Тим рано начал читать на английском. В 3,5 года. При этом, в садик он не ходил. И мы его не учили.
Как у него это получилось, остается загадкой.
Можно предположить, что он выучил буквы в мультиках. Но как он начал составлять их в слоги, а слоги в слова..??
Так или иначе, это его суперсила. И я не могла ей не воспользоваться.
Я начала учить Тима читать по-русски.
Ребенка, который не говорит на этом языке, оказывается можно научить на нем читать.
Тиму через месяц исполнится 7 лет.
У него аутизм.
Разговаривает по-английски.
Русскую речь понимает.
Учить я стала его глобальному чтению. Подумала, что именно этот метод и сработал в английском.
Т.е. не изучая буквы, я стала показывать Тиму карточки со словами и прочитывать вслух. Тим повторял за мной слова до тех пор, пока не смог прочитывать их самостоятельно.
И вот тогда я решила, что пришла пора учить буквы.
Да, очень странно. Сначала читаем, потом учим буквы.
Но и мальчик не обычный.
Мир видится по другому. Информация воспринимается иначе.
Мы приступили к изучению букваря.
Из всех перепробованных, букварь Жуковой мой любимый. Старших детей учила именно по нему.
Дается он Тиму прямо очень свободно.
Сказывается пройденная техника глобального чтения.
Заниматься с ним и легко и сложно одновременно.
Как такое возможно? Ответ прост. Аутизм.
У Тима отличная память. Ему достаточно один раз посмотреть на букву, чтобы ее запомнить. Так же просто складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Тим видит слово целиком и сразу. Ему не нужно читать его по слогам.
При всем при этом, основная задача, которая стоит перед нами, включить Тима в процесс.
И это сложно.
Выглядит это так, как будто он о чем-то думает (не как будто, на самом деле думает). Только, когда думаем мы, то остаемся способны слышать собеседника.
Тим же полностью поглощен в свои мысли. Наверное, это и называется «в своем мире».
Если Тима оттуда вытащить настолько, чтобы он смог сфокусироваться на букваре, то учить его одно удовольствие.
Буквы и слова буквально вылетают из него.
Заниматься мы можем не долго. Минут 15. Затем Тим снова улетает в свои собственные мысли. Еще несколько минуты я его возвращаю в букварь, а затем мы заканчиваем занятия.
Я намеренно не отпускаю Тима сразу, как только он начинает «улетать». Несколько минут использую с целью научения сосредотачиваться на том, что в этот момент для него не столь важно.
Итак, что же касается чтения.
Несмотря на то, что Тим может читать слова, буквы он знает не все.
Например, запросто прочитает «сон». А если спрошу название букв, то с большой вероятностью скажет, что первая буква «к».
Дает о себе знать английский язык в его мышлении.
Но «С» мы осилили быстро. Несколько поправок и буква была признана, как «с».
Куда все сложнее с буквой Х.
Она упорно продолжает быть в Тиминой голове «кс».
Ее читать ему сложно. Например, «мох» у него «мокс». А «хор» - «ксор».
Пока я не придумала ничего лучше, как только повторять в постоянстве, что «х» это «х».
Тим в момент прочтения помнит. А на завтра это снова «кс».
Как помочь англоязычному мальчику изменить мышление в видение буквы?
Может, есть у кого-то идеи?