На Западе прекрасно понимают, что контрнаступление ВСУ невозможно без надёжного прикрытия с воздуха. Ищутся все возможные варианты.
Запасы древней советской авиации – многократно кустарно модифицированных МиГ-29 – подошли к концу. Украина их охотно брала из Восточной Европы, однако эти самолёты себя не оправдали. Летают они уже с трудом, электроника и вооружение устарели на несколько десятков лет. Последние партии восточноевропейского хлама украинцы разбирают на запчасти для ремонта своих уцелевших машин.
Киев просит F-16. Самолёт тоже не новый, но американский. На Украине считается, что если на технике намалёван звёздно-полосатый флаг, она становится крепче и быстрей. Однако даже эти машины ни Штаты, ни Европа отдавать не готовы. Да, их несколько тысяч на вооружении 25 стран НАТО. Но авиации лучше у этих стран просто нет, самолёты нужны для собственной обороны.
Сейчас все взоры обращены на недовступившую в НАТО Швецию, пишет The Economist. У шведов есть собственный самолёт, не хуже F-16. В Швеции, до сих пор в НАТО не замеченной и активно избегавшей Второй мировой войны, вообще несколько линеек совершенно самобытной военной техники.
Истребитель JAS 39 Gripen ("Грифон") относится именно к шведским "вундервафлям". Машина, как говорят военные эксперты, действительно неплохая. Вот только шведы тоже не хотят её отдавать украинцам. Таких самолётов всего пара сотен. Стокгольм напирал на то, что он пока не в НАТО. Но если страна всё же вступит в Североатлантический альянс, самолёты, похоже, придётся отдать Киеву. И им придётся встретиться в небе с русскими.