8,3K подписчиков

"Красавица и чудовище": Стокгольмский синдром, нарциссизм и здоровые отношения внутри детского мультфильма

2,7K прочитали

Знаете, а я, оказывается, очень сильно недооценивал мультфильм "Красавица и чудовище". Потому что, ну, на бумаге это не самая лучшая история с точки зрения психологии и, думаю, многие думают в похожем ключе - девушка влюбляется в похитителя, Стокгольмский синдром и все дела. В общем, всё понятно, это к тем же сказочным персонажам из старых мультфильмов, которые влюбляются в первый раз встреченного принца и меняют голос на возможность его увидеть. Но тут довелось пересмотреть, и, знаете, нет, в "Красавице и чудовище" всё прям совсем не так. Текст будет длинный, так что заваривайте чай и давайте разбираться.

Главную роль в мультфильме играет добавление Гастона, которого в оригинальной сказке не было. Кстати, обратите внимание, как нам его представляют - в первом же кадре он стоит в тени, как и положено "злодею".

Знаете, а я, оказывается, очень сильно недооценивал мультфильм "Красавица и чудовище".

Он очень карикатурный и очень явный, а потому очень развлекающий злодей, но просто поразительно, насколько точно мультфильм нам показывает человека, страдающего нарциссизмом.

Взять хотя бы то, что он выбирает Белль. Причём это происходит вообще без каких-либо взаимодействий - они не дружат, у них нет общих интересов и занятий, они не проводят вместе время, они не открываются друг другу, не интересуются друг другом. Белль выбрана просто потому что она единственная, кто Гастоном не восхищается, она - просто очередной трофей (его не случайно показывают охотником, и он не случайно зовёт Белль посмотреть на его трофеи). Это видно даже по его желанию сделать её женой, вот так сразу. Без дружбы, без любви, без всего остального. Почему? Потому что "жена" - это прям такой ультимативный статус "моё".

Знаете, а я, оказывается, очень сильно недооценивал мультфильм "Красавица и чудовище".-2

Но полностью меня вынес диалог, где Гастон отбирает у Белль книжку, потому что это настолько точное отображение, что просто нет слов. Вот смотрите, нарцисс - это человек с недостатком эмпатии, он не умеет понимать чувства других людей. И за шутками о том, что "Как ты её читаешь, в ней же нет картинок", на самом деле стоит вполне реальная манера поведения - обесценивание. Человек со здоровой психикой в такой ситуации сказал бы что-нибудь вроде: "Я не люблю читать, но если тебе нравится - то на здоровье", а Гастон просто обесценивает увлечение Белль, советуя ей "заняться чем-нибудь более серьёзным".

Знаете, а я, оказывается, очень сильно недооценивал мультфильм "Красавица и чудовище".-3

А в следующем моменте показан прям эталон поведения нарцисса. Его подручный называет отца Белль сумасшедшим, и Гастон, опять-таки, не понимая, какие ощущения это может вызвать у девушки, смеётся над этим. Но когда Белль заступается за отца, он мгновенно меняет свою позицию и поддакивает ей: "Да, не говори так о её отце". Он просто пытается ей манипулировать, занимает позицию, которая ему кажется более выгодной для получения желаемого.

Знаете, а я, оказывается, очень сильно недооценивал мультфильм "Красавица и чудовище".-4

Когда Гастон приходит делать Белль предложение, нам опять подчёркивают, что она ему неинтересна как человек - на её вопрос: "Что ты знаешь о моих мечтах?" - он начинает рассказывать про охотничий домик, собак, детей, хотя все десять минут до этого нам чётко установили, что Белль - "книжная" девушка, и в данный момент единственное, чего она хочет - это возможность "с кем-то поговорить" о книгах, разделить с кем-нибудь своё увлечение, а об отношениях и вовсе пока не задумывается.

Знаете, а я, оказывается, очень сильно недооценивал мультфильм "Красавица и чудовище".-5

Кстати, нам уже тогда, в девяносто первом году, очень натуралистично показали ситуацию, когда девушка боится напрямую отказать только потому что боится ответного гнева, ведь Гастон во много раз сильнее. Когда мы возмущаемся феминизмом, повесткой или другими подобными вещами (переборы с которыми, конечно, имеют место время от времени), всегда стоит помнить, что нам, мужчинам, никогда во взрослой жизни не приходилось отгораживаться от собеседницы стулом, когда мы говорим: "Нет", а вот почти любая женщина через это проходит гораздо чаще, чем кажется (вы ведь в детстве при просмотре тоже не придали этому моменту значения, правда?). Но это отступление, просто показалось важным напомнить.

Знаете, а я, оказывается, очень сильно недооценивал мультфильм "Красавица и чудовище".-6

Ну а дальше мы знакомимся с Чудовищем. И почему образ Гастона так важен - потому что он с Чудовищем находится на одинаковых, скажем так, стартовых позициях. Они оба грубые, жестокие, властные и эгоистичные.

Но разница между ними в том, что у Чудовища есть эмпатия - мы буквально в первом же диалоге видим, что он, ну, действительно понимает, что чувствует Белль, когда говорит, что он даже не дал ей попрощаться с отцом. Да, он поступил плохо, но поступил так просто по незнанию.

Знаете, а я, оказывается, очень сильно недооценивал мультфильм "Красавица и чудовище".-7

Прикол в том, что поведение Чудовища можно даже назвать "нормальным" - в подростковом возрасте мы все проходим через рост гормонов, всплески агрессивности и неумение общаться с противоположным полом. Но со временем мы учимся с этим справляться, учимся жить во взрослой жизни. Но у Чудовища просто не было возможности прожить этот период в обществе, поэтому ему уже во взрослой жизни приходится этому учиться, и это тоже нормально. А вот нарциссы вроде Гастона остаются такими "психологическими старшеклассниками" до конца жизни. Ну или до тех пор, пока не пройдут хорошую психотерапию.

Кстати, насчёт психологии. Наверняка многие слышали что-нибудь о "Стокгольмском синдроме", это весьма распространённый термин в "поп-психологии", но в настоящей психологии отношение к нему довольно скептическое в силу его неявности и нестрогой определённости. В массовой культуре бытует трактовка, что, мол, он возникает, в момент похищения или насилия. Мужчина бьёт женщину, а женщина в него влюбляется. Но на самом деле, это неправильное представление, и "Стокгольмским синдромом", по-хорошему, надо бы называть только один случай - возникновение эмпатии жертвы к агрессору (или наоборот) в ситуации, когда, собственно, агрессии уже не происходит. Собственно, случай с захватом заложников в Стокгольме, который и дал ему название, показывает именно это - человек, захвативший заложников, был с ними очень вежлив, никто в результате его действий не пострадал, и когда ситуация завершилась, то многие из захваченных им людей попытались его понять. Все остальные случаи - когда человек что-то делает из страха за свою жизнь, когда у него ломается психика, когда возникает зависимость от агрессора - это всё совершенно другие вещи с другими психологическими механизмами. В общем, "Стокгольмский синдром" - это вполне обычное поведение нормального человека, но его крайне часто неправильно применяют, особенно для оправдания всяких нехороших вещей.

Так вот, у Белль вот этот "Стокгольмский синдром" есть как в раз в правильном, здоровом варианте. Пока она чувствует давление, угрозу, она ведёт себя также, как вела с Гастоном - отказывается от ужина, нарушает запреты, пытается сбежать.

Знаете, а я, оказывается, очень сильно недооценивал мультфильм "Красавица и чудовище".-8

Во время побега на неё нападают волки, и Чудовище, рискуя жизнью, спасает её. А в замке они спорят о том, кто больше виноват в сложившейся ситуации. И я хочу обратить внимание на то, как снята эта сцена. Дело в том, что обычно даже диалоги нам показывают "по отдельности" - сначала крупный план одного персонажа, потом другого, но здесь весь довольно длинный спор снят одним кадром, в котором присутствуют оба персонажа, что намного сложнее как снимать вживую, так и анимировать. Но это сделано специально, потому что мы должны впервые увидеть именно диалог этой пары, даже несмотря на то, что они общаются на спорную тему - они впервые готовы услышать друг друга. С точки зрения психологии отношений, это, опять-таки, очень хорошая иллюстрация того, как это должно быть в здоровых отношениях - да, мы не согласны, да, мы спорим, но это не означает, что я не признаю тех хороших вещей, которые ты для меня сделал. Мы не совпадаем во мнении, мы останемся при своём, но давай пойдём дальше и займёмся тем, что актуально сейчас.

Знаете, а я, оказывается, очень сильно недооценивал мультфильм "Красавица и чудовище".-9

После этого момента Чудовище осознаёт, что у него появилась симпатия к Белль, и он пытается сделать что-то приятное не для себя, а для неё. И, в отличие от Гастона, он действительно узнаёт, что ЕЙ нравится, при том, что он сам и читать-то не умеет, признаёт её увлечение.

Знаете, а я, оказывается, очень сильно недооценивал мультфильм "Красавица и чудовище".-10

При этом со стороны Белль в сторону Чудовища нет никаких романтических поползновений. На первый взгляд, да, конечно, мы понимаем, к чему идёт эта история, но на самом деле с её стороны нет никаких признаков - взглядов, прикосновений, стремления быть ближе. Для неё они просто становятся друзьями. Зацените, например, вот этот кадр - Белль сидит с книгой в обычном положении, а Чудовище не просто смотрит на неё (причём именно в глаза), но и прямо склонилось поближе к ней, опустилось до уровня её роста. Такие вот мелочи показывают, что романтика у них - сугубо односторонняя на данный момент.

А ещё эта сцена - тоже прекрасный пример того, как развиваются здоровые отношения. Они начинают общаться, начинают испытывать симпатию, проводят вместе время, находят общие интересы, учатся и дополняют друг друга.

Знаете, а я, оказывается, очень сильно недооценивал мультфильм "Красавица и чудовище".-11

Первый раз, когда с её стороны проявляется какое-то более глубокое чувство нежности - это момент, когда Чудовище жертвует своими желаниями ради неё, и отпускает её на свободу. Опять-таки, здоровые отношения - желания партнёра должны быть выше твоих (с важной оговоркой: "но не вместо твоих").

Знаете, а я, оказывается, очень сильно недооценивал мультфильм "Красавица и чудовище".-12

А именно выбирает она его, собственно, только тогда, когда у неё появляется возможность выбирать, когда её никто не принуждает к совершению выбора. И этому опять противопоставлен Гастон, который вместо предоставления права выбора девушке, из ревности организует целый поход против Чудовища, просто пытаясь наказать её за чувства к другому. Ну а Белль напрямую говорит ему: "Чудовище здесь ты".

Знаете, а я, оказывается, очень сильно недооценивал мультфильм "Красавица и чудовище".-13

Мультфильм просто невероятно хорошо показывает разницу между любовью, и тем, что лучше всего описывается английским словом affection - влечением, желанием, ревностной привязанностью. Этот мультфильм на удивление оказался намного глубже, чем я его помнил, так что смело могу посоветовать пересмотреть его всем читающим. И просто удивительно, как история, которая в кратком изложении звучит просто жутко ("Чудовище силой удерживает девушку, а та в него влюбляется") благодаря разным нюансам и мелким деталям предлагает совершенно иное впечатление при просмотре.