Фаббинг — привычка постоянно отвлекаться на свой мобильный телефон во время разговора с собеседником. Как фаббинг на уроке влияет на ученика и педагога, и как справиться с проблемой?
Как фаббинг сказывается на учителе?
Не секрет, что если ученик постоянно отвлекается и не участвует в занятии, это может создать проблемы для учителя при проведении урока. Это подтверждает исследование, опубликованное в «Computers & Education» в 2018 году. Авторы изучали влияние использования мобильных телефонов учениками на учебный процесс и производительность учителя и выяснили, что использование мобильных телефонов может привести к снижению производительности учителя.
В статье «The impact of mobile phone usage on student learning», опубликованной в 2013 году, участники исследования были разделены на две группы: одна группа использовала мобильный телефон во время занятий, другая — нет. Исследование показало, что участники, которые использовали мобильные телефоны во время лекции, получили более низкие результаты на тесте и оценивали свою уверенность в ответах ниже, чем участники контрольной группы. Кроме того, участники первой группы отметили, что чувствовали себя более отвлеченными от лекции, чем участники, которые не использовали мобильные телефоны.
Как справиться с проблемой?
Обсудите вместе
Вы можете открыто побеседовать с учеником о том, почему телефон может отрицательно влиять на качество и результаты обучения. Попросите ученика поделиться ощущениями: наверняка, для него самого материал воспринимается легче, если на нем сконцентрировано все внимание.
Договоритесь о правилах
Вместе с учеником обсудите четкие правила, в каких ситуациях на уроках можно использовать телефон, а в каких нет. Важно чтобы правила соблюдались с обеих сторон. Например, договоритесь в начале урока ставить телефон на беззвучный режим. Если кто-то из вас ждет важный звонок, предупредите друг друга в начале урока, чтобы не подрывать доверие.
Продумайте систему мотивации
Полезно будет создать систему наград за активное участие в уроке и отсутствие отвлекающих факторов. Награды могут быть разными — от поощрительных слов до небольших подарков (стикеры, свободная беседа 5 минут от урока и т.д.). Такая система помогает привыкнуть к отсутствию телефона на уроке.
Используйте интерактивные методы
Интерактивные методы обучения, такие как игры, обсуждения, могут помочь ученикам активно участвовать в занятии и не отвлекаться на свои мобильные телефоны. Использование таких методов также может помочь учителю лучше донести материал до ученика.
Используйте новые технологии
Использование новых технологий, таких как интерактивные доски, видеоуроки, онлайн-учебные платформы, могут привлечь ученика и удержать его внимание.
Создайте «зоны отдыха»
Если ученику сложно сразу отказаться от телефона, то учитель может создать зоны отдыха на уроке. Небольшие 2-3 минутные перерывы на уроке, когда ученику можно использовать свой телефон. Это может помочь уменьшить желание ученика использовать свой телефон во время занятий. Со временем интервалы между зонами отдыха необходимо увеличивать, а в конечном результате совсем убрать.
Поговорите с родителями
Открытый диалог с родителями ученика тоже отлично работает. Родители могут помочь учителям минимизировать использование мобильных телефонов учениками вне класса, что может помочь улучшить результаты обучения.
Анастасия Сомова, методист Учи.Дома
Сталкивались ли вы с проблемой фаббинга на уроке, как с ней справлялись? Делитесь в комментариях 👇🏼
#фаббинг #учителям #учи.дома #онлайншкола #онлайнобучение #онлайнобразование