Кто-то скажет: «Вот это загоны у рыбаков! Делать вам нечего! Садись, да лови. Нет, понапридумывали всякой ерунды, теперь и другим это навязывают...». Привык уже к таким комментаторам, вот не цепляете меня вы строками такими. Наоборот, в моих глазах, да и в глазах любого адекватного рыболова вы автоматически падаете до статуса «новичка» или «дилетанта».
Фидеристу (особенно начинающему) данная заметка будет крайне полезной. Умение пользоваться маркерным грузом на дистанции принесёт вам кучу результативных рыбалок, поверьте. Сильно больше, чем у того комментатора из абзаца выше.
Что такое маркерный груз, и как им пользоваться?
Маркерный груз – обычное грузило из свинца, с «пупырышками» по бокам. Используется в самом начале фидерной рыбалки, для промера дна и нахождения наиболее оптимальной точки для дальнейшей рыбалки.
Как им пользоваться? Собрали фидер, цепляем к основной леске (лучше использовать шнур) маркерный груз. Ни кормушек, ни поводков не вешаем. Только маркерный груз. Забрасываем его перед собой, ждём, пока на дно упадёт.
Теперь по дну этот груз мы тянем не спеша. Медленно, отводя фидер в сторону, тянем прям по дну. В руку вы будете чувствовать всё – и плотность дна, и всевозможные препятствия (трава, коряга, бровка), и все переходы. Цепляясь за дно, те самые пупырышки на грузе будут давать нам всю нужную информацию по плотности и рельефу дна.
Дребезжание в руку чувствуется – дно, скорее всего, каменистое. Или ракушка. Идёт слишком мягко – дно, скорее всего, илистое. Проскальзывает груз, слишком легко идёт по дну – глина. Что-то среднее между глиной и илом – дно песчаное.
Зачем знать рельеф и плотность дна?
Ну, на каменистом дне, к примеру, у вас частенько крючок будет в камни заваливаться. Соответственно будут обрывы. С такого дна лучше уйти, рыбалка вряд ли здесь будет эффективной. Да и рыба в камнях редко кормится.
На песке обычно трётся мелочёвка (плотва, уклейка), и эту мелочёвку любят гонять окуньки. С фидером на таком дне делать нечего.
Ил – потенциально перспективная точка, в илу часто кормится рыбка покрупнее. Особенно если водоём не весь заилен, если это какой-то локальный, небольшой участок ила на фоне другого дна (песчаного, к примеру). Но, нужно понимать, что в илу будет кормушка тонуть. Соответственно и прикормка. Делаем выводы – кормушку ставим полегче.
Ракушняк – тоже очень перспективное место для рыбалки. Здесь лещ очень любит кормиться. Но, об ракушку будет леска постоянно обрезаться. Делаем выводы – останавливаемся не на самой ракушке, а перед ней. На переходе с ракушки на песчаное, глинистое или илистое дно.
Как минимум, маркерный груз покажет нам плотность дна, и все переходы. Кстати, на переходах рыбалка частенько бывает эффективной. Переход с камней на ил, с ракушки на песок, с глины на песок. Остановившись на переходе мы облавливаем сразу две локации – рыбка может и с одной стороны подойти, и с другой. Такая тактика хороша будет там, где по глубине резких переходов не наблюдается. На озёрах, к примеру. Или на реках без ярко выраженных бровок.
Ну и конечно же маркерный груз покажет нам, где на реке располагается бровка. Забросил груз, тянешь по дну. В какой-то момент груз будто застрял. Но чуть приложив силу груз выдираешь оттуда, и дальше он опять идёт легко. Не трава, не коряга. Забросил туда же, в том же самом месте он снова идёт тяжело. Снова выходит, и снова легко идёт. Поздравляю – бровка найдена.
Но если остановиться прям на бровке, на самом свале, то весь корм со свала будет скатываться в низ. На самой бровке ловить бесполезно, не кормится рыба на ней. Рыба стоит внизу, под бровкой.
Ваша задача поставить клипсу так, чтобы забрасывали вы за бровку, метра 2-3 от неё. Рыбалка будет проходить прям под бровкой (под свалом). Отличное место, на реке лучше места для фидерной рыбалки вряд ли найдёшь. Особенно под бровкой любит стоять лещ.
На озере зачем нужен маркерный груз? Здесь обычно дно ровное, редко бывают переходы интересные. Тянешь этот груз по илу, ничего не понятно.
На озёрах тоже всегда стараюсь маркерный груз покидать. Как минимум для того, чтобы понять – насколько мягкое дно? В мягком илу кормушка будет тонуть, появляется смысл в использовании более лёгких кормушек. Лучше сделать выбор в пользу ближних забросов но с лёгкой кормушкой, чем бросать далеко, и кормушка постоянно будет проваливаться в ил. Так же на мягком илистом дне есть смысл в использовании более длинных поводков, потому что кормушка за собой в ил будет утягивать и поводок с крючком. Насадка утонет в илу, поклёвки не будет.
Конечно, всегда стараюсь найти переход. Хоть какой-то. Где-то камушки бывают, где-то песочек. Всяко интересней, чем ил бесконечный. Особенно если участок с другой плотностью дна совсем маленький, локальный. Такие места всегда перспективные.
Ну и, разумеется, дно проверяется на наличие травы. Там, где дно всё в водорослях (к концу лета многие озёра зарастают), маркерным грузом нужно искать промежутки между пучками травы. Даже на самом заросшем водоёме всегда можно найти пробел на дне, где травы не будет.
Думаю понятно, что когда мы находим что-то интересное на дне (переход, бровку, точку без травы), обязательно ставим клипсу. Таким образом всю рыбалку мы будем забрасывать в ту самую точку, которую нашли в самом начале маркерным грузом.
Вес маркерного груза
В заголовке не просто так написано про 40 грамм свинца. 40 грамм – универсальный вес маркерного груза. Таким грузом и на озере дно можно промерить, и на речке с не самым быстрым течением. Если брать 1 маркерный груз – берите 40 грамм. Но, конечно, желательно в своём арсенале иметь несколько грузов.
Более тяжёлый – для реки. И более лёгкий – для озёр с сильно мягким дном. На течении лёгкий груз будет сносить на падении, точного промера дна у вас не получится. А на мягком дне тяжёлый груз будет слишком глубоко проваливаться в ил, появится лишняя ложная информация.
Промер дна позволяет нам найти лучшую точку для рыбалки из того, что предлагает нам водоём. Пока тот самый комментатор будет забрасывать свою оснастку на свал, в траву, в камни, в сильно мягкий ил, и не понимать, что вообще у него на точке происходит, мы будем знать всё и будем ловить рыбку. Такие дела!
🎣 Понравилась статья? Не забудьте подписаться на канал – О РЫБАЛКЕ И ЕДЕ
✍️ Если остались вопросы, не стесняйтесь, задавайте их в комментариях. Постараюсь ответить! 😉