Лицо Людовика расплылось в приветственной улыбке, когда в тронную залу не вошла, а впорхнула, как мотылек, величайшая куртизанка Парижа. Он никогда не встречал более прелестной дамы, она могла бы блистать подле него, стать его возлюбленной. Он не удержался и подошел к ней, она мило улыбнулась ему, окончательно покорив королевское сердце. Он начал неуклюже отвешивать ей комплименты, которые она, конечно же, слышала уже тысячу раз. А потом она кокетливо шепнула ему на ухо лишь одну фразу, оставив короля в полном недоумении. Придворные шептались, что же такого могла сказать Нинон, что так удивило и обескуражило самого Людовика. А куртизанка всего лишь сообщила Его Величеству, что разменяла восьмой десяток и не годится ему в фаворитки.
Великий политик Ришелье готов был заплатить за ее благосклонность 50 тысяч экю, но Нинон предпочла ему советника из королевского суда, дав понять, что ее страсть купить нельзя. Людовик XIV не раз интересовался мнением «царицы куртизанок», хотя не был знаком с ней лично. Первая красавица Парижа и король встретились, когда ей было уже за 80, однако Людовик был очарован, он никогда не видел столь прекрасной женщины. Король посетовал, что ослепительная и остроумная особа не была представлена ему раньше, ведь она могла стать настоящей жемчужиной придворного общества, на что Нинон ответила ему:
"При дворе нельзя быть собой, предпочтительно быть неискренней, а мне уже очень поздно брать уроки лицемерия."
Из воспоминаний современников
А когда великая куртизанка открыла ему свой настоящий возраст, Людовик был ошеломлен, ведь на вид ей было не более 25 лет. Возможно, Нинон одарила бы своей лаской и монарха, но так случилось, что она была подругой его фаворитки мадам де Ментенон, представившей ее ко двору.
Анна де Ланкло, которую в Париже знали под именем Нинон, родилась в уважаемой и богатой семье. К 16 годам девушка осиротела, но, благодаря отличному образованию и непревзойденному уму, смогла выгодно вложить наследство, чтобы не знать нужды до конца жизни. Однако богатство не помешало ей открыть в Париже салон, который посещали политики, писатели, поэты: Буало, Мольер, Ларошфуко, Перро, маршал д’Эстре, принц Конде и другие известные личности. Вольтер вспоминал тетушку Нинон добрым словом всю свою жизнь, ведь она не забыла упомянуть его в своем завещании.
«Восьмое чудо света» (так называли Нинон в Париже) начала блистать в обществе, когда ей не было еще и 15 лет. Она знала несколько иностранных языков, превосходно танцевала, проникновенно играла на лютне и клавесине, свободно ориентировалась в литературе и обладала массой других талантов. Мужчины ею восхищались, а женщины – завидовали. Современники описывали Нинон, как изящную брюнетку с бездонными синими глазами, белоснежной кожей и легким румянцем. Она была благородна и держалась с достоинством, при этом у нее не было ни капли надменности. Ее острый ум на фоне необыкновенной красоты сводил мужчин с ума, каждый хотел стать возлюбленным или другом «царицы куртизанок», но Нинон всегда выбирала кавалеров сама, ориентируясь лишь на собственные предпочтения.
Жены влюбленных мужчин ненавидели Нинон, называли ее бесстыжей совратительницей. Они жаловались Анне Австрийской, что из-за этой женщины их мужья готовы расстаться с любыми деньгами и даже несут в ее дом фамильные драгоценности. Королева решила принудить непокорную девицу уйти в монастырь, дав ей один день на сборы, Нинон же в ответ надерзила, сказав:
"Если уж заточение, то выбираю мужской монастырь!"
Из воспоминаний современников
И все же ей пришлось покинуть Париж. Она вышла замуж за одного из своих поклонников, переехав в провинцию, а потом так же легко рассталась с ним, вернувшись в столицу и заявив о своей свободе.
О неувядающей красоте де Ланкло ходили разные слухи, ведь даже, когда ей было за 80, мужчины сражались за ее внимание на дуэлях. Завистницы твердили, что «царица куртизанок» продала свою душу за вечную молодость, сама же Нинон лишь подливала масло в огонь, рассказывая, как таинственный старец подарил ей секрет неувядающей женской прелести. Однако прислуга в ее доме знала, что по вечерам их хозяйка растирала лицо кусочком замши, смоченной в кипяченой воде и ароматических маслах, что помогало держать кожу в тонусе.
За всю жизнь, полную развлечений и наслаждений, крепкое здоровье Нинон подкосила лишь одна история, связанная с ее сыном. У куртизанки было много детей, которых она пристраивала в приемные семьи или отправляла к отцам. В 1671 году один из ее повзрослевших отпрысков, кавалер де Вилье, познакомился с де Ланкло, не подозревая, что она его мать. Юноше было 20, а ей уже далеко за 50, но это не помешало ему влюбиться. Нинон пришлось рассказать пылкому поклоннику правду о его рождении, после чего тот не выдержал и пронзил свое сердце шпагой. Нинон соблюдала траур по нему около двух лет, называя этот случай «самой страшной трагедией», но затем вернулась к прежнему образу жизни.
Интересный факт: Великая куртизанка скончалась в 1705 году, ей было почти 90 лет. Умирая, она произнесла лишь одну фразу:
"Если бы я знала, что это все так кончится, я бы повесилась."
Из воспоминаний современников
А как вы считаете, в чем был секрет неувядающей женской прелести Нинон? Поделитесь своим мнением в комментариях.