"Рус, сдавайся! Сталин капут!" - выкрикнул немецкий офицер и расхохотался, словно отколол уморительную шутку. Он сжимал отобранную у красноармейца винтовку и рассчитывал, что обезоруженный "русский Иван" будет молить о пощаде или обратится в постыдное бегство.
Но через полминуты фрицам стало не до смеха - советский ездовой откинул покрывавший телегу брезент, выхватил лежавший там топор и снес голову насмешнику.
Воспользовавшись замешательством фрицев, русский солдат поднял гранаты, заткнутые за пояс убитого, и бросил их во врагов. Двадцать немцев упали замертво, оставшиеся в живых бежали, словно за ними гнался сам ад.
А русский парень настиг еще одного офицера, отрубил ему голову и, видя, что не сможет догнать уцелевших врагов, принялся подбирать брошенные немцами документы, стараясь не оставить на выжженной пыльной земле ни единого листочка.
Так рассказывали эту историю на привалах и в госпиталях, щедро смешивая правду с вымыслом. Шел грозовой июль 1941 года, когда советские люди каждый день узнавали о новых тревожных вестях с фронта, а фашисты начали понимать, что Советская Россия - "твердый орешек" и что их недавние надежды на триумфальный блицкриг не оправдались.
Вот и рассказ о храбреце, который в одиночку одолел 21 вражеского солдата и двух офицеров, казался чем-то вроде сказки о чудо-богатыре, проявившем фантастическую ловкость и смекалку и одолевшем не только беспощадных врагов, но и собственный смертный страх.
Да что там, сам красноармеец Дмитрий Овчаренко не верил собственному подвигу, даром что он искусно владел топором с детских лет. Родился он в селе Овчарово, что на шахтерской Луганщине.
Подобно большинству деревенских ребят, Дима окончил пять классов (по меркам 1930-х годов - все равно что современная девятилетняя школа), но не стал учиться на шофера или тракториста, а решил помогать отцу в его полезнейшем ремесле. К двадцати годам Дмитрий был первым парнем на деревне, смекалистым, рукастым и проворным.
Он знал, что отслужит положенные три года в армии, вернется домой, женится на любимой девушке и будет жить-поживать, окруженный уважением односельчан. Но его надежды на счастливую мирную жизнь не сбылись. Через несколько месяцев после того, как плотника Дмитрия Овчаренко призвали в армию, разразилась Вторая мировая война, а два года спустя - Великая Отечественная.
В одном из первых сражений 32-летний пулеметчик Овчаренко получил легкое ранение. Отправить его в госпиталь было нереально, так что фельдшер обработал и зашил рану, а отцы-командиры временно перевели пулеметчика в ездовые.
Рядовой Овчаренко исправно возил боеприпасы, пока не повстречался с взводом немецких солдат, спешивших на грузовиках в местечко по имени Песец (находится в Хмельницкой области). Да, для фрицев это было горькое похмелье!
Бесстрашный обозник доставил боеприпасы по назначению, опоздав на несколько часов, а затем, прихватив брошенные немцами планы, карты, записи и другие важные документы, отправился в штаб.
Там сначала решили, что солдат рассказывает байки, чтобы избежать взыскания. Но отправленная на место боя разведгруппа обнаружила там мертвых немцев, побитые осколками машины, а заодно и ухватистый топор, словно говоривший: "Все это чистая правда".
Рядовой Овчаренко, очищенный от подозрений, покинул гауптвахту, чтобы присоединиться к своим товарищам. А в Москву было отправлено известие о подвигах бесстрашного красноармейца, который был представлен командованием Южным фронтом к званию Героя Советского Союза.
Награда нашла героя в ноябре 1941 года, когда немцы стояли под Москвой и разглядывали в бинокли звезды на башнях Кремля, а советские люди особенно нуждались в поднимающих дух известиях с фронта.
Дмитрию Овчаренко посчастливилось увидеть и перелом в ходе войны, и изгнание фашистов с советской земли. Он погиб в конце января 1945 в боях за освобождение Венгрии, совсем немного не дожив до Победы.