Свердловск когда-то был одним из важнейших центров русского рока. Современный Екатеринбург старается продолжать славные традиции!
С 5 марта по 16 июля в Ельцин Центре открыта выставка об истории русского рока 1980-1990-х годов «Поколение дворников и сторожей». В экспозицию входят около 350 уникальных артефактов, а также фотографии рок-героев из коллекции продюсера и рок-журналиста Александра Кушнира.
На глазах у посетителей оживает история групп Московской рок-лаборатории («Звуки Му»), Ленинградского («Аквариум», «Кино») и Свердловского («Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи») рок-клубов, представителей сибирского панка («Гражданская оборона», Янка Дягилева, «Чёрный Лукич»).
Уникальный интерактив
Прямо на выставке можно послушать аудиозапись квартирника Майка Науменко и Виктора Цоя, который состоялся в Киеве в мае 1985 года и был прерван силами ОБХСС.
Невиданные фотографии
Среди экспонатов — последнее фото Александра Башлачёва: спустя 48 часов после спуска затвора фотоаппарата музыкант и поэт выпрыгнет из окна своей ленинградской квартиры.
Также можно увидеть нигде ранее не публиковавшиеся снимки с первых московских квартирников и концертов группы «ДДТ», макет обложки легендарного магнитоальбома «Аквариума» «Треугольник» работы фотохудожника Андрея Усова и многие другие фотодокументы.
Письма музыкантов
Пётр Мамонов после роспуска «Звуков Му» организовал собственный лейбл и искал новые инструменты творческой реализации, а за помощью обратился к британскому продюсеру Брайану Ино — написал письмо с предложением сотрудничества, которое будет выставлено в Ельцин Центре.
Ещё один уникальный артефакт — открытое письмо Андрея Макаревича в редакцию газеты «Комсомольская правда» (1984), которое никогда не публиковалось.
Рукописи музыкантов
На выставке будет представлен написанный рукой Егора Летова текст песни «У войны не женское лицо», вошедшей в альбом «Невыносимая легкость бытия» (1997). Стихотворение написано в 1994 году, вскоре после прочтения Летовым одноимённой книги белорусской писательницы Светланы Алексиевич, в которой собраны рассказы женщин, участвовавших в Великой Отечественной войне.
В экспозицию вошли единственный рукописный вариант одного из ранних стихотворений Александра Башлачёва, написанного вскоре после окончания журфака Уральского государственного университета, а также рукописный черновик первой посмертной поэтической книги Янки Дягилевой, рукописное интервью Бориса Гребенщикова журналу «Рокси» 1983 года.
Личные вещи музыкантов
Посетители выставки могут в деталях рассмотреть камеру, на которой учился снимать кино Алексей Балабанов, чёрный концертный пиджак Петра Мамонова, барабанные палочки, которые применялись при записи «Русского альбома» Бориса Гребенщикова в студии Дома радио в 1992 году, магнитофонную катушку с альбомом The Mother of Invention, оформленную рукой Миши Науменко в 1974 году.
И даже деревянную баночку с башкирским мёдом, подаренную Земфирой пресс-службе лейбла «Утекай Звукозапись»!
Спасибо за внимание!