О, эта странная инопланетная девочка с не менее странным инопланетным именем. 12 апреля этого года она вплотную подошла к 30 годам, но по ней и не скажешь, что ей может быть больше 20 лет. Сирша Ронан появилась на экранах, сразу же привлекая к себе всеобщее внимание. Почти прозрачные удивленно округленные глаза, тонкие черты лица, невинный вид, пушистые волны пшеничных волос — в нее было невозможно не влюбиться. И при этом, от нее исходила мистическая аура. Не опасности, а инопланетности. Глядя на эту хрупкую девочку, невольно ждешь, что вот-вот где-то появится тарелка, которая заберет ее домой.
Но Сирша — тот еще феномен в кинематографе и не только из-за внеземной внешности. Верная своим далеким ирландским корням, она с первых же ролей показывала классическую школу игры. И с тех же первых ролей она зарекомендовала себя как профессионала с большой буквы.
«Искупление» 2007 год
Одна из первых ролей актрисы в карьере — роль 13-летней Брайони из произведения Иэна Макьюэна «Искупление». Ее партнерами по площадке стали сплошь именитые фигуры: Кира Найтли, Джеймс Макэвой, Бенедикт Камбербэтч. Тема фильма тяжелая, совсем недетская. Но Сирша не просто справилась с тяжелой и серьезной ролью — она сделала это с блеском, достойным номинации на «Оскар»! Из 7 номинаций на заветную статуэтку только девочка была отмечена среди актеров. А ведь ей было всего 13 лет, как и ее героине. Впечатляет, не правда ли? И несмотря на то, что, безусловно, главными героями истории являются Робби и Сесилия (Найтли и Макэвой) — Сирша привлекает внимание. Настолько, что именно с этой роли и начался путь великой актрисы, заключенной в глубине синих детских глаз.
«Милые кости» 2009 год
Кто будет спорить, что одна из первых главных ролей Сирши принесла ей оглушительный успех? Кажется, всем известна эта экранизация довольно страшной книги. Страшной не из-за монстров, крови, паранормальщины. А по-человечески страшной. История о смерти девочки и том, как ее близкие сживаются с ее отсутствием, в свое время тронула меня до глубины души. Не буду рассуждать о том, что книга лучше — такое на этом сайте мы говорим подозрительно часто.
Но скажу, что эта экранизация имеет место быть, давая истории другую жизнь. Режиссер Питер Джексон потрудился на славу, сделав зрелищное и глубокое кино. Жуткое в своей сути, но дарующее надежду на светлый финал для всех, кто его заслужил. Прекрасные глаза Сирши стали символом этой истории, теперь трудно представить Сюзи как-то иначе. Сирша раскрылась во всей красе, Стэнли Туччи предстал в нетипичной роли, прекрасная яркая картинка радовала глаз — этот фильм не имел шансов оставить кого-то равнодушным.
«Гостья» 2013 год
Не всё коту масленица. К сожалению, у каждого актера, даже самого талантливого и неординарного, рано или поздно в карьере обязательно случится довольно проходная роль в слабом фильме. Таким фильмом и стала «Гостья» для Ронан. На волне успеха саги «Сумерки» режиссер Эндрю Никкол решил воплотить на экране другую историю автора. Да, Майер написала постапокалиптическую историю до того, как это стало мейнстримом. Надо сказать, что у Никкола были две изумительные работы в качестве сценариста — «Шоу Трумана» и «Терминал», — которые стали мировой любимой классикой. А вот в качестве режиссера Эндрю оказался одержим идеей постапокалипсиса и киберпанка: «Гаттака», «Симона», «Время», «Анон», «Гостья». Если смотреть три последних фильма подряд (в любом порядке), то покажется, что вы смотрите одну огромную и весьма унылую кинокартину.
Но всё же «Гостья» заслуживает внимания. Довольно интересный мир (не в фильме, возможно, но в книге точно), обаятельные персонажи (что заслуга, конечно, актеров) и в меру динамичный сюжет. К сожалению, мир не был готов к этой истории на экранах (да и вообще киноработы режиссера Никкола не получают признания, разве что в очень узких кругах). Зато у нас появилась возможность увидеть Сиршу в роли инопланетянки. Как по мне, это для нее прекрасное амплуа. Жаль, что фильм оставляет желать лучшего. Лучшего сценария и лучшего воплощения.
«Как я теперь люблю» 2013 год
Любопытный фильм и книга, по которой он снят. История о первой любви и третьей мировой войне, которая не может стать препятствием для чувств. Кудрявый юный Том Холланд, изумительные смоки Сирши, волевые черты лица Джорджа Маккея — вот уже 3 причины посмотреть эту экранизацию. Хоть автор романа и писала книги для детей и подростков, именно эта история очень взрослая в своей невинности. Сюжет сконцентрирован на главной героине Дейзи, которая влюбляется в своего кузена. И счастье первой любви разбивается о начало войны. Конечно, это выдуманные обстоятельства, но оттого они не менее страшные и реальные. Каждое слово, каждый жест, каждый взгляд — прямо в сердце. Очень советую посмотреть, приготовив упаковку платочков для слез.
«Бруклин» 2015 год
Где-то на этом фильме режиссеры и зрители поняли, насколько юной Сирше идет эпоха ретро. Кажется, даже сильнее, чем образ инопланетянки. Ее проницательные глаза, полные одновременно печали, надежды, внутреннего света оказались не самой главной фишкой фильма. За одни только глаза на «Оскар» не номинируют.
Меланхоличный и светлый фильм, наполненный любовью к родине и неважно, к какой — Ирландия, Нью-Йорк, любой другой уголок нашего огромного мира. История юной ирландки Эйлиш учит зрителя (и читателя) тому, что дом всегда в твоем сердце. Прекрасный визуально фильм старательно подчеркивает нереальность внешности главной актрисы — свет всегда падает на Ронан как-то особенно, будто она не с этой планеты, не из нашего времени. Это тот редкий, в моем случае, момент, когда я искренне влюблена в особый флер оскароносных картин.
«На берегу» 2017 год
Сирша Ронан снова в экранизации романа Иэна Макьюэна. И снова в центре истории, а на этот раз и вовсе в главной роли.
Очень камерное, душевное кино о трагедии всей жизни. Молодые супруги Флоранс и Эдвард очень разные. Их объединяет любовь друг к другу и неопытность в постели. Когда они решают пожениться, они оба понимают, что эта тема важна для них обоих. И оба они не знают, как подступиться к этому. Фильм сконцентрирован на одной ночи, на одном лишь событии. Это очень глубокое интеллектуальное кино, которое заставляет задуматься. О воспитании, о темах разговоров с близкими, о детях и взрослых, о женщинах и мужчинах. Хочется посмотреть другими глазами на самого себя. Не будучи большим фанатом монотонных фильмов, я получила огромное удовольствие от просмотра этой экранизации.
«Чайка» 2018 год
Есть что-то тешащее самолюбие в том, что иностранные кинокомпании нередко обращают взор на нашу классику. Особенно они любят и ценят пьесы Чехова, который навсегда связал свое имя с театром во всём мире. Не стал исключением и Майкл Майер, снявший к кинофестивалю «Трайбека» свою версию великой «Чайки».
Очень красивое, художественное воплощение знакомой истории с новым взглядом на хронологию: фильм начинается с четвертого акта пьесы, остальные события представлены как флэшбек. Изменения незначительные, почти неощутимые. Режиссер, сценарист и актеры отнеслись к оригиналу с большим уважением и со всей возможной бережностью.
И как прекрасна Сирша в роли Нины! Как хороша! Как свежа! К классике можно относиться по-разному, но с таким киновоплощением она, безусловно, заслуживает внимания.
«Маленькие женщины» 2019 год
Нашумевшая экранизация классики. Это далеко не первый фильм, снятый по знаменитому роману Олкотт, но один из самых известных (вторым известным воплощением романа можно назвать экранизацию 1994 года с Вайноной Райдер в роли Джо). Безусловно, актерский состав этой версии оказался наиболее выигрышным: Эмма Уотсон, Сирша Ронан, Тимоти Шаламе, Мэрил Стрип — уже эта четверка способна затянуть в кинотеатры весь мир.
Эта экранизация снова помещает прекрасную Ронан в эпоху, которая ей идет. Меня послушать, так ей идет любая эпоха: настоящее, будущее, прошлое, но да, к чему отрицать — ей идет всё. Но если в предыдущих экранизациях Сирша подчеркивала свою утонченность и женственность, сияющие изнутри, роль Джо для нее поворот — суровая девушка с амбициями, мечтающая стать писательницей и чувствующая себя комфортно в обществе мужчин.
Экранизация получилась прекрасной, хотя мнения, конечно, разнятся. Но я была удивлена, когда мне однажды позвонила мама, настоятельно советуя посмотреть этот фильм, так он понравился ей.
Помимо ролей в кино Сирша пробует свои силы и в театре, отдавая дань Шекспиру и доказывая всем снова и снова: она не просто маленькая девочка с синими глазами, она актриса! Она всё еще юна и свежа, чем, кажется, еще долго будут пользоваться режиссеры. Она полна жизни, света и невинности. Великая актриса за внешностью прекрасного ангела. Пусть впереди будет еще множество сильных ролей, выводящих на эмоции. Пусть заветный «Оскар» спустя столько номинаций наконец окажется в руках гениальной девушки.
ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ЛАЙВЛИБА. Подписывайтесь, будет интересно!
Текст: колумнист и автор телеграм-канала «Записки на полях»Лина Синявская