Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Макс Вебер о возникновении религии. Религия как уход от магии. Часть 5

Оглавление

Данная статья является пятой частью в серии статей о происхождении религии. В ней я рассказываю о концепции знаменитого социолога Макса Вебера. На бусти доступна расширенная версия данной статьи, там, помимо Вебера, я рассказываю о концепции прамонотеизма Эндрю Лэнга и кратко затрагиваю взгляды Карла Маркса и Зигмунда Фрейда.

Макс Вебер (1864-1920), в отличие от своего французского коллеги Дюркгейма, жил в Германии. Наверняка многие слышали о его работе про протестантскую мораль, которая стала базисом для современного капитализма. Но о религии в целом Вебер тоже высказывался, и его тезисы контрастировали со взглядами Дюркгейма. Он также придерживался эволюционистского подхода, то есть считал, что религия развивается от примитивных к более развитым.

Вебер изучал религию с точки зрения ее влияния на социальные институты: государство, семья, общественная жизнь, образование, экономика. Главные работы Вебера, посвященные религии, называются «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), «Хозяйственная этика мировых религий» (1915) и «Социология религии», которая вышла в 1922 году после смерти Вебера.

Магия как имманентное и религия как трансцендентное

Именно в «Социологии религии» ученый очень подробно описывает свою позицию по вопросу происхождения религии. Он пишет, что первобытная религия происходит из магии в тот момент, когда имманентные сверхъестественные сущности стали трансцендентными. Звучит сложно, поэтому давайте упростим эту мысль.

Первобытные люди хотели жить хорошо в этом мире, чтобы у них была налаженная экономическая жизнь: много еды, огонь и тепло, здоровье, все сыты и довольны. Когда первобытный человек добывал огонь из палок, то это действие было для него таким же естественным, как призвание дождя с помощью колдуна. Для него это были действия одного порядка. Сами подумайте. Человек берет две палки, трет их друг об друга с большой интенсивностью, и каким-то чудесным образом образуется нечто, что способно его согреть в холодную ночь и приготовить еду. В этом смысле первобытный человек не видел принципиальной разницы между добычей огня и призванием дождя с помощью магических действий. Это обычное удовлетворение хозяйственных потребностей. Вебер так и пишет:

«Искры, возникающие при вращении деревянных палочек, являются таким же "магическим" эффектом, как и дождь, вызываемый манипуляциями создателя дождя. Таким образом, религиозное или магическое действие или мышление не следует выделять из ряда повседневных целенаправленных действий, тем более что элементарные цели религиозных и магических действий преимущественно экономические» (Социология религии).
Обряд вызывания дождя
Обряд вызывания дождя

Вебер говорит, что люди были настолько озабочены удовлетворением своих повседневных потребностей, что у них не было альтернативы, кроме как практиковать магию, а не религию. Они верили в богов и духов, но это еще не религия. Боги, призраки и прочие сверхъестественные существа – это такие же обычные обитатели мира, как люди и животные. Для взаимодействия с ними нужен маг или шаман. Это люди, которые обладают харизмой, или экстраординарными способностями. Благодаря экстатическим состояниям маг может договориться с богами, чтобы те благоволили племени.

Возникновение религии

По мысли Вебера, это и есть магия, когда колдун не поклоняется богу, а напрямую взаимодействует с богами и духами, чтобы получить от них какую-то пользу. Магия – это манипуляция незримыми силами. Эти силы являются частью природы. Магические ритуалы необходимы для того, чтобы жизнь была более стабильной и предсказуемой в непредсказуемом мире. Если племя идет на охоту, нужно провести ритуал, принести жертву богам, чтобы они помогли, или хотя бы не мешали охотиться. Ведь от охоты зависит жизнь всего племени. Ритуал дает психологическую уверенность в том, что все должно пройти гладко. Если все проходит не гладко, значит дело не в бессмысленности ритуала, а в ошибках при проведении ритуала.

Со временем первобытные люди из охотников-собирателей становятся земледельцами. Это приводит к приращению ресурсов, росту племени, усложнению общественных отношений. Жизнь становится более предсказуемой, растет уровень группового разделения труда. Маги усложняют ритуальную жизнь - возникает жречество. Образы богов и духов, которые до этого были частью естественного мира в жизни каждого члена племени, теперь нагружаются дополнительными символами и концептами, что делает их трансцендентными, или сверхъестественными. Именно так образуется религия с точки зрения Вебера. Теперь боги и духи – это не просто существа, которых можно использовать в личных интересах. Теперь они становятся существами, которые требуют от людей определенного поведения. Они, по научению жрецов, стали источником морали.

Возникновение религии. Часть 5. Вебер, Маркс, Фрейд, Лэнг - ТРИКСТЕР. Научно о религии

👇👇👇

Друзья, я собираю необходимую сумму на бусти для ежемесячного развития блога. По подписке на бусти вам будет доступен бонусный контент и закрытый чат в телеграме. Переходите по ссылке, если есть желание поддержать мой канал.

Также подписывайтесь на мой телеграм.