Шамиля Валеева, сопредседателя штаба «Народного фронта» Республики Башкортостан и руководителя аппарата Общественной палаты, хорошо знают по журналистской работе. В марте ему исполнилось 50.Сейчас он подал документы на выборы в Госсобрание от «Единой России».
– Шамиль Римзилевич, вы беспартийный. Почему поддерживаете «Единую Россию»?
– В «Единой России» у меня много друзей. Работу башкирского исполкома партии знаю с первых дней его существования. И потом – у меня принцип: усиливать то, что считаю правильным, личным ресурсом. «Единая Россия» соответствует идее объединения страны вокруг лидера, вокруг идеи собственного пути. Мы сами – сила, без подсказок с Запада.
Я работал плечом к плечу с молодежным крылом «ЕР» весной 2020 года, когда волонтеры помогали бороться с пандемией. Сегодня эта же сеть развернута и честно трудится в помощь военнослужащим и их семьям в штабе им. Шаймуратова. У людей большое желание помогать, они хотят сотрудничать, а «Единая Россия» выступает координатором.
– Чем сейчас занимается штаб «Народного фронта»?
– В мирной теме – выявлением трудностей, недоработок чиновников. В военной – офис на Кирова, 1 теперь пункт приема, склад и логистический терминал акции «Все для Победы!». Сюда приходят все, от пенсионера до предпринимателя, приносят от носков до дрона за полмиллиона. Видел, девочка пришла с шоколадкой, рацией и письмом воину. Делают окопные свечи, вяжут сети. Мужики пригоняют даже уазики. Недавно взяли б/у «Ниву» в Салавате для бойцов.
Скидываемся на бензин для «газельки». Наши ребята на свои деньги доезжают вплоть до траншей, возвращаются с квадратными колесами. Одна поездка – это 40 – 70 тысяч накладных расходов, если в составе конвоя. На днях пришел мужчина, явно не банкир, принес 20 тысяч. «Все для Победы!» – это очень честная и объединяющая сила сегодня. Люди хотят быть причастными к стране, к нашей трудной победе.
– Почему вы идете на выборы?
– Начинал парламентским корреспондентом, помогал писать и продвигать нужные законы моим добрым друзьям из первых составов –
Рамилю Зиевичу Якупову, Дмитрию Николаевичу Купцову. Писал тексты с правками и цитатами Константина Борисовича Толкачева. Работал над законом о гражданской законодательной инициативе. Пятый год работаю в Общественной палате – она похожа на парламент, учусь выявлять и формулировать желания людей. А мандат дает право превратить это в закон.
В 2019 году мы легализовали проблему травли в школах. Раньше система образования заметала ее под коврик. Самого раза два слегка травили в детстве. Ребенка нельзя оставлять одного, бывают очень тяжелые последствия, вплоть до суицида и стрельбы. Мы в Общественной палате добились обсуждения буллинга на государственном уровне, подключили психологов. Это только один пример пользы от общественной работы.
– Что, в вашем понимании, значит развивать гражданское общество?
– Гражданское общество само по себе не растет. Людям нужно вокруг чего-то и кого-то собираться, чтобы выразить общее мнение, поверить в свои силы. Иначе вместо выразителей коллективных интересов трибуну захватывают активисты, которые торгуются с властями за коврижки.
– Что скажете про общественные пространства?
– Много кто занимается обустройством коллективного быта, зачастую без запроса, не особо интересуясь у людей, что им надо. Раньше радовались любой плитке или скамейке. Сейчас важно сделать так, чтобы проекты обустройства города не были поводом для возмущения.
Есть и победы: не дал мэрии в 2014 году засадить деревьями уфимский амфитеатр. Там и сейчас проводят бесплатные концерты для десятков тысяч зрителей. Отстояли половину деревьев на Советской улице и площади — их, красивые и здоровые, проектировщики наметили на лесоповал.
– А можно ли помочь обществу грантами?
– Тут все просто. Не хочешь поддерживать, признавать НКО и ученых сам, «помогут» западные фонды. Государство это не так давно поняло. Мы помогаем нашим НКО выигрывать гранты Президента России. Когда я начинал работать, было 93 млн рублей в год, теперь наши НКО получают на добрые дела под двести федеральных миллионов. Ну и деньги теперь дают под конкретные проекты. Больше всего радуешься гранту тысяч на триста, который получили сельчане, допустим, в Благоварском или Чишминском районах. В среднем грант – это миллион рублей, бывает и на десять.
– Ваше мнение о тех, кто не согласен с политикой страны.
– Я не разделяю их выбора, но понимаю, что в его основе – плохое знание истории России, слепая вера в «благородство» Запада и травма, полученная в 90е, когда страна мало что делала, чтобы люди в нее верили. Мы спешно адаптировались к рынку, когда каждый сам за себя и хата с краю. В нулевые мы все сидели на потребительской игле. 30 лет нас воспитывали в духе личной свободы и «успеха». Но ты не можешь быть свободен, если твоя страна несвободна. Это видно и на примере Европы, которая беспрекословно выполняет команды Вашингтона, Лондона или Брюсселя. Мы увидели отказ торговых марок от сотрудничества с Россией в ущерб своим акционерам. Из России ушла ИКЕА, которая формировала быт и мышление, была любима. Убежала по свистку в ущерб акционерам, бросив лояльных клиентов. Какая там свобода предпринимательства?!
Но нам еще страну всем вместе строить, в том числе и с теми, кто не сбежал, хотя и не согласен сейчас или испугался Они увидят, что нынешний трудный путь – единственно возможный, за нами правда и прекрасное будущее страны.
– Вам недавно исполнилось 50. Это возраст, когда люди подводят некие итоги. Что вы поняли про себя?
– Времени стало меньше. Определенности – больше. В татарском и башкирском языках есть такая трактовка: 30 лет – «утыз» – как огонь», 40 – «кырык» – как морковку скребешь, убираешь лишнее, а 50 лет – «илле», со страной. Быть со своей страной — это не всегда торжественно, это может быть и больно, и страшно, и напряженно, и в каких-то случаях опасно. Я свой выбор сделал давно. Все слова уже сказаны, пришло время подтверждать его делами на благо Родины.
Ольга Маловица.
Фото из личного архива Шамиля Валеева
-Большое счастье – помогать нашим! Штаб ОНФ #ВсеДляПобеды! на ул. Кирова,1 превратился в пункт приема народной помощи –от коптера до влажной салфетки. Доставили «подшефным» прямо в расположение, в Алкино, оттуда ходит борт к основным силам. У саперов работа опасная. Не можем не помогать - говорит Шамиль Валеев