Найти тему
Фильманьяк

Ничья земля (2001) - универсальная притча о тупиковости любой войны

А приключилось всё из-за того, что солдаты заблудились в тумане.
А приключилось всё из-за того, что солдаты заблудились в тумане.
Время действия – Югославский конфликт. Двое солдат противоборствующих сторон оказываются на «ничьей земле» - в брошенном окопе между позициями сербов и боснийцев. Оба ранены. А тут ещё выясняется, что среди них затесался и третий, самый склонный к поиску компромисса, поскольку он лежит на мине, которую не обезвредить.
Основная полемика между героями сводится к печальному итогу - у кого оружие, тот и прав.
Основная полемика между героями сводится к печальному итогу - у кого оружие, тот и прав.

Нелепые французские миротворцы выдвигаются к месту курьёза, чтобы в итоге рассеянно разводить руками от непонимания того, что тут можно поделать. В высших кругах ситуацию пытаются игнорировать ровно до того момента, пока пресса не захочет найти ответственного.

Некоторые всё прекрасно понимают, но не имеют права говорить правду.
Некоторые всё прекрасно понимают, но не имеют права говорить правду.

Премия «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм» была оперативно отхвачена у, казалось бы, безусловного фаворита «Амели». Но «Ничья земля» в конечном счёте больше разочаровывает. Нет, фильм-то неплохой, но он попросту не работает на полную мощность. По факту все дифирамбы здесь относятся только к самой задумке Даниса Тановича, которая действительно универсальна для живописания абсурда войны.

В какой-то момент появляется надежда, что люди могут договориться, помня об общих корнях.
В какой-то момент появляется надежда, что люди могут договориться, помня об общих корнях.

Но когда дело доходит до реализации, то как-то и не смешно – и не трагично. Конечно, не всякий фильм о войне требует гнетущей атмосферы. Но у Тановича вся постановка какая-то беззубая. Может быть не всякому кино нужно присутствие Тома Хэнкса как в «Спасти рядового Райана», но тут дело всё-же не в актёрах, а в том больше, что Танович всё оставляет в подвешенном состоянии, словно сам выступает с позиции «ничьей земли», избегая обвинений.

Ситуация между персонажами патовая, отчего тут либо все спасутся, либо все погибнут. Уступать никто не хочет.
Ситуация между персонажами патовая, отчего тут либо все спасутся, либо все погибнут. Уступать никто не хочет.

Наверное, основная неудача фильма заключается в следующем. Когда из окопа действие переносится к возне военных, миротворцев, чиновников и журналистов, Танович пытается всё это показывать смешным, что у него категорически не получается. Поэтому постепенно кино начинает навевать скуку, а финал не производит ударного впечатления – тем более, что его можно предугадать довольно быстро. «Ничья земля» - неплохое антивоенное высказывание, форма и содержание которого увы, оставляют желать лучшего.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.