Найти в Дзене
РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ

САМЫЙ ЛУЧШiЙ ИСТОРИЧЕСКiЙ СЕРИАЛЪ. Безумный проект "РУССКАГО РЕЗОНЕРА". Вступительная часть

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно! О, нет! Меня зовут не Негоро... Я - не сумасшедший! Идея этого небольшого, сугубо импровизационного цикла родилась уже давно - и точно не без помощи уважаемых читателей канала - группы немногочисленной (несмотря на престранные "4,1К" значащихся подписчиков), но такого замечательного градуса начитанности, образованности и вовлекаемости в предлагаемое, что у меня не было решительно никаких сил сопротивляться соблазну сотворить что-нибудь этакое. Уже неоднократно мы сходились во мнении, что небрежение отечественными сериальщиками и кинематографистами собственной Историей просто-таки преступно. А то, мимо чего они всё же не проходят, обращается в чудовищный шлак или - в лучшем случае - фестиваль разочарований. Из последнего подобного приведу "Союз Спасения" - фильм, который ожидал с нетерпением, и который, кажется, похоронил последние мои надежды на БОЛЬШОЙ ПРОЕКТ о любимой моей Эпохе - первой

Всем утра доброго, дня отменного, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!

О, нет! Меня зовут не Негоро... Я - не сумасшедший! Идея этого небольшого, сугубо импровизационного цикла родилась уже давно - и точно не без помощи уважаемых читателей канала - группы немногочисленной (несмотря на престранные "4,1К" значащихся подписчиков), но такого замечательного градуса начитанности, образованности и вовлекаемости в предлагаемое, что у меня не было решительно никаких сил сопротивляться соблазну сотворить что-нибудь этакое. Уже неоднократно мы сходились во мнении, что небрежение отечественными сериальщиками и кинематографистами собственной Историей просто-таки преступно. А то, мимо чего они всё же не проходят, обращается в чудовищный шлак или - в лучшем случае - фестиваль разочарований. Из последнего подобного приведу "Союз Спасения" - фильм, который ожидал с нетерпением, и который, кажется, похоронил последние мои надежды на БОЛЬШОЙ ПРОЕКТ о любимой моей Эпохе - первой трети XIX столетия.

Правда, мнение моё в корне изменилось после того, как совершенно случайно, воспользовавшись длинными майскими праздниками, посмотрел СЕРИАЛ с тем же названием - и не совсем удачной, детской какой-то добавкою "Время гнева". Словно что-то "про вампиров" или добрых разбойников. Натолкнул меня на мысль о просмотре уважаемый "f" - упоминанием об Аракчееве в исполнении Романа Мадянова. В фильме такого персонажа не было. Аракчеев - Мадянов? Устроившись на диване на целый день, я просмотрел все восемь серий. Дело приняло совершенно иной оборот. Рваный темпоритм и клиповость "большого" кино авторства известного любителя немалых бюджетов Андрея Кравчука, ответственного за весьма спорных "Адмирала" и "Викинга" (пристрастие к "большому кино" сразу заметно. Мущщина обожает крупное, броское и скрепное) в сериале отринуты и похерены, а сама постановка обрела строгость и логичность линейного повествования. Более того - не менее пяти десятков персонажей, в фильме лишь мелькавших - с лицами известных исполнителей, без имён, или с дурацкими поясняющими титрами (дескать, это - такой-то), в сериале обрели имяреки, драматургию и собственные истории. Вполне объяснимый провал в кинопрокате полностью был компенсирован внятностью изложения неопытного (казалось бы) Никиты Высоцкого, выступившего в сериале и как режиссёр, и как сценарист. Парадокс! И пусть - в угоду зрелищности - не все актёры схожи со своими прототипами (тот же маленький кругленький Мадянов в роли блинного жилистого Аракчеева, или Максим Аверин в образе... Сперанского), пусть уход от исторических реалий местами со скрежетом режет разум, но - на мой взгляд - хороший добротный исходный кирпич для самой возможности делать, наконец, качественный исторический продукт был заложен. Жаль, что первый блин в виде фильма убил у многих даже желание смотреть абсолютно иную версию изначально попкорнового киноклипа. И точно жаль, что и в сериале снова Старушку-Историю не гнусно, конечно, но с некоторым цинизмом опять изнасиловали, выпустив гулять на люди в непотребном виде - без шапо и с разодранным рукавом. Правда, похоже, ей не привыкать, да и защитников у старушки не так много...

Итак, оказывается, у нас могут быть в наличии: лучшие актёрские силы, возросшие способности вживления компьютерных наработок в уходящую натуру - чтобы, например, герои в 1837-м году не прогуливались возле недостроенного ещё Исаакия, а в 1824-м на Дворцовой площади не высилась Александрийская колонна, и бюджет... В чём же вопрос, казалось бы?

По-хорошему порадовал Александр Павлович (Виталий Кищенко): в сериале (оказывается) у него достаточно экранного времени, чтобы явить образ полнокровный, играющий всею красочной палитрою
По-хорошему порадовал Александр Павлович (Виталий Кищенко): в сериале (оказывается) у него достаточно экранного времени, чтобы явить образ полнокровный, играющий всею красочной палитрою

Я сейчас немного обнаглею и позволю себе привести пару выдержек из своих же публикаций, так или иначе посвящённых вопросу о "несбывшихся мечтах" касательно этого самого "БОЛЬШОГО ПРОЕКТА":

  • ... Я, например, мечтаю о том счастливом стечении обстоятельств, когда гениальный какой-нибудь автор напишет не менее гениальный сценарий сериала о Пушкине, а не менее гениальный режиссёр это снимет... Я даже и концовку придумал! Пушкин в своём кабинете делает знаменитую запись в дневнике 26 января 1834 года: " ...Барон д’Антес и маркиз де-Пина, два шуана, будут приняты в гвардию прямо офицерами. Гвардия ропщет..." Задумывается о чём-то. За дверью кричат дети. Тушит свечу. Выходит. Чёрный экран. Без музыки. Открытый финал, исход которого нам, к сожалению, известен, и джокер уже объявлен ...

Ай, молодца, до самоцитат уже докатился! Ну, тогда потерпите ещё немного...

  • ... Попытки быть всё же сколь-нибудь объективным (вроде того, как это сделал Мережковский в "Царстве зверя") однозначно не предпринималось. И моя тоска по дорогой, с оригинальным литературным сценарием, телесаге об эпохах Александра I и Николая I с вереницею удивительных исторических персонажей, видно, так и уйдёт вместе со мною - ввиду множества причин: недостатка режиссёрских и сценарных талантов, очевидной неподъёмности проекта (гораздо проще снять что-нибудь "про врачей" или "про полицию"), огромного требуемого бюджета и "неактуальности"... ведь уже есть новые, невоспетые ещё "герои нашего времени"...
Ещё один пример из сериала "Союз Спасения. Время гнева". Это - Гавриил Батеньков. Как картинка - выглядит убедительно... Одежда, изящный галстух и впечатляюще потёртый, но всё ещё добротный портфель. Слово "портфель", кстати, несмотря на кажущуюся современность, вполне употребимо и для начала XIX века. Вспомним "мозаиковый портфель" в "Войне и мире", да и Пушкин в письмах 20-х годов упоминает " portefeuille"
Ещё один пример из сериала "Союз Спасения. Время гнева". Это - Гавриил Батеньков. Как картинка - выглядит убедительно... Одежда, изящный галстух и впечатляюще потёртый, но всё ещё добротный портфель. Слово "портфель", кстати, несмотря на кажущуюся современность, вполне употребимо и для начала XIX века. Вспомним "мозаиковый портфель" в "Войне и мире", да и Пушкин в письмах 20-х годов упоминает " portefeuille"

Продолжая преамбулу к сочинению нашего "самого лучшего исторического сериала", хотел бы вспомнить ещё одну, так и не воплотившуюся, мечту... Только не мою, а Никиты Сергеевича Михалкова... как ни странно. Большой прожект о Грибоедове, сколь я помню, он упоминал ещё в 80-х... Прошли годы, десятилетия даже, сменились государственные образования, сам Михалков забронзовел, утратил ту пронзительность и честность, с которыми делал "Неоконченную пьесу", "Обломова" и "Пять вечеров", а мечта - осталась.

  • ".. Сценарий "Грибоедова" у меня лежит. Огромный сценарий, примерно на двадцать серий... Вообще сейчас серьезная режиссура уходит на телевидение. В силу того, что производственные технологии там сейчас практически те же, что в большом кино, у людей дома стоит огромное количество домашних кинотеатров, и качество картинки и звука не хуже, чем в зале. Бюджеты на телевидении почти те же, а количество зрителей в разы больше. Это не убивает кино, но дает возможность рассказывать историю, не пытаясь ее секвестировать и сделать так, чтоб она уложилась в хронометраж кинофильма. Мы занимались сценарием почти пять лет. И накопали огромное количество потрясающего материала!.. Но я считаю, что "Грибоедов" сегодня будет не менее современной картиной, чем что-нибудь другое... И хотя съемки требуют долгой подготовки, мечта об этой картине меня не оставляет, это должна быть очень большая картина о легендарной, поразительной личности"

Давайте абстрагируемся от приязни (или неприязни) к немолодому человеку в обильно повязанном в любой сезон года кашне, излагающему порой с экрана ТВ удивительные для автора "Рабы любви" парадоксы и воюющему нещадно со всевозможными неприятелями, и просто согласимся: даже если бы в его "Грибоедове" вышло более половины чрезмерно навязчивой "имперскости" и понтов, ждать такой российской саги стоило бы. Уж не знаю, как бы там выглядели Пушкин, Вяземский, Александр и Николай Павловичи, Ермолов и Кюхельбекер (а они в 20-ти сериях просто обязаны были бы появиться), но лишь сам факт возможности вдумчивой трактовки этих личностей будоражит...

А это - как раз про то, как делать исторические сериалы не нужно! "Смерть Вазир-Мухтара" 2009 года была слишком бросающейся в глаза - своей дешевизной. И хоть ряд образов (включая самого Грибоедова) в общем были недурны, но... Нет!!! Кстати, в человеке слева вы не ошиблись, он - то, что вы подумали
А это - как раз про то, как делать исторические сериалы не нужно! "Смерть Вазир-Мухтара" 2009 года была слишком бросающейся в глаза - своей дешевизной. И хоть ряд образов (включая самого Грибоедова) в общем были недурны, но... Нет!!! Кстати, в человеке слева вы не ошиблись, он - то, что вы подумали

И ещё одна цитата, на мой взгляд, крайне необходимая для понимания сложности запущенного процесса. Интервью с замечательным Марленом Хуциевым, увы, уже покойным.

  • "...Когда я пошел просить деньги на фильм о Пушкине к министру финансов, его интересовало всего три вопроса - кто будет играть Пушкина, Дантеса и Натали Гончарову? Это очень показательно - сразу понятно, какого рода пошлятина о Пушкине интересует обывателя. Любовный треугольник, мелодрама, дуэль… Этот интерес кинематографисты и удовлетворяют. Я же задумывал эту картину как философское высказывание о том, что есть человеческая жизнь - на самом деле, только об этом настоящие художники и снимают фильмы. Это должно было быть кино о том, как человек вырастает гением, фигурой трагической, чем больше он осознает собственную гениальность, тем более трагична его жизнь. Именно поэтому у той картины название было "Жизнь Александра Пушкина" - простое и исчерпывающие одновременно..."

Любопытно будет выслушать рассказ о несостоявшемся фильме и бывшего студента курса Хуциева (ныне режиссёра и продюсера) Романа Ершова:

  • "... Когда мы начали учиться, его картина «Жизнь Александра Пушкина» находилась в предподготовительном периоде, на Мосфильме шли пробы, многие наши ребята помогали ему. А те, кто не был занят на подготовке, немного им завидовали и ждали, когда можно будет проявить себя и чем-то помочь общему для нас делу. Помню, как он подробно рассказывал нам эпизод с первым появлением Пушкина в будущей картине — он не хотел, чтобы зритель с первого же кадра начинал разглядывать актера и гадать: похож — не похож, грим — не грим, — и придумал постепенное появление поэта, когда толпа лицеистов после игры в снежки, катания с горок, «кучи малы», вваливается в теплую комнату, начинает с шумом, смехом, отряхивать снег с шинелей, шапок... Лицо поэта проступало для зрителя как бы постепенно, отогреваясь — как сквозь морозное окно, на которое подышали, начинает постепенно проступать изображение. Он хотел... задействовать многих своих учеников, чтобы студенты его мастерской сыграли командиров восставших полков на Сенатской площади. Большинство натурных сцен должно было сниматься в Ленинграде и в Царском Селе. Но руководство города, только узнав о предполагаемых съемках, уже было настроено враждебно, не хотело, чтобы из-за съемок в городе перекрывали движение. Дальше по деньгам и объему «Мосфильм» не смог потянуть некоторые сцены, например эпизод установки Александрийской колонны на Дворцовой площади. Руководство Госкино хотело, чтобы исполнитель роли Пушкина был с русской фамилией, а не с армянской, поскольку главным претендентом на роль молодого Александра был тогда еще совсем юный студент «Щуки» Дмитрий Харатьян. Марлен Мартынович готовился к картине долго, скрупулезно, вдумчиво. Сколько было проб, эскизов декораций, костюмов, поездок в Ленинград, сколько дней он провел в квартире на Мойке, Михайловском, Пушкинских горах... Все, кто тогда был связан с изучением творчества поэта, — пушкиноведы, музейные хранители, работники музеев, литературных архивов — мечтали о такой картине, верили, что это будет потрясающий, живой фильм. Они читали сценарий, который им очень нравился, были влюблены в Марлена Мартыновича. Но картину закрыли перед началом съемочного периода. Как говорили раньше: «ЕГО закрыли». И мы чувствовали — хотя внешне он не давал повода — это его колоссальное опустошение, разочарование, боль. Он умел быть твердым, держать удар, не сдаваться, не показывать свою слабость. Тогда у него и начало сдавать сердце..."

Итак, что же мы хотели бы увидеть в нашем "самом лучшем историческом сериале", логлайн (разработку концепции), сценарную структуру и синопсис которого - совместными, надеюсь - усилиями попытаемся в помощь нашим кинематографистам придумать? А вот об этом и поговорим в следующей части! Для начала нам надо определиться с главным героем, который непременно будет привязан к какому-либо историческому периоду, это крайне важно. Когда родился наш герой? Ежели, скажем, как Пётр Андреевич Вяземский - в конце 80-х - начале 90-х годов XVIII века, и в каком-либо качестве участвовал в Отечественной - это одно... Если мы хотим, чтобы он безусым юнцом застал хотя бы смену царствий, и уже зрелым мужем - например, смерть Пушкина - это другое, пусть появится на свет уже до 1810-го года. От этого напрямую зависит, собственно, и пресловутый логлайн. И в какой семье он родился? Где? Какую стезю выберет (или выберут за него) - военную или статскую службу? А, может быть, он будет поэт? Литератор? Давайте подумаем вместе... Ведь это - "САМЫЙ ЛУЧШiЙ ИСТОРИЧЕСКiЙ СЕРИАЛЪ".

"...Фотограф щелкает, и птичка вылетает..."
"...Фотограф щелкает, и птичка вылетает..."

Как по мне, так удобнейший герой подобного произведения - человек неродовитый, возможно, провинциал, находящийся, разумеется, на самой интересной стадии своего становления - юный, но самонадеянный, и небесталанный. Ни коим образом, как мне кажется, нельзя слишком тесно "вплетать" его в среду реальных исторических персонажей и событий, иначе можно дойти до того, что придётся Ростопчина называть Ростовшиным, а Багратиона - Мелитаури. Быть сопричастным Эпохе и делать её - две огромные разницы. Замечательный пример исторического романиста являл собою, например, Марк Алданов - с трилогией о юном безродном провинциале Штаале, поучаствовавшем и в суворовском походе, и в перевороте 1801 года, или с его же "Истоками", где персонажи пересекаются с Александром II и Достоевским. Но именно - пересекаются. Можно вспомнить также замечательный роман Бориса Васильева "Картежник и бретер, игрок и дуэлянт". Окуджаву и его хрустальное "Путешествие дилетантов". Много чего...

В "Войне и мире" мой любимый персонаж - Николай Ростов, как ни странно. Он - живой и "в развитии", проходит все этапы взросления. Он более всего похож на нас с вами
В "Войне и мире" мой любимый персонаж - Николай Ростов, как ни странно. Он - живой и "в развитии", проходит все этапы взросления. Он более всего похож на нас с вами

В общем, дорогие немногочисленные, а от того ещё более бесценные читатели, - предлагаю немного передохнуть, собраться с мыслями и...

А напоследок - стихи Окуджавы. Как раз о том самом... и сиюминутном... и о вечном.

На фоне Пушкина снимается семейство.
Фотограф щелкает, и птичка вылетает.
Фотограф щелкает,
но вот что интересно:
на фоне Пушкина!
И птичка вылетает.

Все счеты кончены, и кончены все споры.
Тверская улица течет,
куда, не знает.
Какие женщины на нас кидают взоры
и улыбаются…
И птичка вылетает.

На фоне Пушкина снимается семейство.
Как обаятельны
(для тех, кто понимает)
все наши глупости и мелкие злодейства
на фоне Пушкина!
И птичка вылетает.

Мы будем счастливы
(благодаренье снимку!).
Пусть жизнь короткая проносится и тает.
На веки вечные мы все теперь в обнимку
на фоне Пушкина!
И птичка вылетает.

С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ

Главные материалы канала - в иллюстрированном гиде по публикациям на историческую тематику "РУССКIЙ ГЕРОДОТЪ" или в новом каталоге "РУССКiЙ РЕЗОНЕРЪ" LIVE

ЗДЕСЬ - "Русскiй РезонёрЪ" ЛУЧШЕЕ. Сокращённый гид по каналу

"Младший брат" "Русскаго Резонера" в ЖЖ - "РУССКiЙ ДИВАНЪ" нуждается в вашем внимании