Первый ташкентский «дискоклуб», как выяснилось, появился еще в 1905 г. в махаллинской чайхоне. В том дореволюционном «дискоклубе» прошлого века крутили пластинки на граммофоне. То есть люди развлекались, слушая грампластинки, а значит чайхону можно смело назвать прообразом дискотеки.
По символической случайности имя организатора «дискоклуба» – Ильхомджона - совпало с названием первой дискотеки Узбекистана – «Ильхом», возникшей через 70 лет в 1975 году. Для тех, кто не знает, слово переводится как «вдохновение».
Разузнала об этом жившая в Ташкенте театровед Виолетта Макаова-Лаврова. Она заинтересовалась, в честь кого ташкентский завод грампластинок носил имя М. Т. Ташмухамедова. Изучая материалы, Виолетта попутно обнаружила, что еще в 1905 г. в старом городе Ташкента была чайхона, куда люди приходили не только поесть, чаю попить, поговорить, но и граммофон послушать. Виолетта любезно поделилась со мной этой информацией, я порылся в первоисточниках и вот, что стало известно.
Свидетельства о первой чайхоне с граммофоном в Ташкенте сохранились в работах музыковедов Тамары Семеновны Вызго и Бахриддина Насриддинова, а также, в повести Гафура Гуляма «Озорник». В ее первых строках говорится, что чайхона была крупным по тем временам заведением и находилась « на повороте от молочного ряда к махалле Махкама». Здесь, пишет Гафур Гулям, « …играл граммофон, без умолку звучали старинные песни в исполнении Туйчи-хафиза, Хамракула-коры, Ходжи Абдул-Азиза или ферганских певиц. Места в чайхане всегда не хватало. Посетители – в основном сыновья богатых торговцев - собирались вокруг дастархана, где были сахар, миндаль, фисташки, разные сладости, стояло варенье, зачастую красовался коньяк в соломенных плетенках. Гости весело горланили, рассказывали анекдоты, смеялись…». В общем, повторюсь, отдыхали под музыку с грампластинок в общественном месте, что сегодня и называется дискотекой.
Махалля Махкама в Старом городе, как объясняет сайт Tashkent Retrospective, «находилась на базаре Эски-Джува и относилась к Бешагачской части города, но часть махалли прихватывала Кукчинскую и Сибзарскую часть. Сейчас на этом месте небольшая дорога от проспекта Беруни (автостоянка) к станции метро "Чорсу", рядом с которой стоит мечеть махали». А на Юнусабаде есть чайхона «Махкам ота» (по крайне мере была несколько лет назад).
Создателя «дискоклуба» Ильхомджона Иногомджонова (1872-1938) в народе называли Ильхом-чайханщик. Это был предприимчивый по натуре человек с широкими культурными интересами. Граммофон для своей чайхоны он приобрел в Москве. На открытие чайханы пригласили известного певца Муллу Туйчи Ташмухамедова (Туйчи-хофиза, 1868-1943).
Объявление о «чудесах гирмофона» привлекло в чайхону множество людей. Мулла Туйчи Ташмухамедов выступил с разъяснениями о «секретах пения» граммофона, развеяв ложные и недоверчивые представления местных «скептиков. Это была своего рода тематическая программа прослушивания музыки, с чего, к слову, начинали первые ташкентские дискотеки.
Абдулла Каххар в своих «Сказках о былом» писал, что когда впервые увидел граммофон (опять-таки в чайхоне), то подумал, что внутри ящика с трубой, похожей на огромный цветок, было много маленьких поющих человечков.
Первая фабрика отечественных граммофонов «Сирена» появилась в России в 1910 г., а значит граммофон, который привез в Ташкент Ильхомджон, был иностранного, как говорили при советской власти, «фирменного» производства.
Оба энтузиаста - Ильхомджон Иногомджонов и Мулла Туйчи Ташмухамедов – стали в Туркестане пионерами «граммофонного дела», которое реально заинтересовало многих любознательных людей, охочих до необычного. Появился спрос на граммофоны и граммофонные пластинки. Повторюсь, есть что-то в том, что имя креативного чайханщика-энтузиаста совпало с названием первой ташкентской дискотеки «Ильхом» с дистанцией более в сто лет! Мало того, главным конкурентом «Ильхома» в Ташкенте была дискотека «Граммофон».
Довольно скоро Ильхомджон, наладил связь с варшавским отделением фабрики «Сирена» (Польша тогда входила в состав Российской империи) и существовавшей с 1901 г. студией звукозаписи в Риге, открыл первую звукозаписывающую студию в Ташкенте и, по словам историка и писателя Сироджиддина Ахмада, стал записывать известных певцов того времени.
В свою очередь Мулла Туйчи перед первой мировой войной открыл в Ташкенте, Худжанде и Андижане магазины по продаже граммофонов и пластинок. По его инициативе началась бурная эра записи певцов и инструменталистов Туркестана и Бухары. Сюда приезжали записывающие фирмы и студии из России и стран Европы. Например, специалисты из Москвы записали в исполнении Ташмухамедова более 20 народных песен. В интеллектуальной жизни края и развитии его музыкальной культуры началось время «поющих машин».
До революции Мулла Туйчи Ташмухамедов выступал в основном в узком кругу, на семейных праздниках, в советское время стал участвовать в концертах для широкого слушателя. В 1923 г. он был включен в группу концертного обслуживания Всероссийской сельскохозяйственной выставки в Москве. Не раз приезжал туда для записи узбекских народных песен. Начиная с 1928 г. и до конца своих дней Мулла Туйчи был певцом-солистом в Узбекистанском радиокомитете. Ему было присвоено звание Героя Труда и народного певца УзССР. В 1969 г. имя Муллы Туйчи Ташмухамедова получил Ташкентский завод грампластинок. Находился он на улице Грампластинок, улицы с подобным названием нет нигде в мире. Сейчас здесь мало что напоминает о нем.