Найти тему
Культура 문화 文化

Расторжение брака в Чосоне

В конфуцианстве брак — это небесный союз мужчины с женщиной. Брак был абсолютно патриархален и служил основой человеческих отношений в обществе. Чем отличался конфуцианский патриархальный брак от христианского? Конфуцианский брак не ограничивал право мужчины на развод.

В Чосоне для оформления развода требовалось государственное разрешение. За разрешением мог обратиться мужчина, его родители или глава рода. Согласия жены или её родственников для развода не требовалось. Жена вообще могла не знать о происходящем до того момента пока её не попросят «освободить помещение».

Основным документом на который ссылались в требованиях развода был чхильчхульсампулко 칠출삼불거(七出三不去) где чхил — семь, а чхуль — зло.

В семь зол входили:

1. Неповиновение родителям мужа

2. Неспособность родить сына

3. Измена, распутство

4. Чрезмерная ревность (та, которая могла навредить социальному положению мужчины или нарушала мир в семье)

5. Неизлечимое заболевание у жены

6. Воровство

7. Болтливость

Но корейское общество всегда негативно относилось к практике разводов. Полноценность семьи ставилась выше патриархальных свобод мужчин, поэтому семь зол функционировали довольно слабо. Самыми убедительными причинами для развода были: непослушание родителям мужа (в этом случае было желательным, чтобы просьба о разводе исходила от родителей), прелюбодеяние (поимка с поличным или наличие свидетелей — гарантия обретения свободы), причинение физического вреда мужу.

Семья, её целостность, была гарантом выполнения конфуцианских обрядов и главного из них — поминовения предков. Поэтому кроме чхильчхуль — поводов для развода, документ содержал сампулько — запреты на развод. Мужчина не мог получить развод в трёх случаях:

1. Жена пережила с ним трёхлетний траур по его родителям/родителю

2. Мужчина разбогател за время брака с этой женщиной

3. Если женщине некуда уйти

Но называть причину развода не требовалось, если оба супруга хотели развестись, чего почти не случалось. Даже при полной невыносимости семейных отношений, женщины предпочитали избегать расторжения брака. В отличие от мужчины, разведённая женщина социально обреченной.

Ким Тык Син "Нарушители покоя"
Ким Тык Син "Нарушители покоя"

Женщина не могла требовать развода. Но она могла обратиться с просьбой о проведении принудительного развода к другому мужчине (полиции нравов, чиновнику или главе семьи, из которой она происходила).

Достойными поводами для обращения женщины служили:

1. Если муж бьет жену (в этом случае для оформления развода требовалось согласие мужа)

2. Муж покинул семью и не появлялся в доме в течение многих лет

  • Надо отметить, что в случае, если жена сбегала к другому мужчине и не появлялась дома в течение длительного времени — это считалось предательством рода мужа (背夫) и каралось высшей мерой наказания — смертной казнью. По аналогии с изменой государственной.

Так же как и с вдовством — всё вышесказанное в большей мере относилось к знати и среднему классу.

О делении старого корейского общества я писала в статье «Вдовы и вдовцы Чосона», но если вам неохота читать/перечитывать статью, вот цитата:

Общество делилось на три категории:
🤴 знать — сдают экзамены на государственную должность, едят белый рис, имеют деньги и власть, составляют небольшой процент от общества в целом;
👨‍⚖️средний класс — можно разделить на два подкласса — обедневшая знать или разбогатевший средний класс — рвутся сдавать экзамены, хорошо знакомы со вкусом риса, имеют свою землю, слуги и скот в хорошем количестве;
👩‍🌾вышедшие из бедняков, устойчиво стоящие на ногах зажиточные люди — чумизу едят чаще риса, поля свои или в долгой аренде, слуг и скота не много, об экзаменах не думают;
🧔 бедняки — едят пшено и чумизу, необразованны, не имеют своей земли, балансируют на грани рабства.

Бедняки жили по своим правилам — по причине безденежья свадеб не играли и браков не регистрировали. Обращаться к государству за разрешением на развод у них нужды не было.

У низшего сословия действовало правило 사정파의 соджонпхае, что можно понять как завершение по обстоятельствам.

Супруги просто договаривались о разводе и как подтверждение совершенной сделки разрезали свои воротники и обменивались половинками друг с другом. Женщина в этом случае могла повторно выйти замуж по «вдовьему методу».

Чосонское государство буквально подавляло любые попытки своих подданных как либо перетрясти ячейки обществ. И если на проделки низших сословий закрывало глаза, то с высших требовало по полной программе. В старых документах полно случаев отказов мужчинам в разводе и немало случаев наказания незадачливых настойчивых просителей палками за неповиновение государству (это в том случае, если мужчина получил один отказ в разводе, но подает второй третий с другими основаниями).

Основной отдушиной в ставшей невыносимой семейной жизни была система наложниц.

Вдовы и вдовцы Чосона. Часть 1.
Культура 문화 文化15 февраля 2023