Древнейшее государство Африки вновь оказалось на грани гражданской войны
"Ведомости", 26 апреля 2023 г.
В Эфиопии по приказу премьер-министра Абия Ахмеда федеральная армия и спецслужбы начали разоружение ополчений штатов. Существование ополчений, лишь формально подчинявшихся Аддис-Абебе, создавало постоянную угрозу распада Эфиопии на национальные составляющие. В большинстве регионов сдача оружия идет довольно спокойно. Но в самом развитом штате Амхара вспыхнуло сопротивление, исторический центр Эфиопии оказался на грани новой войны.
В начале апреля разведка сообщила о ликвидации группы заговорщиков, готовившей переворот в штате. С 7 апреля протестующие представители народа амхара блокируют дороги и жгут шины, многие предприятия и магазины закрыты. Погибли два сотрудника католической службы помощи, а сколько простого народа пострадало от беспорядочной стрельбы – точно не известно. Протестующие выкрикивают проклятия в адрес «грязных» тыграев и оромо. Стянутые в штат воинские подразделения арестовали 4000 ополченцев, отказавшихся сложить оружие. Но большая часть мятежных амхара пока скрывается в сельской местности и не собирается сдаваться.
История Эфиопии в последние три десятка лет – это бесконечная череда этнических конфликтов. Только в ноябре 2022 г. закончилась кровопролитная война центрального правительства с провинцией Тыграй, унесшая жизни 600 000 человек и лишившая крова еще 2 млн. Война продемонстрировала внутреннюю хрупкость Эфиопии: степень самостоятельности штатов такова, что федерацию правильнее было бы назвать рыхлой конфедерацией. У регионов – собственные правительства, партии, сильно различающиеся законы и, наконец, собственные вооруженные силы. Подобное устройство многими считалось образцом демократического решения национального вопроса, хотя на деле Эфиопия, скорее, союз довольно жестоких этнократических режимов.
Эта структура оформилась после того, как в 1991 г. повстанческие отряды, сформированные различными народами, сокрушили левый режим Менгисту Хайле Мариама и поделили власть. Решающую роль в этой революции сыграл Народный фронт освобождения Тыграя (НФОТ). Фронт железной рукой и управлял Эфиопией – при формальном равенстве народов и штатов.
В 2018 г. протесты, в первую очередь народов амхара и оромо, снесли единовластие НФОТа. Штат Оромия – самый большой в Эфиопии, а оромо – самый многочисленный народ страны. Революцию 2018 г. часто называют «революцией оромо», и новым премьер-министром стал представитель этого народа Абий Ахмед Али. В 2019 г. ему даже вручили Нобелевскую премию мира. Но НФОТ не смирился с поражением, и в 2020-м разгорелась Тыграйская война.
Федеральная армия Эфиопии была немногочисленной и плохо вооруженной. Большинство офицеров представляли НФОТ и перешли к повстанцам-тыграям. Поэтому Абий был вынужден опираться на ополчения штатов – слабо дисциплинированные и ориентированные на национальные движения. В результате война приняла явный межнациональный оттенок. Ополченцы, прежде всего из штатов Амхара, Оромия и Афар, грабили и убивали тыграев, сгоняли их с земель. Тыграи свирепствовали в ответ. Да и между союзниками федерального правительства случались дикие по своей жестокости столкновения. Так, в конце октября 2021 г. в окрестностях города Дэссе армия НФОТа вела наступление, ополченцы-оромо держали фронт, а амхарское ополчение «Фано» за их спиной выполняло роль заградотрядов. Когда оромо попытались отступить, амхара убили нескольких их офицеров, водрузили их головы на пики и устрашали отступавших этими конструкциями.
С большими потерями, и физическими, и репутационными, Аддис-Абеба выиграла эту войну. Бывшего героя, премьера Абия, многие в мире теперь воспринимают чуть ли не как военного преступника, а некоторые наблюдатели используют определение «второй Каддафи». До войны Эфиопии удалось достроить самую большую в Африке ГЭС, начать производство автомобилей и сельхозтехники, но потом иностранные инвесторы отпрянули – и теперь не торопятся возвращаться в страну. Чтобы укрепить международное положение Эфиопии (а заодно и собственную власть), Абий и приказал разоружить ополчения штатов.
И теперь пришла очередь амхара бунтовать. Амхарские ополченцы считают себя победителями в Тыграйской войне и спасителями федеральной власти. Амхара были государствообразующим народом Эфиопской империи и сохранили соответствующие амбиции. Таким образом, нестабильность в Эфиопии превращается в бесконечный заколдованный круг.
По мнению большинства экспертов, Абий, неоднократно доказавший свою эффективность в решении политических и военных задач, и в этот раз сумеет навести порядок – тем более что он пользуется поддержкой части амхарской элиты и населения. Но те же эксперты опасаются, что при усмирении штата власти будут применять несоразмерное насилие – хотя бы потому, что по-другому действовать они не умеют.
Правительство Эфиопии работает в чрезвычайно жестких условиях: крайняя нищета, перенаселенность, отсталость экономики, коррупция. Как сохранить единство старейшей в Африке цивилизации, успокоить 123-миллионную страну и со временем вернуть ее на путь развития? Властям придется трансформировать штаты из этнонациональных сообществ в мультикультурные, не допустить этнизации бюрократии, силовых структур и судебной системы. В частности, предстоит пресечь подобные тенденции в правящей Партии процветания, не позволить ей превратиться в этноцентрическое движение оромо, которое, как ее предшественник НФОТ, держит страну в кулаке армии и спецслужб.