Мысль о том, что Зорге заранее предупреждал Сталина о дате нападения Германии на СССР гуляет довольно давно. Впервые это промелькнуло во французском фильме «Кто вы, доктор Зорге»? Позже это перекочевало в доклад Хрущёва, который он готовился зачитать на очередном пленуме. Доклад был готов 4 сентября 1964 года, а уже 14 октября Хрущёва сместили с должности. Доклад с высокой трибуны так и не прозвучал, однако статья в «Правде» осталась. Никаких опровержений, или возражений не публиковалось, то есть, по сути, все молча согласились с тем, что телеграмма от 15 июня, в которой Зорге предупреждал Сталина о том, что 22 числа ожидается начало наступления Германии на территорию СССР широким фронтом, правдива. Однако точны ли эти сведения?
Что было известно из докладов Зорге?
Рихард Зорге зарекомендовал себя, как компетентный разведчик. В 1941 году он нёс службу в Японии и исправно снабжал советское правительство информацией, которую ему удавалось добыть. Конечно же, СССР делал ставку на свою агентурную сеть в Германии и других странах «Оси», но не меньше – на донесения со стороны погранчастей и командиров военных округов. Войскам, расквартированным в приграничной полосе, была дана задача отслеживать все передвижения немецких войск, расположения техники, складов ГСМ, боеприпасов. На основе этого анализа и делались выводы о том, ждать ли нападения в ближайшие часы. Скрытно сосредоточить ударный кулак было невозможно, как и прибытие инженерных частей и техники для наведения понтонных переправ.
Немецкие дипломаты такими сведениями обладать не могли. Однако новости из Берлина всё же просачивались в Токио. Это ни коим образом не обесценивает заслуги Зорге, ведь никто не мог быть уверенным, что Япония не атакует дальневосточные рубежи и не попытается взять реванш за поражение при Халхин-Голе. Что касается донесений Зорге, то в мае он сообщал, что немецкие представители допускают начало войны уже в конце этого месяца:
«19 мая 1941 года. Новые германские представители, прибывшие сюда из Берлина, заявляют, что война между Германией и СССР может начаться в конце мая, так как они получили приказ вернуться в Берлин к этому времени. Но они также заявили, что в этом году опасность может и миновать».
То есть, никакой конкретной даты. Неизвестно даже, начнётся ли война в ближайшее время. Возможно, и в Берлине тогда ещё не могли точно сказать, когда войска будут готовы к наступлению, ведь война против Югославии и Греции скорректировала планы Гитлера. Впоследствии ему пришлось держать на территории этих стран крупные силы, ввиду постоянно растущей партизанской активности. Совершенно логично, что для Германии первично было подавить восстания в тылу, прежде чем начать переброску сил на Восточный фронт.
«30 мая 1941 года. Берлин информировал Отта, что немецкое выступление против СССР начнётся во второй половине июня».
То есть, Зорге уже знает более конкретные сроки, когда можно ждать нападения. Однако в скором времени он докладывает:
«1 июня 1941 года. Ожидание начала германо-советской войны около 15 июня базируется исключительно на информации, которую подполковник Шолль привёз с собой из Берлина, откуда он выехал 3 мая».
То есть, сведения получены не от Риббентроппа, и не от Гитлера, а лишь от некого подполковника Шолля, который уже месяц как отсутствует в Берлине. Можно ли считать этот источник надёжным, и заслуживающим внимания?
Что касается телеграммы от 15 июня, то в действительности она содержала следующие сведения:
«15 июня 1941 года. Германский курьер сказал военному атташе, что он убежден, что война против СССР задерживается, вероятно, до конца июня. Военный атташе не знает – будет война или нет».
То есть, не озвучен ни день, ни час, ни направление удара. Не сказано даже, будет ли война. Между тем, в СССР регулярно получали информацию и из других источников. Получая сведения от разведчиков в приграничной полосе, в скором времени, в Кремле уже знали, что война начнётся в июне. Об этом говорит приказ от 11 июня 1941 о срочной переброске войск к границам. В тексте документа сказано: «для повышения боевой готовности войск округа все глубинные стрелковые дивизии и управления стр. корпусов с корпусными частями вывести в лагеря в районы, предусмотренные для них планом прикрытия». Далее принимаются все меры по приведению войск в боевую готовность.
Вместе с тем, из Токио продолжают приходить донесения от Зорге:
«20 июня 1941 года. Германский посол в Токио Отт сказал мне, что война между Германией и СССР неизбежна».
И снова не называется ни числа, ни месяца, ни даты. Что можно почерпнуть из таких сведений? Только то, что война будет. Между тем, уже на следующий день, в 22 часа, поступил приказ о приведении войск в боевую готовность. Из чего можно сделать вывод, что советскому правительству были известны сперва месяц, затем дата начала войны.
Срок можно назвать какой угодно, однако войска приводятся в движение по совсем иной схеме. Поэтому в Кремле, безусловно доверяя получаемым от разведчиков сведениям, не забывали и выслушивать доклады с мест, то есть, от погранвойск, имеющих возможность отслеживать активность в приграничной полосе.
Из чего можно сделать вывод: нападение Германии не было внезапным. Зорге не обладал и не мог обладать точными сведениями о готовящемся наступлении.
А как же телеграмма, опубликованная в «Правде»?
Что касаемо телеграммы, на которую ссылались авторы статьи в «Правде», то эта телеграмма в действительности никогда не существовала. Однако миф этот был опровергнут лишь в 2001 году. Однако он, как мы видим, оказался весьма устойчив, и по сей день многие люди верят тому, что Зорге знал точную дату нападения, но Сталин не доверял ему, как и другим разведчикам.
На самом же деле, ни один разведчик так и не смог назвать точную дату нападения. Да и невозможно предугадать всё, не находясь непосредственно в расположении войск.
(с) Андрей Долохов
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен и Telegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!