Ну не хочет и не надо, может быть кто-нибудь скажет. Зачем заставлять, переживать, пытаться изменять что-то в характере малыша ? И будут правы. Но всё же человек - существо биосоциальное, а значит, является неотъемлемой частью общества, и речь ему дана для общения и выражения своих мыслей, хотя бы когда это действительно необходимо.
До 3,5 лет Ваня никогда особо не проявлял интерес к другим детям с целью познакомиться, общения, обмена игрушками и тд. Как правило, он всегда играл один, садясь где-то в стороне. Я часто наблюдала, что дети гораздо младше, в 2-2,5 года, спокойно подходили к сыну знакомиться, хотели играть с ним, но он просто молча отворачивался. На предложения поменяться игрушками или просьбу поделиться чем-то был всегда точно такой же молчаливый ответ. Он даже слово "нет" не говорил. А если дети все равно тянулись за игрушкой, то вырывал из рук и сгребал в кучу, что б никто не трогал. Мне было сложно это понять и принять. Я пыталась разговаривать с сыном, объясняла, почему нужно общаться , что некрасиво так молча отворачиваться, но всё было бесполезно. Он не воспринимал других детей на улице. В саду какое-то общение было, но без особого энтузиазма с его стороны (со слов воспитателей).
Однажды одна женщина на площадке увидела, как я настойчиво пыталась предложить сыну поменяться игрушками и подошла к нам поближе, поговорить. Она спросила меня, зачем я пытаюсь переубедить сына, зачем навязываю свою точку зрения, свои убеждения. Если он не хочет делиться, общаться, отдавать свои вещи - то это абсолютно нормально, не стоит его ругать и давить на него. Он защищает свою собственность. Да я вроде и не давила, подумала я. Хотя, со стороны же людям виднее. После этого я задумалась и перестала так активно влезать в отношения сына с другими детьми. Время от времени я все равно возвращалась к этой теме, рассказывала, что дружить, играть с кем то вместе веселее, но не настаивала.
Часто бывали ситуации, когда родители других детей искренне не понимали, почему я не вмешиваюсь, когда их ребенок настойчиво пытается забрать игрушку у сына, а тот не делится. Дети начинали плакать, просить игрушку, даже закатывали истерику. Видимо, все вокруг всегда делятся и играют, а тут вдруг вот такой ребенок. Я всегда говорила одно и то же: не любит делиться, не хочет, мы это с ним уже обсуждали.
Вне дома в плане общения Ваня всегда какой то стеснительный. В саду он редко когда общается с воспитателями, отвечает односложно, еле еле приучила его здороваться. "До свидания" он всегда говорит охотно, потому что это финишная прямая, ура, прощай сад! На данный момент в саду он играет с кем-то периодически, но разговаривает мало, только по делу.
Вообще он периодически мне заявляет, как достали его эти дети в саду. Что они его замучили!!! Что он в шуме не может работать, они мешают своими воплями и криками. То маму хотят, то есть не хотят, то писаются, то какаются, то дерутся за игрушки. Вот так поворот. Сам он в садике редко когда кричит, просто наблюдает за происходящим всегда со стороны.
После 3,5 лет ситуация немного изменилась. Ване стало нравится играть в догонялки, в мяч, кататься на перегонки на самокате с другими детьми. Но по прежнему он всё делал молча. Я никак не могла от него добиться хоть одной фразы, давай покатаемся, давай поиграем. Ребёнок подходил, спрашивал как дела, как зовут. Ваня молча брал самокат, показывал, что хочет кататься, ну и ребенок за ним следовал. Откуда такая стеснительность? Хотя дома он ещё тот герой.
Совсем недавно сдвинулось с мертвой точки и его отношение к обмену игрушек. Сейчас он охотно делится взамен на чужие, ведёт совместную игру в песочнице, даже иногда начинает комментировать свои действия, что-то объяснять рядом стоящим малышам, показывать как надо правильно взаимодействовать с предметами. Я долго ему объясняла, что вырывать игрушки из рук нельзя, нужно всегда говорить, даже если ты не хочешь играть, что тебе не нравится, что это твоё. И спустя какое-то время это наконец то начало приносить свои плоды.
А вчера я просто не могла нарадоваться, когда Ваня впервые в жизни подошёл к мальчику, трактор которого он брал поиграть, и спросил его : "А ты завтра будешь здесь гулять?" Понятно, что ему интересен в первую очередь трактор, а не мальчик, но он наконец-то начал проявлять инициативу в общении.
Это первый ребенок, и опыт в воспитании приобретается уже походу взросления малыша. Я поняла, что не стоило принуждать к общению, если ребенок ещё не созрел. Не стоило сравнивать с другими, кто общается и играет гораздо охотнее и куда более коммуникабелен. Не стоило переживать, если он не такой, как большинство. Придёт время, он созреет сам. В моем случае, думаю, роль сыграло и то, что сын наконец-то почувствовал потребность в игре с другими, и то, что я всё же не переставала ему рассказывать и объяснять, как важно быть вежливым и всегда все вопросы и споры стараться решать словами, а не грубыми действиями: молча отнять, уйти, отвернуться. Посмотрим, как будет дальше.
А у вас детки общительные?
С какого возраста ?