Картина Теодора Жерико «Плот „Медузы“» относится к наиболее известным шедеврам Лувра. Со временем она потемнела, что не дает сейчас в полной мере оценить ее живописные достоинства, но смелость композиции понятна и современному зрителю. А уж в начале XIX века, когда было создано полотно, оно произвело ошеломляющий эффект.
Художник отразил тему борьбы за жизнь, в ходе которой люди потеряли человеческий облик. В 1816 году фрегат "Медуза" шел у берегов Западной Африки, когда попал в шторм и утонул. Часть экипажа, около полусотни человек, оказалась на плоту. Так они дрейфовали в течение двух недель, пока не были подняты на борт "Аргуса". К тому времени в живых на плоту осталось 15 человек.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях
Моряки, спасшие бедолаг, были в шоке от увиденного и от рассказов спасшихся. История получила широкий резонанс, был большой скандал, в происшествии обвинили капитана корабля, который оставил плот на произвол судьбы без еды, а сам спасся на лодке, где был необходимый запас провианта. Поначалу лодки буксировали плот, но потом капитан испугался, что лодки не смогут дальше так идти и приказал перерубить канаты. Люди на плоту оказались в отчаянном положении. К сожалению, это были индивиды, не обладавшие высоким интеллектом и высокими духовными качествами. В экстремальной ситуации из них вылезло все гoвнo.
Стремясь выжить, пассажиры начали убивать и поедать друг друга. Не нашлось лидера, который сумел бы объединить людей для иного способа выживания.
Жерико был потрясен этой историей и решил написать картину. Он готовился очень тщательно, сделал множество этюдов, разговаривал с очевидцами и точно воспроизвел модель плота. Он также провел много времени в больнице и анатомичке, зарисовывая умирающих и умерших людей. В своей картине он отступил от композиционной упорядоченности, которая предписывалась требованиями классицизма и делала картины похожими на театральное представление. «Плот „Медузы“» насыщен человеческими фигурами, которые располагаются в самой разной конфигурации. Это показывает тот хаос, который царил на плоту, полное отсутствие порядка и законности.
Новой была и технология работы — Жерико писал прямо по непроработанному холсту, нанеся только подготовительный рисунок. В результате получилась картина, ломающая все прежние представления о живописи. Композиция опирается не на параллельные линии, как это было принято в классических произведениях, а на диагональ. В картине нет центрального героя, Жерико раскрыл свой замысел через действия и эмоции каждого персонажа. Кстати, для некоторых образов художнику позировал другой знаменитый живописец — его друг Эжен Делакруа.
Читайте еще на моем канале:
Как Демон овладел сознанием Михаила Врубеля и больше не отпустил
Поразительный подводный музей Муса в Мексике: хотелось бы там побывать?