Снаряд упал в конце огорода и угодил прямо в дерево.
Как раз в тот момент, когда ополченцы укладывались на ночлег, а Тим решил набрать еще недоспелых, бархатистых и пачкающихся йодом орехов…
…Темно-серый, покрытый глубокими трещинами ствол, казалось, вздрогнул от моего прикосновения. Я ходил между срубленных, развороченных и разбросанных веток, вытирал слезы и искал ту, которую боялся не найти. Но чудо случилось. Она лежала метрах в десяти от ствола и выделялась большим шишкообразным наростом.
Достав нож, я попытался вскрыть его. Выл и кромсал, кромсал и выл. До тех пор, пока лезвие не сломалось и, сорвавшаяся с рукоятки рука, не окрасила ствол в ярко-алый цвет.
Почти ничего не видя, я шел за ножовкой, а через пять минут «пиления» ее зуб противно заскрежетал по металлу. Сделав еще один пропил, прихваченным на всякий случай долотом, снял слой коры и вытащил небольшой, завинчивающий футлярчик.
Ох, и досталось же нам, пацанам, от старшего Наливайко, когда тот обнаружил пропажу. Но мы запоем читали «Молодую Гвардию» и молчали, как партизаны. С замиранием сердца я развинтил футляр и взял в руки окрашенный нашей к-р-овью листок бумаги. Казалось, что его положили совсем недавно. Клятва, почти 30 лет назад выведенная рукой Тима, сообщила мне о том, чего я не забывал никогда: «Богдан, Тимур и Веталь – друзья навеки. Пока с-м-ерть не разлучит нас».
Я хорошо помню как мы, ругаясь совсем по-взрослому, ковыряли не поддающуюся плоть могучего дерева, как выдалбливали углубление, как прятали «капсулу памяти» и замазывали ее землей. А потом каждый день смотрели, нарастает ли на ней кора? Мы верили, что запечатанная на-мер-тво клятва не позволит нам разлучиться.
…Тим (язык не поворачивается сказать слово «тело»), лежал под навесом. Я наклонился над ним и, разжав кулак, вытащил из него три, еще хранивших тепло друга, ореха. Через несколько дней мы узнали о том, что стрелявшим по Горловке орудием командовал Богдан Наливайко*.
«Пока см-ер-ть не разлучит нас…»
PS: Рассказ имеет под собой реальную основу. Виталий (Веталь), к сожалению, "ушел" больше года назад... Про Богдана ничего не известно.