Среди музыкантов есть известное поверье: композитора, написавшего свою девятую симфонию, ждут тяжёлые жизненные испытания или даже смерть.
Так ли это на самом деле или во всём виновата чрезмерная чувствительность творческих людей?
В доказательства правдивости этого суеверия часто приводят примеры жизненного и творческого пути целого ряда композиторов: Бетховен, Шуберт, Брукнер, Малер, Ральф-Воан Уильямс, Александр Глазунов, Альфред Шнитке...
Обычно к списку композиторов, попавших под влияние роковой девятки, любители музыкальной мистики относят и Антонина Дворжака.
Считается, что "Проклятие девятой симфонии" началось с Бетховена. После его грандиозной, масштабной последней симфонии долгое время ни один композитор не мог преодолеть этот рубеж - написать больше девяти произведений в этом жанре.
Девятка - особое число. 9 - граница между миром однозначных и двузначных цифр; число-перевёртыш, создающее путаницу между 6 и 9, а отсюда тревогу и волнение; символ цикличности; число завершения "старого" и начала "нового"; символ духовной зрелости.
Первый, кто заметил эту зловещую особенность и фатальность, был австрийский композитор Густав Малер. И как ни старался он избежать "проклятия", назвав свою по счёту девятую и по сути симфонию "Песнью", у него это не получилось.
Вскоре в память о Малере другой австрийский композитор Арнольд Шёнберг сказал:
"Те, кто написал Девятую, подходят слишком близко к потустороннему..."
Так ли было у Дворжака? Думаю, нет...
Да, Дворжак написал 9 симфоний. Но его последняя симфония не стала "роковой". После её премьеры композитор прожил ещё более десяти лет в почёте, славе и достатке.
Похоже, "проклятие" не сработало, благодаря некоторым событиям, обстоятельствам и фактам из истории создания этого произведения - Симфонии №9 Антонина Дворжака:
1) 90-е годы XIX века стали для Дворжака особенными - у него уже была европейская слава, звание почётного доктора университетов в Праге и Кембридже;
2) поэтому в 1892 году Дворжак, после приглашения одной американской меценатки, переехал для работы в США, чтобы возглавить Национальную консерваторию в Нью-Йорке;
3) в 1893 году композитор много времени провёл в штате Айова, в местечке Спиллвилл, где жили его друзья-музыканты, переселенцы из Чехии;
4) в Америке композитор вёл активную творческую и педагогическую деятельность, дирижировал, сочинял, занимался со студентами, изучал народную негритянскую и индейскую музыку;
5) от Нью-Йоркского филармонического оркестра композитор получил заказ на сочинение симфонии;
6) это было первое крупное сочинение, задуманное и законченное в Америке. Известный "Американский" квартет и виолончельный концерт были написаны позже;
7) 24 мая 1893 года, в Спиллвилле, штат Айова, новая симфония была закончена;
8) композитор дал ей подзаголовок "Из Нового Света";
9) в Америке Дворжак познакомился с новыми для себя интонациями негритянской и индейской музыки. Можно сказать, что выражение "новый свет" имеет здесь и метафорическое значение - композитор открыл для себя новый музыкальный мир;
10) в музыке 9-й симфонии, в гармонии, в ритме, мелодике, оркестровке, образах легко узнаваемы особенности американской культуры: интонации негритянских спиричуэлсов, пентатоника, литературные сюжеты. Но Дворжак не цитировал местный фольклор. Он писал собственные темы;
11) все предыдущие симфонии А. Дворжака были лирико-жанровыми;
12) симфония "Из Нового Света" - самый настоящий, мощный, колоритный "драматический симфонизм";
13) в этом сочинении есть "всё": пафос, яркость, мощь и лирика, задушевность, грусть;
14) музыковеды находят в этом сочинении влияние творчества Бетховена и Чайковского;
15) от консерватории, от работодателя, композитор получил премию "За оригинальную симфонию". Целых 300 долларов! Хорошие деньги по тем временам));
16) премьера симфонии прошла в декабре 1893 года, в Нью-Йорке, в Карнеги-холл;
17) дирижировал премьерой Антон Зайдль - австро-венгерский музыкант;
18) партитура, которую исполнили впервые и многие годы в последствии, немного отличалась от рукописи;
19) известно об исполнении оригинальной версии произведения Лондонским филармоническим оркестром в 2005 году;
20) публика встретила симфонию восторженно. После премьеры о Дворжаке стали говорить, как о "самом лучшем композиторе в мире". Даже полемика в американских газетах на темы "негры-индейцы-белые" не испортила всеобщего одобрения критиков;
21) сам композитор называл свою новую симфонию восьмой. Первое произведение, написанное им в этом жанре, он считал безвозвратно утерянным;
22) а при первом издании симфония вообще получила номер 5;
23) "9-ой" симфония "Из Нового Света" стала только в середине ХХ века;
24) для первого немецкого издания симфонию корректировал Брамс;
25) 1-я часть - начинается медленным вступлением. Далее - традиционное сонатное аллегро с оборотами пентатоники, синкопированным ритмом и танцевальными темами;
26) 2-я часть - по определению композитора "Легенда". В 1855 году профессор словесности Гарвардского университета, американский литератор, поэт и переводчик Генри Лонгфелло, написал поэму по мотивам индейских легенд "Песнь о Гайавате". Это произведение даже было переведено на чешский язык. Дворжак прочитал, заинтересовался, "положил в основу" 2-й части своего нового сочинения;
27) 3-я часть - Скерцо. Традиционно танцевальные темы: чешский фуриант, лендлер. Есть и нечто необычное - "голубиные трели" в среднем разделе (страстью композитора были не только паровозы, но и...голуби. На родине, в Чехии, у него была голубятня. Будучи на чужбине, он просто скучал по своим птичкам. Поэтому где-то в середине части, "воркуют" первые и вторые скрипки);
28) Финал. Известная часть. Кульминация цикла. Героические образы. Дух борьбы и победы;
29) музыку 9-й симфонии Дворжака нередко используют кинорежиссёры, авторы аниме;
30) а если Нил Армстронг и летал на Луну, то, говорят, брал с собой запись 9-й симфонии Дворжака!..
Личное наблюдение:
Если спросить любого музыканта-оркестранта "что бы ты с удовольствием сыграл?", то после недолгих раздумий чаще всего ответ такой: "9-ю Дворжака".
Нет, не лежит на этой музыке зловещая печать!
Несмотря на то, что в жизни всё может быть...
Спасибо, что прочитали!
Пожалуйста, послушайте!
Часть 1:
Часть 2:
Часть 3:
Часть 4: