Найти в Дзене
Архистория

Чтобы увидеть этот маяк, люди едут за тысячи километров, а Министерство обороны до сих пор даже не отремонтировало его

С момента появления в этой части острова маяка здесь мало что изменилось. Прибрежные скалы мыса Анива переходящего в пролив Лаперуза считались диким берегом в 1937 году, таковыми они остаются и сегодня. Поселок, имеющий одно с мысом название, не в счет. Серые однотонные пейзажи типичной российской глубинки лишь усиливают ощущение отчужденности от большой земли и цивилизации. На это не в силах повлиять даже многообразие иномарок, пригнанных из Японии. Самые труднодоступные места в России, как водится, принадлежит оборонному ведомству. Мыс Анива не исключение. Отсюда "вторая армия мира" видимо грозит попыткам соседа заграбастать кусок драгоценной российской территории. Вот только, кто и как может подобраться именно сюда - загадка. Южная оконечность Сахалина всегда считалась неудобным для навигации районом. Благодаря таким климатическим и природным прелестям, как подводные течения, камни, туманы на морском дне оказалось немало кораблей. Лишь в 1937 году японцы, контролировавшие эту част

С момента появления в этой части острова маяка здесь мало что изменилось. Прибрежные скалы мыса Анива переходящего в пролив Лаперуза считались диким берегом в 1937 году, таковыми они остаются и сегодня. Поселок, имеющий одно с мысом название, не в счет. Серые однотонные пейзажи типичной российской глубинки лишь усиливают ощущение отчужденности от большой земли и цивилизации. На это не в силах повлиять даже многообразие иномарок, пригнанных из Японии.

Вид на скалистую гряду с самой верхней точки маяка
Вид на скалистую гряду с самой верхней точки маяка

Самые труднодоступные места в России, как водится, принадлежит оборонному ведомству. Мыс Анива не исключение. Отсюда "вторая армия мира" видимо грозит попыткам соседа заграбастать кусок драгоценной российской территории. Вот только, кто и как может подобраться именно сюда - загадка.

Обмачивая тишина залива Анива
Обмачивая тишина залива Анива

Южная оконечность Сахалина всегда считалась неудобным для навигации районом. Благодаря таким климатическим и природным прелестям, как подводные течения, камни, туманы на морском дне оказалось немало кораблей. Лишь в 1937 году японцы, контролировавшие эту часть острова до Второй мировой войны, попытались переломить ситуацию. На прибрежных скалах решили построить маяк.

Так выглядел маяк при японцах
Так выглядел маяк при японцах

Проект доверили инженеру Синобу Миура, который имел опыт работы с подобными объектами, несколько маяков уже было не его счету. Главная трудность состояла в доставке материалов. С островной части Сахалина это было невозможно, мешала скальная гряда, а по морю - рискованно и опасно. И всё же специальное судно, обслуживающее сигнальные сооружения морского флота Японии, справилось. Это была по-настоящему трудовая победа. Строители настолько ею гордились, что изготовили уменьшенную копию своего детища, специально для подарка императору.

А так выглядит сегодня
А так выглядит сегодня

В 1939 году маяк высотой 31 метр стал путеводной звездой для заходивших в пролив моряков. Говорят, его сигнал можно было видеть на расстоянии до 23 километров. Массивная пристройка к основанию башни позволяла разместить склад для горючего, радистанцию, пневмосирену и 12 человек персонала. Через центральную часть башни проходила металлическая труба с 270-килограммовой гирей. Это был механизм для вращения осветительных приборов маяка. Раз в три часа его нужно было заводить. Сооружение называли чудом техники, а раскинувшийся вокруг него дикий морской пейзаж создавал неповторимую харизму. Казалось, где-то совсем рядом пролегают пути морских пиратов или, на крайний случай, маршруты первооткрывателей Америки.

Вид маяка восхитителен с любой точки и под любым углом
Вид маяка восхитителен с любой точки и под любым углом

Японский период в жизни маяка закончился после Второй мировой войны. В 1945 году весь Сахалин стал территорией СССР, а на маяке начали нести боевую вахту люди в погонах. Маятниковый механизмам заменили дизельный генератор и резервный аккумулятор.

-6

Внутренние помещения маяка снятые журанлистами одного из английских изданий
Внутренние помещения маяка снятые журанлистами одного из английских изданий

Инновации сюда добрели только в 1990-е годы. Благодаря установке реактора, работающего на радиоизотопных источниках электроэнергии, работу маяка перевели в автоматический режим и полностью освободили помещения от персонала. Казалось, светлая полоса в его жизни продлится еще на десятилетия. Но в 2006 году изотопные установки были сняты, а само сооружение пришло в запустение. То, что не смог сделать бешеный ветер и морские волны в одно мгновение довершили мародеры, сделав из маяка экзотическую заброшку.

Наплыв туристов на мысе Анива
Наплыв туристов на мысе Анива

Приблизительно в таком виде он стоит и сегодня. В дни больших дат и событий энтузиасты пытаются устраивать здесь какие-то перфомансы с зажиганием свечей. Но этим дело и ограничивается. Маяк остается на балансе Министерства обороны и что-либо делать в его помещениях никто просто не имеет права. Тем не менее звание одного из самых привлекательных туристических объектов Сахалина у него никто не отбирал. Дикие набеги изголодавшихся по экстриму горожан совершаются сюда регулярно по суше с рюкзаками или по морю на лодках. Такой себе ненавязчивый тур: приехали, заинстраграмились и живенько обратно.

С 2015 года люди с большими звездами не перестают раздувать щеки и обещать реконструкцию исторического объекта. Правда, реальная картина говорит сама за себя: маяк разрушается и никому особенно нет до этого дела. Если конечно речь не идёт о финансировании работ.

Поселок Анива с типичным дальневосточным колоритом
Поселок Анива с типичным дальневосточным колоритом

В 2021 году Минобороны подписало соглашение с губернатором Сахалинской области о выделении средств на ремонт объекта. Но это ведь тоже еще не о чем не говорит. Всем хорошо известно, как мастерски чиновники и генералы умеют осваивать бюджетные средства не вложив ни копейки в реальные проекты.