Время действия – Югославский конфликт. Двое солдат противоборствующих сторон оказываются на «ничьей земле» - в брошенном окопе между позициями сербов и боснийцев. Оба ранены. А тут ещё выясняется, что среди них затесался и третий, самый склонный к поиску компромисса, поскольку он лежит на мине, которую не обезвредить.
Нелепые французские миротворцы выдвигаются к месту курьёза, чтобы в итоге рассеянно разводить руками от непонимания того, что тут можно поделать. В высших кругах ситуацию пытаются игнорировать ровно до того момента, пока пресса не захочет найти ответственного.
Премия «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм» была оперативно отхвачена у, казалось бы, безусловного фаворита «Амели». Но «Ничья земля» в конечном счёте больше разочаровывает. Нет, фильм-то неплохой, но он попросту не работает на полную мощность. По факту все дифирамбы здесь относятся только к самой задумке Даниса Тановича, которая действительно универсальна для живописания абсурда войны.
Но когда дело доходит до реализации, то как-то и не смешно – и не трагично. Конечно, не всякий фильм о войне требует гнетущей атмосферы. Но у Тановича вся постановка какая-то беззубая. Может быть не всякому кино нужно присутствие Тома Хэнкса как в «Спасти рядового Райана», но тут дело всё-же не в актёрах, а в том больше, что Танович всё оставляет в подвешенном состоянии, словно сам выступает с позиции «ничьей земли», избегая обвинений.
Наверное, основная неудача фильма заключается в следующем. Когда из окопа действие переносится к возне военных, миротворцев, чиновников и журналистов, Танович пытается всё это показывать смешным, что у него категорически не получается. Поэтому постепенно кино начинает навевать скуку, а финал не производит ударного впечатления – тем более, что его можно предугадать довольно быстро. «Ничья земля» - неплохое антивоенное высказывание, форма и содержание которого увы, оставляют желать лучшего.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.