвари (безопасной для ребенка), различающиеся по размеру, которые малыш будет бесконечно «тестировать на совместимость»: собирать, разбирать, вкладывать, выкладывать, стучать ими друг о друга. «Оркестр из маминой посуды» - надо немного потерпеть. И этот период пройдет. Сидящему ребенку можно с 6 месяцев.
· Коробочки, баночки с крышечками, мешочки — кроха учится открывать и закрывать.
· Сортеры (коробочки с прорезями разной конфигурации и элементами соответствующего размера и формы). Деревянные, пластмассовые, круглые, квадратные, в виде собачек или лодочек — какие вам понравятся. Становятся любимым занятием обычно не ранее 8 – 9 месяцев. Можно обойтись и без покупной игрушки. Чистая обувная коробка из плотного картона, вырезанные ножницами окошки и предметы соответствующей формы (крупные пуговицы и бусины, кубики и т. д. ) — малыш будет долго ими занят. ВНИМАНИЕ!!! МЕЛКИЕ ПРЕДМЕТЫ ПОД ПРИСТАЛЬНЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ ВЗРОСЛОГО!!! Избегать их нельзя. И этому ребенка надо учить. Учить обращению с мелочью.
· Закручивание и раскручивание. Колпачки, крышки, игрушечные саморезы — все, что можно накрутить или повертеть в одну и другую сторону. Не обязательно покупать специальные наборы — достаточно предложить малышу пластиковую бутылку с крышкой или пластиковый термос.
· Деревянные кубики, пирамидки, счеты, стучалки с молоточками, конструктор, простые музыкальные игрушки, рамки-вкладыши. Удовлетворяют познавательный интерес малыша, развивают пространственную ориентацию и — что для нас сейчас важнее всего — совершенствуют мелкие движения рук, развивают координацию и ловкость.
Самая распространенная игрушка и самая простая – бизиборд. Это развивающий стенд, игрушка, как правило в виде доски, на которой надежно закреплены различные элементы для развития: кнопки, вентили, колёса, замки, дверцы, шестеренки, переключатели, выключатели и прочее. Всё это могут сделать папы, дедушки, братья.
От 1 года: природные материалы
· Игры в песок: ведерки, формочки, лопатка, куличики. Занятие на несколько сезонов. Первое время делать формочки будет мама. Начинать лучше с крупных формочек.
· Пластилин, пластичная глина, соленое тесто. Катаем колбаски, делаем колобки, ниточки и склеиваем их в колечки. Такие занятия отлично укрепляют мускулатуру кисти, делают пальчики более ловкими и подвижными, расширяют представления ребенка о своих возможностях. Несколько советов по подбору материла. С самого начала выбираем очень пластичный и лёгкий материал (Если это пластилин, то мягкий восковой. На коробке так и будет написано «Мягкий восковой». Далее «Восковой».) По мере взросления ребенка и развития его навыков, можно будет перейти на скульптурный (тут цель будет стоять не эстетическая, а конкретно развитие мелкой моторики – стимуляция речевых центров головного мозга). Это пластилин тяжелый в работе. Требуется много усилий, чтобы им работать.
Очень люблю глину. Её можно набрать на улице. Главное правильно замочить. Если эти эксперименты делать с ребёнком, то для малыша это будет бесценный опыт (лучше чуть старше года). Глину можно замочить до жидкого состояния – с такой нельзя работать, она течет. Можно густо замочить – тоже ничего не сделаешь, сыпется. А какая кожа после работы с глиной! Это надо обязательно попробовать. Никакой крем не нужен. Для более старших детей можно продолжить занятия. Не просто лепить, а ещё расписывать (дымковские игрушки, к примеру).
· Шишки, камешки, песок, галька, грецкие орехи (в скорлупе) и каштаны. Последние собираются осенью на прогулке, набиваются в карманы, приносятся домой и моются. Теперь их полезно переминать в ладони по две штуки, вращать один вокруг другого.
· Игры с любыми сыпучими материалами. Ребенок опускает кисти рук в сосуд с каким-либо однородным наполнителем (песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). Несколько минут перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. Заодно развиваем речь. Делать только под присмотром взрослого: мелкие предметы детям до 3 лет не рекомендованы к игре.
Сортировать фасоль, горох, крупные бусины, сухие макароны разного цвета по разным емкостям. А для развития слухового внимания, насыпаем в желтки от шоколадных яиц, слушаем их звук и определяем содержимое.
От 1 года: первые навыки самообслуживания
· Ложка, зубная щетка, расческа. К году жизни обязательно оказываются в руке малыша. Не только позволяют отрабатывать навыки самообслуживания. К детскому саду учимся застегивать и расстегивать липучки и пуговицы на обуви или одежде, шнуровать обувь. К сожалению, многие дети приходят в первый класс и не могут завязывать шнурки. А родители, чтобы облегчить всем жизнь, покупают одежду и обувь с липучками, кнопками и пр. Выходит медвежья услуга.
· Шнуровки, бусы. В магазинах много красивых шнуровок, от простых (можно пробовать уже в год) до сложных (не раньше 3 лет). Можно обойтись куском картона с проделанными в нем дырочками, главное — найти шнурок с толстым и прочным наконечником или деревянную иглу. Бусы тоже не обязательно покупать в виде готовых наборов — можно нарезать из фетра колечек и нанизывать их на ленты. В ход идет и такой простой и доступный материал, как сухие макароны-трубочки. Хорошо, если такие занятия будут ежедневными: они прекрасно развивают сенсомоторную координацию, глазомер, внимание, усидчивость, готовят руку к письму. Успешно применяются как любимый детьми рабочий материал в детских садах, работающих по системе Марии Монтессори.
· Домашние занятия: «месим тесто», подбираем пуговицы разного цвета и размера, перебираем крупу, занимаемся «сбором ягод» (собираем по одной горошине, удерживая уже собранные в ладони, до полной горсти), рассыпаем на подносе мелкую крупу и даем ребенку рисовать на ней пальчиком линии, предметы, буквы. Игры с бельевыми прищепками. Пересыпаем крупу — ложкой, руками, стаканчиками, ищем спрятанные в ней предметы, готовим суп куклам. Учимся собирать губкой воду со стола и отжимать губку. Достаем мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой — это легче, — потом чайной). Вылавливаем мелкие предметы ложкой из воды. Переносим мелкие шарики в ложке по комнате. Переливаем воду стаканчиками (идеально — играть в ванной во время купания).
От 2 – 3 лет: творческие занятия на мелкую моторику
· Рисование пальчиковыми красками, кистью, мелками, карандашами. Начинать стоит с пальчиковых красок: они не токсичны для детей и не требуют очень развитых движений пальцев рук и ладони. Следующим этапом могут стать мелки (в том числе восковые). Отдельно напишу про ФЛОМАСТЕРЫ. Я ярый противник таких инструментов для детей. После фломастеров дети редко соглашаются на карандаши. А наша задача – РАЗВИТИЕ. Рисуя фломастером, ребенок не прикладывает никаких усилий и, соответственно, кроме яркой и быстрой картинки, мы ничего не получаем. В нашем случае, чем хуже рисует карандаш, тем лучше для ребенка.
· Игры с бумагой. Сначала малышу будет трудно даже просто рвать бумагу, но в чем в чем, а в навыках разрушения малыш прогрессирует быстрее всего. Поэтому следующей игрой с бумагой будет вырезание ножницами. Обычно этот навык дети осваивают от 3 до 4 лет. Конечно, это должны быть легкие и эргономичные детские ножницы, с короткими лезвиями и удобными прорезиненными кольцами для пальчиков и закругленными лезвиями. Ещё очень важная деталь – учить правильно работать ножницами (напоминаю педагогам и объясняю мамам)!!! Вращаем бумагу, а НЕ ножницы. Концы ножниц смотрят вверх или вперёд. ЭТО ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА, которые мы заучиваем сразу, как только берем ножницы в руки.
· Пальчиковый театр. Вырабатываем ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Развиваем речь. А главное — играем и общаемся!
Более сложные занятия на моторику
· Спички, счетные палочки. Собираем, складываем в коробочку, стаканчик, строим домик из палочек. Усложненный вариант: ребенок собирает спички одними и теми же пальцами разных рук (двумя указательными, двумя средними и т. д. ).
· Пазлы и мозаика. Самые продвинутые игры-занятия на развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственного мышления и речи. Сначала могут быть очень крупными, с малым количеством деталей (можно предлагать играть уже годовалому малышу). По мере взросления размер элементов уменьшается, а их количество растет.
В развитии мелкой моторики важно - настойчивость и регулярность. Тренируйте движения кисти и пальцев каждый день. Если какие-то движения у ребенка получаются не особо хорошо (а в его возрасте уже могли бы), старайтесь придумывать как можно больше игр и занятий на отработку именно этого движения, пока оно не станет легким, быстрым и четким.
Два слова о левше.
Не переучивайте. А старайтесь развивать обе руки.
Чтобы определить, какая рука у малыша ведущая, понаблюдайте: какой рукой он тянется к висящим над ним погремушкам, какой берет игрушку, карандаш, складывает пирамидку, держит ложку, бросает мяч и т. д. Детям постарше можно предложить расчесаться (следите, в какую руку он возьмет щетку); похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху (какой рукой ударные действия выполняются более активно). Так вы узнаете, какая рука у ребенка ведущая. Но не обязательно выбирать ее в качестве пишущей!
Я рассказала вам о развитии мелкой моторики и её роли в жизни ребёнка. Все игры и задания очень простые и доступные. УСПЕХОВ ВАМ!