Посол России в Сеуле Андрей Кулик, зная внутреннюю ситуацию, давал такую характеристику: он говорил, что Южная Корея не стала откровенно недружественной страной для России. Но и обратил внимание, что ограничительные меры тогда были очень-очень аккуратными. Что произошло за буквально полтора месяца?
Сергей Михеев: Посол, видимо, ошибался. Я думаю, что произошел, во-первых, визит Си Цзиньпина в Москву; во-вторых, произошло то, что, видимо, у России и Китая появилась более общая и более лояльная к Северной Корее позиция. И, ко всему прочему, мы видим, что Северная Корея продолжает наращивать всевозможные испытания, в том числе своего ракетного оружия, и всевозможные положительные высказывания в адрес России и проводимой ею спецоперации тоже не остаются незамеченными. В этой ситуации Южная Корея считает, что быть ближе к американской политике – это хороший способ решать проблему. Хотя, на мой взгляд, это способ как раз создавать проблему. Вообще близость к американцам никому никогда никакого комфорта не доставляла, потому что американцы всегда только используют другие страны, другие народы для решения собственных задач.
Я думаю, этим обусловлено. Мне кажется, эта политика со стороны Южной Кореи недальновидная, глупая. Тем более, что Россия - большой рынок для южнокорейской экономики. Найти себе замену будет крайне сложно. А уж если говорить о том, что американцы просят Южную Корею и с Китаем ограничить отношения, вообще ситуация для Южной Кореи становится совсем неприятная в перспективе.
Германский ли путь приготовлен Сеулу? В регионе Южная Корея очень крупная страна.
Сергей Михеев: Конечно, да, Вы правы. Америка именно это и делает - она решает свои проблемы за чужой счет. Это, собственно, о чем я говорил только что – быть ближе к Америке ни для кого никогда не было путем к процветанию. Вот и всё.
Она не ко всем же пристает. Америка выбирает в регионе на планете какую-то страну, которая ей нужна.
Сергей Михеев: Она ко всем пристает. К тем, кто им нужен, они пристают больше; а кто не нужен – к тем меньше. Но сейчас политика такая – Америка находится не в самом лучшем состоянии с точки зрения экономики. И поэтому она пытается все эти проблемы переложить на плечи других. Вот европейцы, Южная Корея и все остальные пусть давят на Россию и Китай. «Мы будем преследовать собственные интересы», - говорят американцы.
Смотрите, как интересно. [непонятно] говорит: «Мы не можем разорвать отношения с Китаем», а Южной Корее говорят: «А вы давайте, ограничивайте их».
Учитывая, что Южная Корея – сосед.
Сергей Михеев: Да. Американцы даже целый ряд торговых позиций с Россией не свернули, а европейцы говорят: надо полностью всё это остановить. Вот и всё. Они за чужой счет, за счет чужих проблем пытаются решать свои. Это цинично и откровенно, но многие страны на это идут. Южная Корея в данном случае, конечно, заложник ситуации разделенного Корейского полуострова. Они считают, что Северная Корея угрожает военным путем. Хотя позицию северных корейцев миролюбивой не назовешь, но сейчас активизация Северной Кореи связана с американо-южнокорейскими учениями. Всё достаточно понятно. В конце концов, Ким Чен Ын много раз говорил: «Мы хотим гарантий безопасности, мы хотим торгово-экономического сотрудничества. Что к нам пристали? Давайте договоримся обо всем».
Он же пошел в какой-то момент даже на переговоры с Трампом. Они встречались, если помните, в Сингапуре. Сказать, что позиция Северной Кореи совершенно непрогибаемая, абсолютно нерабочая, что с ними ни о чем нельзя говорить – это ложь. Если уж он согласился на встречу с американским президентом, то при желании можно было бы найти какой-то компромисс в ситуации с Пхеньяном (столица Северной Кореи). Но американцам это не нужно. Им гораздо проще заставлять Южную Корею идти на шаги, которые её же экономике вредят, чем искать какие-то компромиссы. Почему Трамп пытался найти общий язык с Северной Кореей? Он понимал, что это фактор в отношениях с Китаем. Но не получилось у него. Возможно, в том числе потому, что не дали это сделать. Кто знает. Американцам ситуация напряженности между Северной и Южной Кореей выгодна, а почему нет? Им выгодно, когда кто-то ищет у них защиты: как с европейцами, как с Южной Кореей. Чем более напряженной будет ситуация, тем им выгоднее. Вот и всё. А Южная Корея, интересы её народа - они мало их интересуют.