Найти в Дзене

Династия художников Есиркеевых

Снежана Черкаева Руководитель экскурсионно-массового отдела Карагандинского областного музея изобразительного искусства Блажен, кто жизнь в борьбе кровавой, В заботах тяжких истощил; Как раб ленивый и лукавый, Талант свой в землю не зарыл! А.Плещеев. Династия Есиркеевых, это талантливые художники творчество которых знакомо нескольким поколениям казахстанцев. Мое первое знакомство с одним из них, Мейрамом Есиркеевым, произошло в середине 1980-х годов примерно в десятилетнем возрасте. Это случилось в его художественной мастерской, и эта встреча запомнилась навсегда. Абсолютная чистота, как правило, не свойственная для мастерских художников, на веревке сушится выстиранная ветошь для кистей, вычищенные кисти, словно снопы в керамическом вазоне, подрамники, палитра и другие атрибуты живописца щепетильно разложены по местам. Гостеприимный хозяин накрыл стол, ароматный и вкусный сок манго из консервной банки и продолжительная беседа взрослых о разном, в которой комфортно и взрослым, и даже р

Снежана Черкаева

Руководитель экскурсионно-массового отдела Карагандинского областного музея изобразительного искусства

Блажен, кто жизнь в борьбе кровавой,

В заботах тяжких истощил;

Как раб ленивый и лукавый,

Талант свой в землю не зарыл!

А.Плещеев.

Династия Есиркеевых, это талантливые художники творчество которых знакомо нескольким поколениям казахстанцев. Мое первое знакомство с одним из них, Мейрамом Есиркеевым, произошло в середине 1980-х годов примерно в десятилетнем возрасте. Это случилось в его художественной мастерской, и эта встреча запомнилась навсегда. Абсолютная чистота, как правило, не свойственная для мастерских художников, на веревке сушится выстиранная ветошь для кистей, вычищенные кисти, словно снопы в керамическом вазоне, подрамники, палитра и другие атрибуты живописца щепетильно разложены по местам. Гостеприимный хозяин накрыл стол, ароматный и вкусный сок манго из консервной банки и продолжительная беседа взрослых о разном, в которой комфортно и взрослым, и даже ребенку. Спокойный голос Мейрама Раимкуловича пронизан ребяческой скромностью, эта внутренняя культура и кротость отличает каждого члена этой интеллигентной семьи. Его отец Раимкул Есиркеев - родоначальник династии талантливых художников. В жизни Раимкул был чрезвычайно застенчивым человеком, об этом говорят многие, кто был лично знаком с ним. Эта черта характера прослеживается и в его двух сыновьях Куаныше и Мейраме. А самое главное в произведениях, которые они создают. Именно «скромность» лейтмотивом и красной нитью выступает в творчестве каждого Есиркеева. Их семейная черта - рассуждать в своих полотнах тихо, размеренно и спокойно.

Колоссальное влияние на художника оказывает место, где он родился и вырос, словно хлеб, который родится из муки, будет он либо белый, либо черный. В случае с этой семьей казахская земля послужила тем самым «местом» и академией для этих художников. Черты их характера, встретившись и соединившись с цветами красок, легли на холст правдоподобнее действительности. Картины — это и зеркало, и дети, которые отображают автора и эпоху. Картины рождаются в муках творчества, как любое произведение будь то слово, музыка или живопись. А эпоха и время накладывает свои одеяния на этих «детей».

Основатель династии Раимкул Есиркеев, родился в 1921 году. В 21 год ушел на фронт Великой Отечественной Войны. После войны жил и работал в Балхаше, где и создал семью с Зубайрой Бакировной. Их первенец Буркыт родился в 1943 году. Тяжелые военные годы, отсутствие лекарств, голод. Младенец прожил всего год.

Второй сын – Куаныш Раимкулович Есиркеев, родился в 1947 году в городе Балхаше. В 1948 году молодая семья Есиркеевых переехала в Караганду, вскоре родился третий сын Мейрам.

В 1964 году Раимкул вступил в состав Союза художников СССР. Он стал первым художником-казахом Союза художников города Караганды. Не смотря на отсутствие профессионального художественного образования, его излюбленным жанром стал самый сложный жанр живописи - портрет, требующий передачи внутреннего содержания человека и его характера. Раз за разом из-под кисти мастера рождался удивительно емкий рассказ о портретируемом, в собирательном ли образе защитников родины, или деятелей культуры и, конечно, в портрете самого близкого человека - мамы. Он написал десять портретов матери, образ которой прослеживается в работе «Мастерица».

Талант Раимкула Есиркеева воплотился большей частью в живописные портреты. Портреты Раимкула дают не только близкое знакомство с портретируемым, но и удивительную возможность ценителю прекрасного включится в беседу тоже. Герои его портретов слушают и понимают собеседника. Такое сопереживание и близкий диалог, такое единение между зрителем и героем портрета крайне редко встречаются в портретном жанре изобразительного искусства. В фондах Карагандинского областного музея изобразительного искусства имеется порядка 32 портретов.

Один из которых - «Портрет художника А.П. Плотникова». Ясный, сосредоточенный взгляд художника, проникновенен, всё лицо жёстко сосредоточенно. Вдумчиво он смотрит в сторону, рот сжат, все мускулы на лице напряглись, на лбу наметилась морщина. Мазки уверенны и чётки, все рефлексы переданы с филигранной точностью. Лёгкая, почти виридоновая зелень рефлексирует по всему лицу от фона. Терракотового цвета сорочка глухо застегнута, ее складки поразительным образом легли на тело. О чём-то очень существенном задумался портретируемый. Алексей Плотников производил впечатление человека-праздника, который врывался в жизнь, в искусство, он умел быть серьезным, как на портрете и быть бесшабашным как за пределами этого холста. Каждый портрет Раимкула- это еще одна живая встреча с людьми, которых уже нет с нами. Раимкул Есиркеев ушел из жизни 10 декабря 1980 года, в прошлом году исполнилось сто лет со дня его рождения.

Раимкул Есиркеев. Портрет художника А.П.Плотникова
Раимкул Есиркеев. Портрет художника А.П.Плотникова

Куаныш Раимкулович Есиркеев - художник глубоких мыслей и ясных чувств. Его произведения очень доступны для понимания, они не будоражат и не вызывают спонтанных чувств, а очень «интеллигентно», не навязчиво входят в умы зрителя и после первого знакомства остаются в памяти навсегда, и каждый последующий просмотр удивительным образом открывает что-то новое.

В фондах Карагандинского областного музея изобразительного искусства находятся, приобретенные в конце прошлого столетия, шесть работ автора.

Куаныш Есиркеев окончил художественное училище имени Н.В. Гоголя в Алматы, затем учеба в государственном художественном институте имени В.Сурикова в Москве (1963-1968).

Пейзаж «Индустриальный» написан в 1984 году. Это последнее произведение на тему экологии родного города. Картина-чертеж, калька архитектора, макет застройщика; так автор начал свой рассказ. Все очень красиво, как только что оклеенная новыми обоями комната. Все симметрично и уравновешенно, здесь ровно ходят, только нет никого, здесь не кидают окурки, но курить некому, здесь никто не ругается; все воспитанные. Хрустальная чистота, за которой уже потом видится «человек-владыка» со своими насильственными правилами. Абсолютная тишина, за которой уже потом слышится: Кто это сделал? и для кого? Вот вопросы, о которых кричит автор в этом идеальном пейзаже под названием «Индустриальный». Степь для живописца — это живой организм, с которым нужно считаться. Он начал говорить об этом очень давно, потому что любит свою землю всем сердцем. Куаныш подобрал для своего рассказа-мольбы, изысканные тона живописи, которые настолько легки, что практически не касаются холста, их полупрозрачные переплетения мертвенно прохладны. Каждое касание кисти издает звук хрустящего девственно-чистого снега на морозе, похрустывающего под тяжелой поступью человека.

Куаныш Есиркеев. Индустриальный пейзаж
Куаныш Есиркеев. Индустриальный пейзаж

Творчество выдающегося мастера достигло апогея, и вместе с ним пришло душевное нездоровье величайшего мастера. С 1986 года, а именно с 39 лет он не берется за кисть.

Мейрам Раимкулович Есиркеев художник-поэт, его краски поэтичны и звучат как первые слова ребенка откровенно наивно и с чистыми помыслами. Живописец, член Союза художников Республики Казахстан. Окончил Карагандинский политехнический институт в 1973 году. После окончания института работал в шахте «Степная». За два года работы под землей Мейрам испытал труд шахтера на себе. Именно в забое, далеко не в творческой обстановке, Мейрам начал делать первые наброски с натуры. Так пришло увлечение, и родился первый цикл работ, посвященный шахтерскому труду. Художественное образование получил в семье, ведь отец и брат уже профессионалы своего дела, именно поэтому становление как художника было разносторонним. Художественные навыки и знания, полученные в семье, удивительным образом сыграли на его природной одаренности, породив своеобразный творческий почерк со своими техниками и видением.

Пейзаж "Весна на Балхаше" фантастически красив, чистейшие цвета, на переднем плане желтый песок и кусты саксаула - вечного дерева Балхашской полупустыни. За кустами сразу синева с белой волной, а дальше бирюзовая гладь, потом снова чистый жёлтый, и снова бирюзовая гладь. У горизонта земляной вал, покрытый чистой зеленью и наконец небо, бескрайнее, высокое с ватными облаками. Вода только избавилась от снега и льда, воздух над водой все еще по-весеннему холодный. Мейрам Есиркеев создал гимн загадочному и таинственному Балхашу, покрыв его еще одной загадкой.

Мейрам Есиркеев. Весна на Балхаше
Мейрам Есиркеев. Весна на Балхаше

Балхаш седогривый!

Ты подарок небес!

Бог игриво бросил неба кусок,

разметав по широкой степи

изумрудно лазурную синь.

Всюду небо вверху и внизу,

куда взгляд свой не кинь.

Аллилуйя! - кричат тебе птицы,

пролетая в далёкий камыш,

где зелёная, влажная тишь

даст возможность

продолжить потомство.

Аллилуйя! - говорит священник.

Ла илла! - вторит мулла.

Днём, и под ночи покровом,

славят все, кому стал ты и домом, и кровом;

и потомства тех птиц,

и муллы, и святейшего старца.

Седогривый Балхаш, мне не хватит страниц

описать твою мощь, красоту и величье! Аминь.

Стихи Рашида Аскаровича Кошалиева

Чистый, живой, необыкновенно притягательный пейзаж весеннего Балхаша заставляет возвращаться к работе и просто любоваться живой природой и её восхитительными красками. Живопись Мейрама Раимкуловича стихийна, ее отличает открытость, как для музейного, так и для домашнего пространства. В жизни он немногословен, что свойственно сторонникам молчаливого искусства. Как и многие увлеченные творчеством люди, он имеет огромную поддержку. Его верная супруга Кабира, она и муза, и помощница во всем. Та, которая тихо стоит за ним, чтобы ничто не мешало его палитре. Произведения трех художников отца и сыновей разнятся и в то же время питают друг друга, где-то спорят меду собой. Однако видение каждого особенно, так же, как и техника изложения чувств у каждого своя.

Все произведения искусства связаны между собой невидимыми нитями сквозь эпохи. Работы Есиркеевых, так же связаны узами, в которых хранится некая тайна. Тайна-есть невидимый помощник и ангел-хранитель для каждого из них, это Зубайра Бакировна, про которую можно сказать: «Мир во мне». Она служит миром в каждом из них, кому женой, кому матерью. Которая, по словам Мейрама Раимкуловича была «цементом, державшим эти далеко не легкие кирпичи». У каждого из них свой характер, и благодаря ей, ее терпению, участию и бесконечной любви они состоялись, как художники. Путь был нелегким, для каждого она находила нужные слова, поддержку и давала веру в себя. Зубайра Бакировна была одарена вкусом от природы, прекрасно шила красивые платья на заказ, и были времена, когда это занятие кормило всю семью. Говорят, нет портнихи, которая не умеет рисовать – вся семья творцы, только мама свой талант вложила в свои главные произведения: мужа и сыновей.

Генетическая память у многих исчезает и люди теряют связь с родной землей, но семья Есиркеевых не утратила этого таланта. Их творчество схоже по крови и духу с казахской землей, это и есть та невидимая нить, которая их объединяет. Вместе с желанием творить искусство из поколения в поколение, переходят и принципы жизни, они очень просты. Это отсутствие тщеславия, которое не приемлет настоящее искусство. Природная скромность, простота, и глубокая порядочность, это и есть семья Есиркеевых.