На форум съехались представители творческих союзов, театральные деятели, музейщики. Всем было что показать и что посмотреть в Калининграде. Этот город — территория, где можно проследить важность баланса отношений центра и местных традиций, местной и общероссийской идентичности. #INJECT_1# В Калининграде состоялся президиум Союза музеев России, где обсуждалось много острых проблем, которые имеют общественный резонанс. Первое — единство музейного пространства нашей страны. Мы говорили о работе Ассоциации арктических музеев России. Был момент, когда казалось, что Арктика нам не нужна. Возвращение России в Арктику сопровождается возрождением музеев, которые помогают ее новому освоению. Речь шла и о территории Новороссии. Специальная комиссия занимается музеями в зонах военных конфликтов. Есть принцип: коллекции должны быть защищены, спасены, укрыты на время военных действий и возвращены в свои восстановленные музеи. Мы знаем, что работа по восстановлению разрушенных музеев идет. К сожалению, об этом мало сообщается. Надо также фиксировать сегодняшний день, чтобы в будущем о нем рассказывать, это тоже музейное дело. Мы говорили о законодательной и юридической защите муниципальных музеев. Часто звучит, что муниципальные музеи важны, но их все время пытаются с кем‑то слить, лишают финансовой самостоятельности. Они нуждаются в защите. Защита необходима и музейным коллекциям. Давний вопрос, как юридически предотвратить их волюнтаристское изъятие из музеев. Важная вещь — критерии успеха. Их несколько. Один из них — процент посетителей, который музей может принять бесплатно. Напомню, музей принимает бесплатно посетителей за собственный счет. Государство эти затраты не возмещает. Музей зарабатывает и вводит льготы для посетителей. В Эрмитаж 30 % людей ходят бесплатно. Еще один показатель — насколько исчерпаны возможности музея для комфортного приема посетителей. К примеру, в Эрмитаже Зимний дворец достаточно насыщен, больше не надо. Главный штаб может принять больше. Предельная цифра для Эрмитажа — 5 миллионов посетителей в год. Благодаря сеансам установлен предел. Лувр готов принимать не более 30 тысяч посетителей в день, он громадный. Эрмитаж — не больше 15 – 20 тысяч. Все это важно для социальной позиции музеев. Как оказалось, Калининград — музейный край. У музеев там роль градообразующая. На этой земле происходило много исторических событий, из которых сложилось самоощущение города. Здесь, как на других территориях, существует проблема соотношения федерального и регионального присутствия. На форуме мы говорили о том, в какой степени присутствие федеральных музеев помогает либо мешает местным музейным традициям. В Калининграде есть федеральный Музей Мирового океана. Потрясающий, громадный, он, по существу, является лицом города. Напомню: ледокол Красин, который стоит в нашем городе возле Горного университета, принадлежит Музею Мирового океана. Ему не находилось хозяина, могли вообще распилить. Ледокол был спасен благодаря калининградскому музею. В Калининграде на набережной стоят спасенные корабли, подводные лодки, яхты… На них интересно смотреть, они важны с научной точки зрения. На всех кораблях есть команда, все лодки и яхты на плаву. Разве что подводный батискаф не опускается под воду. Есть проблема: музейный экспонат не должен функционировать. Если это происходит на каких‑то праздниках, регатах, значит, это не музейный экспонат. У него должен быть особый статус. В Калининграде решают такую проблему. В этом замечательном музее появилась коллекция «Народы моря». Грандиозная коллекция скульптур, каких нет в России. Произведения искусства Океании, Индонезии, Индии… В Эрмитаже мы гордимся птицей Гаруда, которую подарил президент Индонезии. А в Калининграде 36 подобных скульптур. Казалось бы, какое отношение коллекция скульптур имеет к Музею Мирового океана? Нашли обоснование: океан — путешествия Афанасия Никитина, Миклухо-Маклая … В городе строится музейный научно-культурный комплекс «Планета Океан», сохраняющий и представляющий знания о водном покрове Земли. Там будут аквариумы с рыбами, мультимедийные устройства… Научный рассказ и развлечение, что всегда сложно сочетать. В Калининграде есть свой Историко-художественный музей, много памятных мест и сюжетов: крепостные ворота, форты… Это территория, где впервые обосновался Тевтонский орден. Его изгнали поляки, которые потом владели этими территориями. Здесь много раз бывал Петр. Рассказывают, эскиз Петропавловской крепости он позаимствовал отсюда. Россия завоевывала Кенигсберг в Семилетней войне. Об этом напоминает памятник императрице Елизавете Петровне. В этом городе жил Иммануил Кант, местный университет носит его имя. В Тильзите был заключен мирный договор между Александром I и Наполеоном. Здесь происходили знаменитые сражения у Прейсиш-Эйлау и Фринланда 1807 года и битва при Гумбиннене 1914 года. Наконец, штурм Кенигсберга в 1945‑м. Великая история, полная нюансов. На этой территории менялись народы, здесь жили славяне, поляки, немцы, литовцы, русские. Многое перемешано. Так исторически происходило во всем мире. Разные народы, культуры сменяли друг друга, возникал конгломерат. Калининград — город янтаря. Здесь есть Музей янтаря и Музей Германа Брахерта в доме, где художник жил и создавал замечательные скульптуры, в том числе и из солнечного камня. В этом городе родился и творил замечательный художник-импрессионист Ловист Коринт. Его работы можно видеть в Калининградской художественной галерее, расположенной в здании Биржи. В Калининграде родился сказочник Гофман, с именем которого здесь связано многое. В городе немало местечек с музейным флером. Они используются для создания аттракционов, псевдомузеев. Возникает поле, которое ничего у музеев не отнимает, но позволяет использовать местные традиции. Это придает городу жизнь, притягивает людей. В Калининграде много туристов. В городе идет большая стройка, создается мощный музейно-театральный комплекс, куда также войдут филиалы Большого театра и Третьяковской галереи. С этим связана проблема, которую мы обсуждали на форуме. Как соотносятся местные традиции, история музейной жизни, ее опыт с опытом и традициями больших музеев, которые сюда приходят? Для совместной работы нужна тонкая настройка. Музей определяет идентичность территории. Это относится не только к Калининграду, но и к Кавказу, Уралу, Дальнему Востоку, Крыму… Как сочетать общероссийскую идентичность с региональной, где есть своя история разных народов, принадлежность к разным государствам, — вечный спор. Его надо вести спокойно, выстраивая диалог культур, а не войны памяти. Сегодня время изоляции, на Европу мы не очень смотрим. Кажется, что и на нас никто не смотрит. Ничего подобного, смотрят. Смотрят, как мы справляемся с санкциями не только экономическими, но и культурными. То, что мы сегодня делаем, важно для будущего. Оно покажет, кого обедняет изоляция — нас или Европу. При наличии новейших средств информации — музеи в облаках, связи Интернета, все, что у нас происходит, видит мир. Культура имеет глубинный философский смысл и демонстрационный эффект как для себя, так и для других. Использование новейших технологий важно и необходимо. Наступает эра цифровой экспансии. Это тема для отдельного разговора.
Михаил Пиотровский. Девиз — культурный иммунитет
26 апреля 202326 апр 2023
1
6 мин