Найти тему

Налоговая миграция. Особенности уплаты УСН при переезде в регион с пониженной ставкой.

Для предпринимателей, применяющих Упрощенную систему налогообложения (УСН), установлены следующие ставки, в зависимости от объекта налогообложения:

  • Доходы – 6%;
  • Доходы, уменьшенные на величину расходов – 15 %.

При этом, Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что указанные ставки могут быть снижены законами субъектов РФ (п. 1, п. 1.1. ст. 346.20 НК РФ):

  • Доходы – 1 до 6 %;
  • Доходы, уменьшенные на величину расходов – 5 до 15 %.

Иногда предприниматели используют перерегистрацию адреса компании на "льготный регион", продолжая при этом вести деятельность в другом. Такое зачастую именуются «налоговой миграцией».

Однако такие действия могут привести к налоговым рискам и последствиям. Поэтому при переезде необходимо учитывать, что может свидетельствовать о недобросовестной «налоговой миграции».

В этой статье мы расскажем про региональное законодательство в этой сфере и на что обращает внимание ФНС для установления фиктивной смены адреса на другой регион.

Примеры льготного налогообложения по УСН в регионах России.

Размеры льгот при применении УСН могут значительно различаться в зависимости от региона.

Региональные законодатели могут устанавливать свои ставки по УСН и определять категории налогоплательщиков, которые могут их применять. Например, некоторые регионы могут устанавливать пониженные ставки для предприятий, работающих в определенных отраслях, таких как туризм, строительство или сельское хозяйство.

Кроме того, региональные власти могут изменять условия применения льготных ставок, например, в зависимости от текущей экономической ситуации в регионе. Поэтому для предпринимателей, применяющих УСН, важно следить за изменениями регионального законодательства по налогообложению и оперативно адаптироваться к новым правилам.

Примеры действия льготных ставок:

Республика Удмуртия

Закон Удмуртской Республики от 29 ноября 2017 г. N 66-РЗ "Об установлении налоговых ставок налогоплательщикам при применении упрощенной системы налогообложения"

Размер налога для зарегистрированных в 2020-2023 годах.

  • УСН «доходы»

1 процент в течение налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором налогоплательщик зарегистрировался на территории Удмуртской Республики и 3 процента в течение двух следующих налоговых периодов непрерывно

  • УСН «доходы минус расходы»

5 процентов в течение трех налоговых периодов непрерывно, начиная с налогового периода, следующего за налоговым периодом, в котором налогоплательщик зарегистрировался на территории Удмуртской

Размер процентов может меняться в зависимости от осуществляемого вида экономической деятельности.

Чеченская Республика

Закон Чеченской Республики от 27 ноября 2015 г. N 49-РЗ "О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения"

Размер налога по УСН устанавливается в зависимости от средней численности работников за налоговый (отчетный) период. Дополнительных требований для налогоплательщиков не установлено.

  • УСН «доходы»

до 20 человек включительно - 1 процент;

от 21 до 40 человек включительно - 2 процента;

от 41 до 100 человек включительно - 6 процентов.

  • УСН «доходы минус расходы»

до 20 человек включительно - 5 процентов;

от 21 до 40 человек включительно - 7 процентов;

от 41 до 100 человек включительно - 15 процентов.

Курганская область

Закон Курганской области от 24 ноября 2009 г. N 502 "О налоговых ставках для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, на территории Курганской области" (с изменениями и дополнениями)

В законе указано несколько оснований для применения пониженной ставки налога при УСН. Наиболее подходящие пункты, связанные с переменой места жительства ИП.

  • УСН «доходы»

1 % - зарегистрированных после 1 января 2019 года и осуществляющих виды предпринимательской деятельности по перечню согласно приложению 1 (п. 1);

1 % - зарегистрированных на территории Курганской области после 1 января 2020 года в связи с переменой ими соответственно места нахождения организации, места жительства индивидуального предпринимателя (п. 5);

  • УСН «доходы минус расходы»

5 % - зарегистрированных после 1 января 2019 года и осуществляющих виды предпринимательской деятельности по перечню согласно приложению 1 (п. 2);

5 % - инвестиционные проекты которых включены в раздел «сопровождаемые» реестра инвестиционных проектов Курганской области (п. 3);

10 % - виды предпринимательской деятельности по перечню согласно приложению 2(п. 4);

5 % - зарегистрированных на территории Курганской области после 1 января 2020 года в связи с переменой ими соответственно места нахождения организации, места жительства индивидуального предпринимателя (п. 6);

Республика Татарстан

Закон Республики Татарстан от 17 июня 2009 года N 19-ЗРТ «Об установлении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения»

  • УСН «доходы»

1% - налогоплательщики, местом нахождения (местом жительства) которых являются города с численностью населения до 7 тысяч человек, при условии, что за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 70 процентов дохода составил доход от осуществления видов экономической деятельности в сфере IT (62 и 63);

1% - резиденты технопарка в сфере высоких технологий, при условии, что за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 90 процентов дохода составил доход от осуществления видов экономической деятельности в сфере IT (62 и 63);

1% - налогоплательщики, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, использующими объекты инфраструктуры, находящиеся на территории индустриального (промышленного) парка, расположенного на территории муниципального района, и заключившими соглашение об осуществлении деятельности на территории индустриального (промышленного) парка с уполномоченным Кабинетом Министров Республики Татарстан органом исполнительной власти Республики Татарстан.

  • УСН «доходы минус расходы»

5% - налогоплательщики, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 70 процентов дохода составил доход от осуществления следующих видов экономической деятельности а) обрабатывающее производство; б) производство и распределение электроэнергии, газа и воды; в) строительство;

5% - налогоплательщики, у которых за соответствующий отчетный (налоговый) период 100 процентов дохода составил доход от услуг стоянок (парковок) автомототранспортных средств на введенных в эксплуатацию с 1 января 2011 года до 1 июля 2013 года многоуровневых и подземных стоянках (парковках) с количеством машино-мест согласно технической документации не менее 150 единиц.

5% - налогоплательщики, местом нахождения (местом жительства) которых являются города с численностью населения до 7 тысяч человек, при условии, что за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 70 процентов дохода составил доход от осуществления видов экономической деятельности в сфере IT (62 и 63);

5% - резиденты технопарка в сфере высоких технологий, при условии, что за соответствующий отчетный (налоговый) период не менее 90 процентов дохода составил доход от осуществления видов экономической деятельности в сфере IT (62 и 63);

5% - налогоплательщики, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, включенными в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, использующими объекты инфраструктуры, находящиеся на территории индустриального (промышленного) парка, расположенного на территории муниципального района, и заключившими соглашение об осуществлении деятельности на территории индустриального (промышленного) парка с уполномоченным Кабинетом Министров Республики Татарстан органом исполнительной власти Республики Татарстан;

10% - иные налогоплательщики.

Налоговые риски.

Регистрация в регионе, в котором предусмотрена льготная налоговая ставка, а фактическое ведение деятельности в другом регионе может быть воспринята контролирующим органом как получение необоснованной налоговой выгоды.

ФНС, обнаружив, что налогоплательщик не вправе применять пониженную налоговую ставку вправе:

  • рассчитать налог без применения пониженной ставки;
  • начислить пени;
  • привлечь к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ (20 или 40 % в зависимости от формы вины от неуплаченной суммы налога).

На примере практики:

ФНС доначислила налог, пени и штраф (по ставке 6%). Суд поддержал ФНС (Решение Арбитражного суда Республики Крым от 23.08.2018 по делу N А83-6320/2018).

Обоснование ФНС:

  • Деятельность осуществлялась на территории старого региона;
  • Отсутствие признаков пребывания, нахождения, перемещения ИП на территории нового субъекта РФ (допрос собственника квартиры, соседей, получение корреспонденции по доверенности, информации об IP-адресах);
  • Физически невозможно проживать в одном субъекте РФ, а вести деятельность в другом (деятельность по сдаче в аренду помещений).

На этом основании суд сделал вывод, что ИП получил необоснованную налоговую выгоду за счет применения пониженной ставки.

Аналогичное дело было рассмотрено в 2021 г. (Решение Арбитражного суда Республики Крым от 28 сентября 2021 г. по делу N А83-14979/2021).

Основным нормативным обоснованием судов является ссылка на нарушение п. 1 ст. 54.1 НК РФ, выразившемся в искусственном создании условий по использованию пониженных налоговых ставок.

Чем руководствовались суды для вывода об искусственном создании условий по использованию пониженной ставки по УСН.

1. у налогоплательщика отсутствует собственность в новом регионе;

2. регистрация в новом регионе осуществлена у связанных лиц (сын, знакомый);

3. свидетельские показания: собственник квартиры пересылает почтовую корреспонденцию налогоплательщику в другой регион;

4. на момент выезда налоговой, налогоплательщик отсутствует по адресу;

5. налогоплательщик сам признал проживание основного времени в другом регионе;

6. отчетность подается по телекоммуникационным каналам связи из другого региона;

7. недвижимое имущество, принадлежащее налогоплательщику на праве собственности находится в другом регионе и используется, в том числе в предпринимательской деятельности;

8. основные контрагенты налогоплательщика осуществляют деятельность на территории другого региона;

9. адресу отгрузки товара покупателям не измелись (старый регион);

10. договоры с контрагентами подписаны в другом регионе;

11. почтовая корреспонденция доставляется ИП в другой регион;

12. налоговые декларации представлены с IP адресов других регионов;

13. основные поступления и снятия денежных средств происходили через офис банка другого региона;

14. сведения о том, что вход в приложение банка на территории нового региона не осуществлялось;

15. расчетные счета открыты в банках, которые не обслуживаются на территории нового региона;

16. фактов ведения деятельности на территории нового региона нет, заявитель доказательств не представил.

Вместе с тем, существуют примеры, когда налогоплательщик без смены региона вовремя не отследил изменения регионального законодательства и применил ставку налога по виду деятельности, который не позволяла применять пониженную ставку.

Например, в деле N А64-872/2020, спор возник из-за того, что вид деятельности налогоплательщика был исключен законом субъекта из «льготных», а предприниматель все равно продолжил исчислять налог по пониженной ставке в 5%. ФНС доначислила налог по ставке 15 %, начислила пени и привлекла к ответственности в виде штрафа. Суд также встал на сторону налогового органа (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 20.05.2021 N Ф10-1637/2021).

Поэтому, при использовании льготных налоговых ставок, важно следить за изменениями регионального законодательства и соблюдать правила налогообложения, не допускающих искусственного создания условий по использованию пониженных налоговых ставок.