Найти в Дзене
Русский мир

Вера Лихачёва – «русская роза пустыни»

Своей поистине всемирной известностью русский балет обязан в том числе тем русским людям, которые волею судеб оказались вдали от родины после событий 1917 года. Одной из таких подвижниц была Вера Лихачёва, открывшая в 1947 году в Марокко студию русского классического балета. В Доме русского зарубежья проходит выставка, посвящённая русской эмигрантке, балерине и хореографу.

Вера Лихачёва. Фото: Rosetta / «Кино-театр.ру»
Вера Лихачёва. Фото: Rosetta / «Кино-театр.ру»

Открывая выставку, директор Дома русского зарубежья им. А. И. Солженицына Виктор Москвин рассказал, что архив Веры Лихачёвой передала в музей русской эмиграции её племянница – Людмила Оболенская-Флам из США. Именно благодаря её усилиям и помощи небольшой группы сподвижников в Дом русского зарубежья за 20 лет пришло огромное количество ценных материалов – 11 морских контейнеров! Среди них были книги, воспоминания, рукописи, фотографии, картины и музейные предметы, связанные с историей русской диаспоры. В том числе и наследие балерины Веры Лихачёвой.

Организатор выставки – сотрудник Дома русского зарубежья Инна Розанова – зачитала письмо, переданное Людмилой Оболенской-Флам, где она поделилась своими воспоминаниями о Вере Лихачёвой.

Будущая балерина родилась в 1910 году в Витебске в семье известного юриста Петра Николаевича Якоби. После Октябрьской революции семья Якоби обосновалась в Риге, где Вера окончила балетную студию под руководством Александры Фёдоровой, в прошлом примы-балерины Мариинского театра. В 1931 году девушка стала солисткой, а вскоре и примой-балериной Латвийской национальной оперы, где проработала до 1944 года. Правда, отец запретил ей использовать фамилию Якоби, и тогда на театральной сцене появилась Вера Лихачёва (девичья фамилия её матери).

Вера Лихачёва. Фото: Rosetta / «Кино-театр.ру»
Вера Лихачёва. Фото: Rosetta / «Кино-театр.ру»

В 1939 году две сестры Якоби – Вера и Анна – в один день вышли замуж за двух родных братьев – князей Николая и Андрея Енгалычевых. Интересно, что Николай Енгалычев вошёл в историю как известный шахматист: в 1943 году он стал призёром чемпионата Латвии по шахматам, в 1947 году – чемпионом Рима, а в 1958 году – чемпионом Квебека.

Брак Веры и Николая оказался недолгим – во время войны они расстались. А в 1943 году Вера смогла спасти из концлагеря Саласпилс, куда нацисты свозили отобранных у матерей детей из Белоруссии, маленького мальчика, которого и усыновила. В 1944 году вместе с приёмным сыном и матерью она уезжает в Германию, но вскоре оказывается в Марокко, куда их пригласили родственники по материнской линии.

Выставка «Вера Лихачёва. Русский классический балет в Марокко». Фото: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына / «ВКонтакте»
Выставка «Вера Лихачёва. Русский классический балет в Марокко». Фото: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына / «ВКонтакте»

Как рассказывала Людмила Оболенская-Флам, Вере пришлось начинать жизнь буквально с нуля. Выступать как балерина она не могла – было попросту негде, поскольку в Марокко не было балетной труппы. Тогда Вера решает открыть в этой стране свою балетную студию. И вот уже в июне 1948 году в театре-синема «Рояль» в Рабате её воспитанники дают первый концерт, в котором также принимает участие Русский хор из Касабланки.

Фото: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына / «ВКонтакте»
Фото: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына / «ВКонтакте»

Как вспоминала Людмила Оболенская-Флам, «событием в культурной жизни марокканской столицы сделались ежегодные спектакли, которые Вера ставила со своими учениками. С каждым годом они становились всё более профессиональными. Она привлекала к участию двух прекрасных русских художников, живших в то время в Марокко, – Владимира Жедринского и Ростислава Сазонова. Оба писали для неё декорации и делали эскизы костюмов. Некоторые костюмы бабушка (Сусанна Сковлевна) шила по рисункам Шурика (приёмного сына Веры), проявившего прекрасный вкус и знание эпох. Рецензии на спектакли местной прессы, неизменно хвалебные, отмечали важный вклад, который Вера Лихачёва внесла в культурную жизнь Марокко».

-5

Поначалу в балетную студию Веры Лихачёвой отдавали своих детей местные европейцы, но вскоре русскому классическому балеты стали обучаться и сами марокканцы. Даже младшая дочь султана, затем ставшего королём Марокко Мухаммедом V, Амина посещала занятия в быстро ставшей популярной студии Веры Лихачёвой. Бывшая балерина не просто освоила профессию хореографа, но и разработала собственную систему образования. Она ставила как танцевальные композиции, так и полноценные спектакли – «Щелкунчик», «Лебединое озеро», умело сочетая как европейские балетные новшества, так и русские танцевальные традиции. Ну а восторженная местная пресса неизменно называла русскую балерину «рабатской Терпсихорой» и «русской розой пустыни».

-6

На выставке в Доме русского зарубежья представлены уникальные материалы: фотографии Веры Лихачёвой и семьи Якоби, либретто и тетради с хореографией, программки и многочисленные афиши выступлений Студии классического балета в различных городах Марокко, также яркая сценография русских художников, сотрудничавших с Верой Лихачёвой, Владимира Жедринского и Ростислава Сазонова. А в честь открытия выставки в Доме русского зарубежья состоялся небольшой концерт юных воспитанниц известной балетной школы-студии – Мастерской балета Егора Симачёва.