Найти тему

"Петя и волк" Прокофьева: детская классика с темным прошлым

Симфоническая сказка для детей Петя и волк — Ресурсный центр Музыка
Симфоническая сказка для детей Петя и волк — Ресурсный центр Музыка

"Петя и Волк" Сергея Прокофьева - одно из самых любимых и известных произведений среди детской классической музыки. Симфоническая сказка, повествующая об истории маленького мальчика Пети и его друзей-животных, каждый из которых представлен своим инструментом в оркестре.

Но сегодня речь пойдет о том, что у этого очаровательного музыкального произведения имеется совсем недетское прошлое…

Русский композитор Сергей Прокофьев
Русский композитор Сергей Прокофьев

Прокофьев сочинил "Петю и Волка" в 1936 году, во время больших политических переворотов в Советском Союзе. Режим Иосифа Сталина положил начало кампании, выступающей против так называемого "формализма" в искусстве. Под словом “формализм” подразумевалась угроза социалистическому реализму - официальному стилю искусства, одобренному советским правительством. Сергей Прокофьев был одним из многих композиторов, которых критиковали за их якобы "элитарные" и "декадентские" работы.

В таком климате Прокофьев был вынужден действовать осторожно. Он знал, что его музыка будет тщательно изучаться властями и что любая допущенная оплошность может привести к серьезным последствиям в его карьере. Поэтому он решил создать произведение, которое было бы доступно и привлекательно для общих масс. Но в то же время в музыке ему нравилось использовать авангардные приемы, благодаря которым он стал известен.

Результатом таких действий стала симфоническая сказка "Петя и Волк". Прокофьев задумал ее как пьесу для детей, с простым сюжетом и запоминающимися мелодиями, которые было бы легко исполнять. Но он также включил в музыку тонкие отсылки к экспериментальности. Например, каждый персонаж в рассказе представлен разным инструментом, что свидетельствует об интересе Прокофьева к возможностям оркестровки. А диссонирующие аккорды, сопровождающие появление волка, были явным отречением от слащавой музыки, которую ожидали от детских развлечений того времени.

-3

Премьера "Пети и Волка" имела успех как у критиков, так и в коммерческом плане. Это произведение было воспринято аудиторией всех возрастов, и, по слухам, даже самому Иосифу Сталину оно понравилось. Но в последующие годы, по мере того как власть Сталина крепла, судьба Прокофьева менялась к худшему. Его обвинили в формализме и предательстве советского дела, а его музыку запретили к публичному исполнению. Несмотря на это, "Петю и Волка" продолжали исполнять в частном порядке. В конечном итоге, Прокофьев смог вернуть прежнее внимание публики.

Симфоническую сказку “Петя и Волк” невозможно оставить без внимания: её любят за причудливое повествование и запоминающиеся мелодии. Но история этого произведения служит напоминанием о важности свободы самовыражения во всех формах творческой деятельности.