Найти тему
Дневник кинозрителя

Выпуск 16. «Жанна»: почему, смотря фильм Константина Статского, я вспомнила о картине Звягинцева?

В воскресенье по ТВ посмотрела фильм «Жанна». Кино относительно новое, снято в прошлом году, но раньше я его не видела. Сильнейшее впечатление произвела картина, и через пять лет, не пересматривая, я легко вспомню её со всеми подробностями.

Девочка Аня родилась уже на излёте советского времени, а взрослеть ей пришлось в девяностые, проходя долгий путь к цели через потери, боль, разочарования. Она стала взрослой, добилась абсолютно всего и добавила к своему имени, «сладчайшему для губ людских и слуха», ещё одну букву как знак необратимости перемен. «Ж» – это железные доспехи, которые не снимаются почти никогда и ни перед кем. «Ж» – это жёсткость, необходимая для управления крупной фирмой и для того, чтобы уметь разговаривать с рабочими в самых патовых ситуациях. «Ж» – это самодостаточная женщина, понимающая всё о жизни и знающая себе цену. Но и многое в прошлом, в котором когда-то жила девочка Аня можно назвать словом на букву «ж». Многое, но не всё.

У Жанны нет детей. («Да я никогда не хотела».) Ей некому говорить типовые фразы: «мне никто не помогал…» и «да я в твои годы уже…». Но у неё есть молодой любовник Андрей (А. Новак), почти пацан, ещё совсем недалеко ушёл от ребёнка. Вот рядом с ним хочется снять все доспехи и быть мягкой. Хочется его баловать, повезти, например, на море, ведь все дети мечтают поехать к морю. Но Андрей вдруг неожиданно показал себя совсем взрослым. Он признался, что скоро станет папой и хочет уйти от Жанны к матери своего ребёнка. Андрей намерен начать новую жизнь и уверен, что у него всё получится. История Андрея и Кати развивается параллельно истории Жанны и постепенно выходит на первый план. К ней я ещё вернусь, а пока хочу сказать несколько слов об актёрских работах. Понятно, что главная здесь – героиня Ксении Раппопорт. Играет актриса прекрасно, проживая на экране целую жизнь. Но меня впечатлили и второстепенные персонажи, без которых образ Жанны не стал бы таким объёмным. Очень достоверно выглядел на экране отец Ани (И. Гарбузов). Он идёт с чемоданом и думает, что изменит что-то в своей жизни. На самом деле понятно, что ничего у него не изменится никогда. Впечатлил Толик (В. Комаров), главарь ОПГ. Оказывается, настоящую любовь можно показать очень скупыми средствами. Евгения Миронова я узнала далеко не сразу, настолько он здесь не похож на себя всегдашнего.

-2

Ну и, конечно, Таисия Вилкова очень здорово сыграла Катю. Ей удалось показать прямо-таки железобетонную наглость, скрытую за простоватой внешностью её героини.

-3

Глядя на молодых Андрея и Катю, я отчётливо вспомнила фильм Звягинцева «Елена». Он тоже назван именем женщины и тоже очень реалистичен. Реалистичность – неизменная фирменная фишка стиля Звягинцева. Но самое главное, что фильмы «Елена» и «Жанна» при абсолютной разнице в сюжетах совпадают по смыслу. Однако моё зрительское отношение к этим картинам различно. «Елена» очень не понравилась, показалось, что отдельный, очень нетипичный случай возводится в абсолют и демонстрируется как закономерность. Я восприняла «Елену» если не как стопроцентную клевету на наш народ, то точно как фильм, в котором очень и очень сгущены краски. Герою Смирнова сочувствовать совсем не хотелось. Я сразу поняла, что пересматривать «Елену» никогда не буду. Другое дело – «Жанна», фильм понравился каждой своей секундой. Узнавая Андрея и Катю на экране, я видела, что они типичные представители некоторой части нашей молодёжи. Конечно, таких не большинство, но довольно изрядное количество. Я очень сочувствовала Жанне и даже одобрила её поступок в финале. Конечно, я не смогла предугадать финал. Он стал для меня, как и для большинства зрителей, неожиданным, но я была ему рада.

Подозреваю, что многие зрители со мной не согласятся и даже, возможно, осудят меня за такую позицию. Но думаю, что и единомышленники у меня найдутся. А может, вы ещё фильм не видели и не знаете, как отнеслись бы к поступку Жанны? Если интересно, посмотрите.