Найти в Дзене
Журнал Автограф

Большинство зарубежных компаний продолжают работать в стране даже после заявлений об отказе от российского рынка

В конце прошлого года Йельская школа менеджмента исследовала информацию по 1600 иностранным компаниям и пришла к выводу, что из них 1022 заявили о сворачивании или приостановке деятельности. Но недавнее исследование Университета Санкт-Галлена в Швейцарии показало, что менее 9% компаний из Евросоюза и стран «Большой семерки» полностью покинули РФ.

Важно отметить, что практически все оставшиеся в России компании не нарушают никаких санкций, как и многие из тех, что ушли, могли бы продолжить работать без нарушений. Однако решения о выходе во многом принимались под информационным и политическим давлением. Отсюда можно наблюдать половинчатость или стремление как-то замаскироваться.

Остались и точка

Яркий тому пример – PepsiCo. Да, производство газировок Pepsi-Cola, Mirinda и 7Up компания приостановила, но продолжает выпускать для россиян товары первой необходимости типа молочных продуктов. Правда не совсем понятно, по каким таким «гуманитарным причинам» PepsiCo сохранила производство картофельных чипсов.

Компания Schneider Electric хоть и продала российский и белорусский бизнес, но вместо нее создана компания под брендом Systeme Electric.

Panasonic прекратил отгрузку продукции своему российскому дистрибьютору. Но затем открылся обновленный сайт японского бренда с новым юрлицом.

Производители одежды и обуви, такие как Levi’s и Nike, также вернулись в Россию под новыми брендами и логотипами. Компания Apple, хоть в марте 2022 года и приостановила официально экспорт в Россию, но ее гаджеты по-прежнему востребованы среди россиян и спокойно продаются на отечественных прилавках.

Metro Cash&Carry — популярный ритейлер, который больше 23 лет работает в России, вообще не собирается прекращать деятельность здесь. Как и французская сеть супермаркетов Auchan, косметическая фирма Yves Rocher, американская корпорация Procter & Gamble. И такие примеры можно приводить бесконечно.

-2

Чем объяснить столь противоречивое поведение?

Можно сослаться на крылатую фразу «Ничего личного. Просто бизнес». Однако существует ряд объективных причин, по которым крупные бренды забугорья не хотят нас полностью покидать.

Во-первых, никто не отменял потенциал. Россия является крупным рынком с огромными возможностями для роста и развития на долгие-долгие годы вперед. У нас есть нефть, газ, уголь, металлы и другие ресурсы, а также развитая инфраструктура, что тоже очень притягательно для мировых гигантов бизнеса.

Во-вторых, свято место пусто не бывает. Если западные компании покинут российский рынок, то азиатские конкуренты прекрасно расположатся на их месте и захватят большую долю рынка.

В-третьих, некоторые компании порядком «вложились» в Россию и имеют здесь установленные производства, офисы и т. д. Покидая российский рынок, они могут потерять значительные инвестиции и доходы.

Ключевой причиной держаться за российский рынок для многих компаний являются политические или экономические связи. Это может быть и прямая зависимость от поставок из России, и какие-то совместные проекты.

К объективным причинам можно отнести и репутационные риски. Полный выход с российского рынка может привести к негативной реакции инвесторов в связи с возможным восприятием компании как убегающей от ответственности за нарушение прав человека или поддержку режима.

В конце концов, есть еще понятие социальной ответственности. Несмотря на сложности, некоторые компании решают продолжать свою деятельность в России, чтобы сохранить рабочие места и поддержать экономическую стабильность. Но это не точно.

Текст: Лидия Аристархова, фото: Freepik.