Снежана Черкаева
Руководитель экскурсионно-массового отдела Карагандинского областного музея изобразительного искусства
Блажен, кто жизнь в борьбе кровавой,
В заботах тяжких истощил;
Как раб ленивый и лукавый,
Талант свой в землю не зарыл!
А.Плещеев.
Династия Есиркеевых, это талантливые художники творчество которых знакомо нескольким поколениям казахстанцев. Мое первое знакомство с одним из них, Мейрамом Есиркеевым, произошло в середине 1980-х годов примерно в десятилетнем возрасте. Это случилось в его художественной мастерской, и эта встреча запомнилась навсегда. Абсолютная чистота, как правило, не свойственная для мастерских художников, на веревке сушится выстиранная ветошь для кистей, вычищенные кисти, словно снопы в керамическом вазоне, подрамники, палитра и другие атрибуты живописца щепетильно разложены по местам. Гостеприимный хозяин накрыл стол, ароматный и вкусный сок манго из консервной банки и продолжительная беседа взрослых о разном, в которой комфортно и взрослым, и даже ребенку. Спокойный голос Мейрама Раимкуловича пронизан ребяческой скромностью, эта внутренняя культура и кротость отличает каждого члена этой интеллигентной семьи. Его отец Раимкул Есиркеев - родоначальник династии талантливых художников. В жизни Раимкул был чрезвычайно застенчивым человеком, об этом говорят многие, кто был лично знаком с ним. Эта черта характера прослеживается и в его двух сыновьях Куаныше и Мейраме. А самое главное в произведениях, которые они создают. Именно «скромность» лейтмотивом и красной нитью выступает в творчестве каждого Есиркеева. Их семейная черта - рассуждать в своих полотнах тихо, размеренно и спокойно.
Колоссальное влияние на художника оказывает место, где он родился и вырос, словно хлеб, который родится из муки, будет он либо белый, либо черный. В случае с этой семьей казахская земля послужила тем самым «местом» и академией для этих художников. Черты их характера, встретившись и соединившись с цветами красок, легли на холст правдоподобнее действительности. Картины — это и зеркало, и дети, которые отображают автора и эпоху. Картины рождаются в муках творчества, как любое произведение будь то слово, музыка или живопись. А эпоха и время накладывает свои одеяния на этих «детей».
Основатель династии Раимкул Есиркеев, родился в 1921 году. В 21 год ушел на фронт Великой Отечественной Войны. После войны жил и работал в Балхаше, где и создал семью с Зубайрой Бакировной. Их первенец Буркыт родился в 1943 году. Тяжелые военные годы, отсутствие лекарств, голод. Младенец прожил всего год.
Второй сын – Куаныш Раимкулович Есиркеев, родился в 1947 году в городе Балхаше. В 1948 году молодая семья Есиркеевых переехала в Караганду, вскоре родился третий сын Мейрам.
В 1964 году Раимкул вступил в состав Союза художников СССР. Он стал первым художником-казахом Союза художников города Караганды. Не смотря на отсутствие профессионального художественного образования, его излюбленным жанром стал самый сложный жанр живописи - портрет, требующий передачи внутреннего содержания человека и его характера. Раз за разом из-под кисти мастера рождался удивительно емкий рассказ о портретируемом, в собирательном ли образе защитников родины, или деятелей культуры и, конечно, в портрете самого близкого человека - мамы. Он написал десять портретов матери, образ которой прослеживается в работе «Мастерица».
Талант Раимкула Есиркеева воплотился большей частью в живописные портреты. Портреты Раимкула дают не только близкое знакомство с портретируемым, но и удивительную возможность ценителю прекрасного включится в беседу тоже. Герои его портретов слушают и понимают собеседника. Такое сопереживание и близкий диалог, такое единение между зрителем и героем портрета крайне редко встречаются в портретном жанре изобразительного искусства. В фондах Карагандинского областного музея изобразительного искусства имеется порядка 32 портретов.
Один из которых - «Портрет художника А.П. Плотникова». Ясный, сосредоточенный взгляд художника, проникновенен, всё лицо жёстко сосредоточенно. Вдумчиво он смотрит в сторону, рот сжат, все мускулы на лице напряглись, на лбу наметилась морщина. Мазки уверенны и чётки, все рефлексы переданы с филигранной точностью. Лёгкая, почти виридоновая зелень рефлексирует по всему лицу от фона. Терракотового цвета сорочка глухо застегнута, ее складки поразительным образом легли на тело. О чём-то очень существенном задумался портретируемый. Алексей Плотников производил впечатление человека-праздника, который врывался в жизнь, в искусство, он умел быть серьезным, как на портрете и быть бесшабашным как за пределами этого холста. Каждый портрет Раимкула- это еще одна живая встреча с людьми, которых уже нет с нами. Раимкул Есиркеев ушел из жизни 10 декабря 1980 года, в прошлом году исполнилось сто лет со дня его рождения.
Куаныш Раимкулович Есиркеев - художник глубоких мыслей и ясных чувств. Его произведения очень доступны для понимания, они не будоражат и не вызывают спонтанных чувств, а очень «интеллигентно», не навязчиво входят в умы зрителя и после первого знакомства остаются в памяти навсегда, и каждый последующий просмотр удивительным образом открывает что-то новое.
В фондах Карагандинского областного музея изобразительного искусства находятся, приобретенные в конце прошлого столетия, шесть работ автора.
Куаныш Есиркеев окончил художественное училище имени Н.В. Гоголя в Алматы, затем учеба в государственном художественном институте имени В.Сурикова в Москве (1963-1968).
Пейзаж «Индустриальный» написан в 1984 году. Это последнее произведение на тему экологии родного города. Картина-чертеж, калька архитектора, макет застройщика; так автор начал свой рассказ. Все очень красиво, как только что оклеенная новыми обоями комната. Все симметрично и уравновешенно, здесь ровно ходят, только нет никого, здесь не кидают окурки, но курить некому, здесь никто не ругается; все воспитанные. Хрустальная чистота, за которой уже потом видится «человек-владыка» со своими насильственными правилами. Абсолютная тишина, за которой уже потом слышится: Кто это сделал? и для кого? Вот вопросы, о которых кричит автор в этом идеальном пейзаже под названием «Индустриальный». Степь для живописца — это живой организм, с которым нужно считаться. Он начал говорить об этом очень давно, потому что любит свою землю всем сердцем. Куаныш подобрал для своего рассказа-мольбы, изысканные тона живописи, которые настолько легки, что практически не касаются холста, их полупрозрачные переплетения мертвенно прохладны. Каждое касание кисти издает звук хрустящего девственно-чистого снега на морозе, похрустывающего под тяжелой поступью человека.
Творчество выдающегося мастера достигло апогея, и вместе с ним пришло душевное нездоровье величайшего мастера. С 1986 года, а именно с 39 лет он не берется за кисть.
Мейрам Раимкулович Есиркеев художник-поэт, его краски поэтичны и звучат как первые слова ребенка откровенно наивно и с чистыми помыслами. Живописец, член Союза художников Республики Казахстан. Окончил Карагандинский политехнический институт в 1973 году. После окончания института работал в шахте «Степная». За два года работы под землей Мейрам испытал труд шахтера на себе. Именно в забое, далеко не в творческой обстановке, Мейрам начал делать первые наброски с натуры. Так пришло увлечение, и родился первый цикл работ, посвященный шахтерскому труду. Художественное образование получил в семье, ведь отец и брат уже профессионалы своего дела, именно поэтому становление как художника было разносторонним. Художественные навыки и знания, полученные в семье, удивительным образом сыграли на его природной одаренности, породив своеобразный творческий почерк со своими техниками и видением.
Пейзаж "Весна на Балхаше" фантастически красив, чистейшие цвета, на переднем плане желтый песок и кусты саксаула - вечного дерева Балхашской полупустыни. За кустами сразу синева с белой волной, а дальше бирюзовая гладь, потом снова чистый жёлтый, и снова бирюзовая гладь. У горизонта земляной вал, покрытый чистой зеленью и наконец небо, бескрайнее, высокое с ватными облаками. Вода только избавилась от снега и льда, воздух над водой все еще по-весеннему холодный. Мейрам Есиркеев создал гимн загадочному и таинственному Балхашу, покрыв его еще одной загадкой.
Балхаш седогривый!
Ты подарок небес!
Бог игриво бросил неба кусок,
разметав по широкой степи
изумрудно лазурную синь.
Всюду небо вверху и внизу,
куда взгляд свой не кинь.
Аллилуйя! - кричат тебе птицы,
пролетая в далёкий камыш,
где зелёная, влажная тишь
даст возможность
продолжить потомство.
Аллилуйя! - говорит священник.
Ла илла! - вторит мулла.
Днём, и под ночи покровом,
славят все, кому стал ты и домом, и кровом;
и потомства тех птиц,
и муллы, и святейшего старца.
Седогривый Балхаш, мне не хватит страниц
описать твою мощь, красоту и величье! Аминь.
Стихи Рашида Аскаровича Кошалиева
Чистый, живой, необыкновенно притягательный пейзаж весеннего Балхаша заставляет возвращаться к работе и просто любоваться живой природой и её восхитительными красками. Живопись Мейрама Раимкуловича стихийна, ее отличает открытость, как для музейного, так и для домашнего пространства. В жизни он немногословен, что свойственно сторонникам молчаливого искусства. Как и многие увлеченные творчеством люди, он имеет огромную поддержку. Его верная супруга Кабира, она и муза, и помощница во всем. Та, которая тихо стоит за ним, чтобы ничто не мешало его палитре. Произведения трех художников отца и сыновей разнятся и в то же время питают друг друга, где-то спорят меду собой. Однако видение каждого особенно, так же, как и техника изложения чувств у каждого своя.
Все произведения искусства связаны между собой невидимыми нитями сквозь эпохи. Работы Есиркеевых, так же связаны узами, в которых хранится некая тайна. Тайна-есть невидимый помощник и ангел-хранитель для каждого из них, это Зубайра Бакировна, про которую можно сказать: «Мир во мне». Она служит миром в каждом из них, кому женой, кому матерью. Которая, по словам Мейрама Раимкуловича была «цементом, державшим эти далеко не легкие кирпичи». У каждого из них свой характер, и благодаря ей, ее терпению, участию и бесконечной любви они состоялись, как художники. Путь был нелегким, для каждого она находила нужные слова, поддержку и давала веру в себя. Зубайра Бакировна была одарена вкусом от природы, прекрасно шила красивые платья на заказ, и были времена, когда это занятие кормило всю семью. Говорят, нет портнихи, которая не умеет рисовать – вся семья творцы, только мама свой талант вложила в свои главные произведения: мужа и сыновей.
Генетическая память у многих исчезает и люди теряют связь с родной землей, но семья Есиркеевых не утратила этого таланта. Их творчество схоже по крови и духу с казахской землей, это и есть та невидимая нить, которая их объединяет. Вместе с желанием творить искусство из поколения в поколение, переходят и принципы жизни, они очень просты. Это отсутствие тщеславия, которое не приемлет настоящее искусство. Природная скромность, простота, и глубокая порядочность, это и есть семья Есиркеевых.